научная статья по теме РЕЦЕНЗИРУЕТСЯ: Ю.Д. ГРАНИН “ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ” Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕНЗИРУЕТСЯ: Ю.Д. ГРАНИН “ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ”»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2014, том 84, № 6, с. 564-567

В МИРЕ == КНИГ

Б01: 10.7868/80869587314060139

Ю.Д. ГРАНИН. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ.

М.: МЕДИАИНДУСТРИЯ, 2013. 282 с.

Автор этой очень интересной книги решил предложить вниманию читателей социально-философскую концепцию зарождения, развития и распространения процесса глобализации человечества, представленного в многообразии его конкретно-исторических воплощений. Дабы понять рискованность реализации этой задачи, следует вспомнить, что, невзирая на довольно продолжительную историю изучения глобализации, консенсус в интерпретации её природы и генезиса так и не был достигнут. Отсутствует даже точная датировка введения в корпус социальных наук самого термина "глобализация" и тем более общепринятое содержание этой дефиниции.

С нациями и национализмом дело обстоит не лучше. Несмотря на то, что систематическое изучение наций и национализма имеет почти двухвековую историю, единства в понимании сути этих понятий, их форм и эволюции, пожалуй, ещё меньше. Иными словами, в научном сообществе нет единства взглядов на природу, формы, характер и направления эволюции ни "глобализации", ни "наций" (и "национальных государств"), ни "национализма". Нет и общепринятых концепций этих исторических феноменов и тем более работ, специально исследующих эволюцию их формирования и противоречивого взаимодействия (диалектику) в прошлом и настоящем.

В литературе глобализация и национализм обычно интерпретируются как не связанные между собой и даже противостоящие друг другу исторические явления: глобализация рассматривается как недавно возникшая тенденция к экономической и политической интеграции народов и стран, а национализм — как многовековая разъединяющая их идеология и практика. В таком случае невозможно понять, почему, например, общепризнанные субъекты современной глобализации (США, Великобритания, Франция и другие страны) одновременно являются отчаянными националистами, отстаивающими "национальные интересы" своих народов и корпораций в любой точке мира. Зато интуитивно ясно, что вынесенная в заглавие монографии тема относит-

ся к числу тех междисциплинарных проблем, осмысление которых осуществляется в пределах сложных и весьма разнообразных онтологических координат, где понятия "глобализация" и "национализм" меняют своё содержание вплоть до противоположного.

Тот факт, что автору удалось теоретически связать, на первый взгляд, несовместимые явления — глобализацию и национализм, с моей точки зрения, главное достоинство работы. По мнению Ю.Д. Гранина, утрата экономистами, социологами, другими специалистами внутренней взаимосвязи феноменов глобализации и национализма есть следствие заимствованного из классического естествознания объективизма — интерпретации истории как поля действия неких безличных "сил" и "систем". Между тем, отмечается в первой главе "Глобализация и её трактовки", социально-философский подход реализует иную парадигму исследования, интерпретирующую историю человечества как процесс, осуществляющийся в социально, политически и культурно оформленной совместной (предметно-практической и духовной) деятельности сплочённых в группы и общества людей, целостность и единство которого обеспечивается "вплетённым" в него "сознанием", и оно, будучи теснейшим образом связано с питающей его социокультурной средой, активно участвует в качественных изменениях исторического процесса. Это означает недопустимость изучения глобализации вне связи с эволюцией интересов (потребностей), мировоззрений и форм сознания взаимодействующих пространственно локализованных коллективных субъектов истории, подвергающихся в процессе миграций, торговых, финансово-экономических, военно-политических и духовно-культурных взаимодействий разнообразным трансформациям и поглощениям, в ходе которых образуются новые, численно и пространственно более крупные социальные, политические и социокультурные антропосоциальные целостности — объективно и субъективно-символически интегрированные в "общества" (социу-

мы), "государства" и "цивилизации" объединения людей.

Следовательно, отмечает автор, глобализация может быть интерпретирована как "мегатенден-ция к поэтапному объединению цивилизацион-но, экономически, культурно, политически и иначе разделённого человечества в потенциально возможную глобальную (планетарную) общность", выраженная «в предметно-практической и духовной организации/реорганизации внешнего и внутреннего социального (экономического, политического и иного) пространства совместной жизни интегрированных и интегрирующихся в социумы ("роды", "племена", "этносы", "нации"), государства и цивилизации индивидов» (с. 91). Соответственно, формирование, трансформация и географическое распространение социальных общностей (социумов), логично заключает Гранин, имманентны глобализации человечества, выражая и значительную часть содержания, и субъектную составляющую этого процесса. Поэтому при анализе глобализации нельзя игнорировать вопрос о формировании и эволюции "этносов", "наций", "национальных государств" и сопутствующего их становлению "национализма". Следуя предложенной интерпретации глобализации и заявленной логике исследования, мы должны "включить этногенез, формирование, развитие и экспансию наций и национализма во всемирно-исторический процесс глобализации человечества, реализуемый как последовательность сменяющих друг друга стадий и как совокупность сосуществующих и сменяющих друг друга исторических форм" (с. 92). Справедлива и мысль автора, согласно которой стадиям глобализации как всемирно-исторического процесса поэтапного объединения человечества соответствуют превалирующие в тот или иной период исторические формы антропосоциальных целост-ностей (типы государств и цивилизаций) и социальных общностей. Но поскольку в научном сообществе отсутствует единство взглядов относительно того, что собой представляют "этносы", "нации" и "национализм", Гранин уточняет содержание этих дефиниций во второй главе «"Нация" и "Национализм"». В ней рассматривается эволюция понятия "нация" в истории философии и науки XVIII—XIX вв., его современные трактовки, эксплицируются, анализируются и сравниваются основные концепции "наций" и "национализма", предлагается авторская — социально-философская — интерпретация сущности наций и национализма, выделяются виды и типы национализма.

Как и в случае с глобализацией, эксплицируя и сравнивая многочисленные подходы к изучению наций и национализма, автор отдаёт предпочтение современной неомарксистской версии социального конструктивизма. Согласно этой версии,

нации интерпретируются «как сплочённые общими чувствами идентичности и солидарности, связанные общими ценностями прошлого и настоящего, политически и социокультурно организованные (интегрированные) полиэтнические социумы, диалектически "снимающие" доминирующие ранее этнические формы социального бытия», а национализм — «в качестве нового исторического феномена социальной жизни человечества, существующего в многочисленных идеальных и предметно-практических воплощениях — в исторически конкретных дискурсах и практиках формирования, сохранения, развития и экспансии наций, основанных на предполагаемом превосходстве перед другими (этносами и нациями) и стремящихся использовать объективно существующую или воображаемую ситуацию экономического, культурного и другого "неравенства" в собственных целях — повышения статуса и благосостояния за счёт других народов» (с. 142).

Итак, "нация" и "национализм" понимаются как парные понятия и фиксируемые ими исторические феномены, которые возникли при определённых социальных (экономических, политических и иных) обстоятельствах и в результате целесообразных предметно-практических и интеллектуально--духовных усилий людей, осознавших потребность новых форм общественного бытия. Думаю, с таким пониманием можно согласиться.

В третьей главе "Глобализация: формирование наций и национализма в Европе" конкретизируется гипотеза о наличии конкурирующих и сменяющих друг друга исторических форм и векторов глобализации. Утверждая, что глобализация "была (и остаётся) результирующей многих попыток организации общего пространства совместной жизни народов и государств на основе разных политических и цивилизационно-куль-турных моделей развития" (с. 156), автор логично связывает особенности европейского вектора глобализации со становлением западноевропейской модели цивилизационного развития. Её исторический успех, помимо прочего, был обусловлен трансформацией политических субъектов и политических форм глобализации в европейском регионе планеты — переходом от этногосудар-ственных и этноимперских к национальным и национально-имперским формам общежития. Последние имманентны западноевропейскому типу развития, характерной чертой которого стало формирование принципиально новых социальных общностей — наций и сопутствующего их образованию национализма, что, в свою очередь, было вызвано финансово-экономической, военно-политической и социокультурной интеграцией полиэтнического населения Европы.

Обсуждая основные этапы и особенности этой интеграции в заключительном параграфе главы («От Европы "народностей" к Европе "наций" и

566

В МИРЕ КНИГ

национализма»), Гранин показывает, что они были связаны с формированием и взаимодействием двух основных видов национализма — государственного и этнического. По его мнению, нация — цель любого национализма, а национализм — средство национального строительства, доминирования и экспансии наций, используемое и не имеющими государственности этносами, и национальными государствами. «Последние применяли и применяют "национальные формы" глобальных стратегий, стремясь добиться геополитического, экономического и иного преимущества для своих наций, активно используя имперскую политическую конструкцию. История глобализации 17— 19 столетий — история поэтапного разнообразного использования национально особенных форм западноевропейской модели развития в целях финансово-экономического, военно-политического и культурно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком