научная статья по теме РЕЦ. НА: Ю.В. АРГУДЯЕВА, А.А. ХИСАМУТДИНОВ. ИЗ РОССИИ ЧЕРЕЗ АЗИЮ В АМЕРИКУ: РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ. ВЛАДИВОСТОК, 2013 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: Ю.В. АРГУДЯЕВА, А.А. ХИСАМУТДИНОВ. ИЗ РОССИИ ЧЕРЕЗ АЗИЮ В АМЕРИКУ: РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ. ВЛАДИВОСТОК, 2013»

В четвертой части сборника, озаглавленной "Исмаилиты-мусталиты (тайибиты)", авторы Сайфийа Кутбуддин и Тахир Кутбуддин максимально детально анализируют историю, идеологию и культуру тайибитов4. Если статьи и диссертации о низаритских исмаилитах в академических кругах России иногда встретить можно, то об исмаилитах-тайибитах не публикуется практически ничего.

Подводя итоги, хочу сказать, что выход такой книги, несмотря на некоторые замечания, о которых я говорил выше, является бесспорным вкладом в развитие международной научной мысли в области исмаилизма. Рецензируемый сборник будет крайне полезен для всех специалистов по истории и историографии исмаилизма, этнографов, религиоведов. Следует также отметить профессиональный перевод данного сборника на русский язык, который выполнила Лейла Рахимовна Додихудоева.

Примечания

1 Институт основан в 1977 г. с целью содействия изучению мусульманских культур и сообществ для лучшего понимания их взаимоотношений с другими сообществами и религиями. Тематика исследовательских программ Института охватывает культуру народов территорий, где исповедуется ислам, начиная от Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии и Африки вплоть до стран Западной Европы и Северной Америки. Особое внимание уделяется современному периоду в свете новых глобальных вызовов, в первую очередь вызовов мусульманским сообществам и всему человечеству. Издания Института отличает плюрализм взглядов; при этом, естественно, не упускается главный критерий научных публикаций - высокий академический статус.

2 Здесь и далее слово "имам" употребляется в значении "духовный лидер".

3 См.: www.akdn.org.

4 Тайибиты произошли от сына фатимидского халифа ал-Амира (ум. 1130 г.) ат-Тайиба. Сегодня они считаются исмаилитским меньшинством. Живут в основном в Йемене и Индии. Подробнее см.: Дафтари Ф. Исмаилиты: их история и доктрины. М.: Наталис, 2011. С. 313324.

ЭО, 2014 г., № 4

© В.А. Липинская. Рец. на: Ю.В. Аргудяева, А.А. Хисамутдинов. Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы. Владивосток: Дальнаука, 2013. 428 с.; илл., библ.

Существование этноса опирается на стойкость народа в сохранении своего самосознания и культуры, несмотря на сложные, иногда трагичные обстоятельства его истории. Монография Ю.В. Аргудяевой и А.А. Хисамутдинова "Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы" посвящена судьбам вероисповедальных групп русского народа, оказавшихся в трудных исторических условиях вне территории государства. Часть населения страны - приверженцы дониконовского вероисповедания - длительное время подвергались суровым испытаниям и вынуждены были мигрировать: на запад - за пределы государства, и на восток - на дальние окраины страны. Однако где бы ни пытались переселенцы обосноваться на постоянное жительство, они встречали недоверие и притеснения, что побуждало их уходить все дальше и дальше. К концу XX в. различные группы мигрантов начали сосредотачиваться в местностях Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Россию. Несмотря на почти три века странствований по значительной части экумены, заселенной разными народами, переселенцы оставались представителями русского этноса по самосознанию, но перенесли в АТР локальные наименования групп по местам их последнего пребывания: "синьцзянцы", "харбинцы" - выходцы из Китая и Маньчжурии, "турчины" - выходцы из Турции (с. 3, 4).

Сложная история мигрантов привлекла внимание российских ученых - этнолога Ю.В. Аргудяевой и историка А.А. Хасамутдинова, представляющих Дальневосточное отделение РАН и

Виктория Анатольевна Липинская - д.и.н., ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: lipa-va@mail.ru

Дальневосточный федеральный университет (Владивосток). Оба исследователя имеют многолетний опыт работы по изучению истории и культуры русского населения на Дальнем Востоке, а также - по рассмотрению проблем русской миграции в Китай, Маньчжурию, Корею, Японию, США. Соавторство столь опытных ученых позволило впервые собрать воедино и проанализировать выявленный ими весьма обширный, сложный и разнообразный материал, сконцентрировавший множество человеческих судеб.

В составе русского народа местные объединения старообрядцев, имевшие некоторые культурные особенности, рассматривались этнологами как локальные группы. Их называли также этнографическими группами, или этноконфессиональными, хотя они, по существу, являются частью единой православной паствы государства. За пределами страны старообрядцы официально рассматриваются как представители местной русской диаспоры. Авторы рецензируемой монографии считают все общины на территории американского региона как бы единой большой диаспорой, состоящей из локальных групп.

При работе над монографией авторы привлекли множество разнообразных источников, "...ведя исследование по двум основным направлениям: 1) архивно-библиотечное выявление исторических сведений о пребывании и перемещении старообрядцев в Турции, на российском Дальнем Востоке, в Китае, Южной и Северной Америке; 2) сопоставление жизни старообрядцев на азиатском и американском континентах и трансляция культурного наследия русских в Америку" (с. 5).

Особенно существенное значение имели непосредственные этнографические исследования в местах проживания старообрядцев в Америке (в штатах Аляска и Орегон) в городах и сельских поселениях. В 2010 г. состоялись две экспедиции авторов в США, давшие возможность получить биографические сведения об отдельных людях и семьях, собрать воспоминания об их жизни в России, Китае, Турции и Америке. В книге использованы и результаты экспедиционных наблюдений Ю.А. Аргудяевой, проводившихся ею на протяжении исследовательской работы в Приморском крае Дальнего Востока России.

Изучение судеб мигрантов неразрывно связано с рассмотрением проблем адаптации переселенцев из России к новой среде обитания, включая иные природные условия и политические, социально-экономические, этнические и демографические обстоятельства в разных государствах временного пребывания старообрядцев и после их обоснования в США. Авторы книги считают проблему адаптации одним из ключевых вопросов их исследования (с. 7).

Исторический подход к рассмотрению проблемы побудил исследователей охватить весь обозримый период перемещений старообрядцев за пределами страны, начиная от середины XVII в. и завершая объединением в единую диаспору на территории США.

Монография "Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы" построена по историко-географическому принципу. Она состоит из пяти глав, предисловия, заключения и приложения. Первая глава посвящена предыстории судеб представителей русской диаспоры в Америке: расколу в Православной церкви, обусловившему эмиграцию из России. В этой же главе помещен библиографический раздел. Изучение зарубежных старообрядцев было начато в России Н.И. Надеждиным, который выезжал для обследования русских поселений за западной границей страны. Результаты поездки были опубликованы в 1860 г. С того времени публикации о старообрядцах выходили в свет в разных странах на многих языках и исчисляются тысячами.

В книге имеется обширная библиография на русском и иностранных языках, представленная в ссылочном аппарате, в отдельной сводке (с. 389-404) и в специальном историографическом разделе под названием "Кто и как изучает русских старообрядцев в Азии и Америке". Автор -А.А. Хисамутдинов - анализирует работы, вышедшие в свет с начала XX в. Историография темы имеет полидисциплинарное направление. В нем проанализирована литература по этнографии, истории, демографии и т.д., изданная в разных странах и, соответственно, на нескольких языках. Подобный обзор сделан впервые в отечественной историографии.

Вторая и третья главы книги посвящены истории заселения русскими Дальнего Востока и частичному выходу за южные пределы страны. Эти главы содержат глубокий историко-этногра-фический анализ культуры переселенцев, выполненный Ю.В. Аргудяевой. Автор прослеживает последовательные волны выходцев из европейской части страны, приносивших культурные особенности этнографических групп русского народа. Ю.В. Аргудяева, характеризуя основной комплекс народной традиционной культуры, показывает создававшееся в дальневосточном регионе переплетение северно-, средне- и южнорусских элементов культуры, но уходили за рубеж в основном старообрядцы - носители преимущественно севернорусских традиций. Некоторые

из этих мигрантов и их потомки после многих лет поисков пристанища начали возвращаться в 1960-е гг. на дальневосточные земельные угодья.

В главах третьей и четвертой рассматривается пребывание старообрядцев в зарубежной Азии и в Южной Америке. Переселения в эти регионы производились с единой целью, определившейся еще в XVII в. и устойчиво сохранявшейся в последующие века. Как правило, миграции были неоднократны, осуществлялись по разным причинам, представителями различных этнографических групп и проходили в отличающихся условиях.

Так называемые турчины еще в XVIII в.обосновались в Анатолии под протекторатом Турции, отделившись от "некрасовцев" - выходцев из южных губерний России. До начала XX в. они жили своим замкнутым миром в иноэтничном окружении. И, как отметили авторы, лишь некоторые экзотические элементы местного материального быта смогли проникнуть в сохраняющиеся русские традиции. Однако в установившуюся мирную жизнь общин в начале XX в. ворвались события мировой геополитики. Они вызвали раскол общин, приведший к эмиграции "турчин" частично в США, частично - в Россию. Хотя при переселениях неизбежны трудности и даже случались разрывы семейных отношений, но в целом перемещение в выбранные страны и обустройство на новом месте было достаточно легким, поскольку поддерживалось правительствами каждого государства.

Судьба мигрантов в восточные страны азиатского континента оказалась более суровой и весьма драматичной. Начало XX в. принесло в Россию смену государственного уклада и иные нормы жизни, вызвавшие сопротивление старообрядцев и необходимость бежать из страны под угрозой репрессий. Переход за границу означал потерю хозяйства, нажитого имуще

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком