научная статья по теме РЕЦ. НА: Ж.А. ЕРМЕКБАЕВ. ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ В КАЗАХСТАНЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ. АЛМАТЫ: ДАЙК-ПРЕСС, 2009. 508 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: Ж.А. ЕРМЕКБАЕВ. ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ В КАЗАХСТАНЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ. АЛМАТЫ: ДАЙК-ПРЕСС, 2009. 508 С»

Рецензии

217

ЭО, 2010 г., № 4

© Г.В. Заурбекова. Рец. на: Ж.А. Ермекбаев. Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы. Алматы: Дайк-Пресс, 2009. 508 с.

За последнее время вышло немало книг, посвященных истории и культуре чеченцев и ингушей (или вайнахов, как называют себя эти народы). Такой всплеск интереса к прошлому этих народов был подстегнут, конечно, и военным конфликтом (1994-1996) в этой республике, отзвуки которого и поныне сотрясают горный край. Монография Ж.А. Ермекбаева посвящена вайнахам, депортированным в Казахстан в 1944 г.; многие из них и их потомки проживают там и поныне.

Автор книги - известный казахский ученый, заместитель директора Государственного музея Республики Казахстан, проф. Жарас Акишевич Ермекбаев. Каждый факт, каждое событие в жизни чеченских переселенцев в Казахстане, о которых рассказывается в книге, опираются на документальные источники, которые на протяжении ряда лет собирал автор не только в Государственном музее, но и в областных, городских архивах по всему Казахстану. В центре его внимания - любые факты, свидетельствующие о взаимопонимании и поддержке представителей репрессированных народов местным населением, и в первую очередь к азахским.

Ж.А. Ермекбаев уделяет особое внимание фактам взаимопомощи, сочувствия простых людей к депортируемым. Такие наблюдения приводят его к выводу, что в основной своей массе народы могут жить и сосуществовать только на основе взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества. Лучшие черты национального характера проявил казахский народ, другие народы республики в отношении депортированных чеченцев и ингушей. Этот вывод не просто провозглашается автором, но и обосновывается многочисленными конкретными примерами помощи переселенцам, зафиксированными в архивах Республики Казахстана и Российской Федерации. Эти факты подтверждаются и полевыми исследованиями Ж.А. Ермекбаева, проведенными как среди спецпереселенцев, так и их потомков. У книги очень солидная документальная база.

Во введении даются историографический и источниковедческий обзоры, обосновывается методология исследования, актуальность, новизна темы. В первой главе дается краткий очерк гражданской и этнополитической истории чеченцев и ингушей. Вторая глава знакомит читателей с предысторией вопроса, его юридическими аспектами; речь идет о недопустимости привлечения целых народов к ответственности по противозаконному принципу круговой поруки, по огульному обвинению в предательстве и сотрудничестве с врагом. Принцип коллективной ответственности целых народов отвергнут в большинстве цивилизованных стран мира. Третья глава посвящена расселению, обустройству и трудовой деятельности чеченцев и ингушей в Казахстане. На конкретных фактах, многочисленных архивных материалах и данных полевых исследований Ж.А. Ермекбаев анализирует тяжелый процесс адаптации переселенцев на новом месте. Доказательно, со ссылками на документы из архивов многих областей и районов бывшей Казахской ССР раскрывается подлинная история выживания людей, оказавшихся на грани гибели. Мы полностью согласны с выводом исследователя: "Непривычные резко континентальные климатические условия жизни, болезни, морально-психологический стресс, нелегкая адаптация к ландшафту и местным трудовым коллективам, неадекватное отношение части местного населения, руководителей колхозов, совхозов, предприятий, учреждений, находившихся под идеологическим воздействием партийных и советских органов, к спецпереселенцам, конечно, оставили неизгладимый след в памяти, особенно у взрослого населения спецпереселенцев, которым сейчас 70-80 лет" (с. 119). Чтобы изучить реальную картину расселения, трудоустройства и адаптации вайнахов в новых условиях, автору пришлось объехать весь Казахстан.

И по сей день в памяти казахстанцев сохранились добрые воспоминания о переселенцах с Кавказа, о трудовом вкладе вайнахов в народное хозяйство в те годы военного лихолетья. Как справедливо пишет исследователь, "чеченцы и ингуши наряду с другими спец-

Галина Висаевна Заурбекова - кандидат исторических наук, доцент Чеченского государственного университета; e-mail: asyazaurbekova@mail.ru

218

Этнографическое обозрение № 4, 2010

поселенцами работали в различных отраслях народного хозяйства. Они строили, пахали, пасли скот, трудились на промышленных предприятиях металлургической, цветной, нефтяной и других отраслей промышленности. Их использовали везде, где требовались рабочие руки. Горцам приходилось осваивать совершенно незнакомые для них профессии" (с. 139). Справедливость этих наблюдений подтверждает и В.А. Тишков: "В целом чеченцы успешно трудились и в городах, на предприятиях, особенно в легкой промышленности, в различных артелях" (с. 4).

В четвертой главе книги уделено внимание правовому положению спецпереселенцев, реабилитации и репатриации чеченцев и ингушей, этнической и социальной динамике чеченцев и ингушей от начала депортации и до возвращения на историческую родину. Жить 13 лет в советском обществе с клеймом пораженного в правах или политически неблагонадежного было тяжким испытанием для людей. Борьба спецпереселенцев за свои социальные и политические права и многие другие, доселе неизвестные факты из жизни депортированных народов, объективно и глубоко исследуются автором.

В жизни чеченцев и ингушей важное место всегда занимала религия. Они - мусульмане-сунниты шафиитского толка, а местное мусульманское население - казахи, татары, башкиры, уйгуры и др. - придерживались ханафитского толка. Тем не менее мусульмане всех национальностей находили способы и пути к взаимопониманию в то нелегкое время. Этот вывод автора основан на большом количестве примеров. Он не довольствуется только описанием тяжелого положения ингушей и чеченцев в Казахстане, но и приводит сведения об их возвращении на родину в 1950-е годы, где шло восстановление Чечено-Ингушской автономной республики, где порой возникала напряженность в связи с возвращением и обустройством вайнахов на своей исторической родине. Так, в 1958 г. возник конфликт между вайнахами, возвращавшимися из ссылки, и частью местного русскоязычного населения.

В заключительной главе анализируются современные этнические процессы у чеченцев и ингушей в условиях многонационального Казахстана, приводится много интересных сюжетов как исторического, так и этнографического плана, показывающих социальную и духовную ситуацию, сложившуюся у чеченцев и ингушей. Не со всеми выводами автора можно согласиться в отдельных деталях, однако его добросовестная и доброжелательная попытка постичь менталитет ингушей и чеченцев на уровне их повседневной культуры, рассказать о добрых конструктивных взаимоотношениях разных народов заслуживает внимания. Анализ исследователя дает возможность понять, как жили тогда и как живут ныне чеченцы и ингуши в Казахстане. Конкретный опыт жизни вайнахов-переселенцев в Казахстане показывает, что недоучет национальных особенностей может вызвать рецидивы вражды среди отдельных категорий населения. Рецензируемая книга выгодно отличается в этом плане объективностью, глубиной анализа. Достоинство работы заключается также и в качественном, хорошо оформленном научно-справочном аппарате, в котором обозначены раритетные архивные документы, материалы полевых исследований, списки архивных фондов, указатели имен и географических названий.

Основные нормативные документы, извлеченные из различных архивов, нашли место не только в тексте, но и в приложениях, что, несомненно, поднимает ценность книги. Не менее значимы и ценны полевые записи самого исследователя. Справочный блок увеличивает научную значимость книги, вызывает доверие к исследованию и уважение к автору, проделавшему такую добросовестную работу.

Уместно отметить и качественную полиграфическую составляющую книги. Монография насыщена интересными фотографиями, что вызывает особое внимание читателей-вайнахов, многие из которых до сих пор надеются увидеть своих еще не вернувшихся на родину близких людей. Кстати, на одной из фотографий, запечатлевших группу школьников, можно увидеть отца нынешнего президента Чеченской Республики Ахмад-Хаджи Кадырова.

Данное исследование актуально и будет востребовано специалистами не только сегодня, но и в будущем.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком