научная статья по теме РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Б. ЕФИМОВА И О.В. ЛАСАЕВОЙ «АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИ СВЯТИТЕЛЕ ТИХОНЕ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ А.Б. ЕФИМОВА И О.В. ЛАСАЕВОЙ «АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИ СВЯТИТЕЛЕ ТИХОНЕ»»

РЕЦЕНЗИИ

НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ

АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ПЕТРОВ

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (Москва)

Тел.: 8 (495) 938-00-97; Е-mail: Alaska13@yandex.ru

В книге описывается жизнь Алеутской и Северо-Американской епархии в период с 1898 по 1907 г., когда ее возглавлял епископ Тихон (Белавин). Рассказано о приходах во внутренних районах США и Канаде. Описано проведение Священного собора Православной церкви в 1917-1918 гг. Книга построена на архивных источниках. Рассчитана на специалистов историков и широкого круга читателей.

Ключевые слова: Северная Америка, Православная церковь, Аляска, Калифорния, Алеутская и Северо-Американская епархия, Священный собор, Епископ Тихон (Белавин)

РЕЦЕНЗИЯ НА: А.Б. Ефимов, О.В. Ласаева «Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне» (М.: Изд-во «ПСТГУ», 2012. 509 с., ил.)

История православия в Северной Америке в настоящее время выходит на новый уровень научных исследований. В методологическом отношении одним из важнейших фундаментальных трудов стала книга митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), посвященная развитию Православной церкви на Аляске до 1917 г.1 Эта книга задала высокую научную планку по подготовке работ по данной тематике. Стало очевидно, что исследования по истории православия должны проводиться на междисциплинарной основе и с использованием всего многообразия архивных источников2. Важность такого подхода была отмечена на последних международных форумах3.

Новая монография видного отечественного специалиста по истории миссионерства профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Б. Ефимов и научного сотрудника этого университета О.В. Ласаевой тому подтверждение. А.Б. Ефимова и О.В. Ласаева выбрали для своего исследования изучение деятельности СевероАмериканской епархии, когда ее возглавлял епископ Тихон (Белавин), будущий патриарх Московский и всея России.

Монография состоит из предисловия, четырнадцати глав, заключения, приложения, географического и именного указателя.

В первой главе А.Б. Ефимов и О.В. Ласаева останавливаются на том, как повлияла эмиграция из России в США на развитие Церкви. Особой проблемой в этом авторы видят переход униатских приходов в православие. В монографии детально анализируются проблемы униатов, лежащие в правовом поле, а также характерные черты устройства униатских храмов. Авторы приходят к выводу о сложности ситуации, в которой оказались бывшие униаты, и вместе с тем показывают, какие пути выхода были предложены. Этот материал стала прологом к третьей и четвертой главам монографии, где изучается путешествие святителя Тихона на Аляску и в Канаду и рассматриваются первые приходы в западных штатах.

Пятая глава посвящена развитию Церкви в континентальной части Соединенных Штатов. Авторы справедливо отмечают, что первая Православная церковь была образована в ходе Гражданской войны в Новом Орлеане и ее отличало то, что было характерно для всех храмов США в дальнейшем: многоэтничие и многоязычие. Богослужение проводилось на греческом, славянском и английском языках. Жизнь православной Америки начала XX в. характеризовалась и открытием первого православного монастыря. Архиепископ Тихон принял в этом самое деятельное участие. Иеромонах Арсений - строитель этой обители писал: «Считаю своей священной обязанностью уведомить всю Американскую Русь о той великой радости, какая является громадным шагом вперед в деле благоустройства религиозно-моральной жизни русского народа в Америке»4. Авторы прослеживают судьбу монастыря и отмечают его значение при архиепископе Платоне.

Судьба Православной церкви в Америке неотделима от образования и от организации учебного процесса, школьного дела и воспитания подрастающего поколения.

Авторы раскрывают тенденции в развитии образования, которые привнесли русские: от усилий первых православных миссионеров 90-х гг. XVIII в. вплоть до начала XX в. Затрагивается весьма болезненный и дискуссионный в историографии вопрос об отношении инославных миссий и американского общества к православному образованию.

Читатель найдет в книге А.Б. Ефимова и О.В. Ласае-вой информацию о развитии приходов в Канаде. Этому посвящена девятая глава монографии.

Глава десятая перекликается с третьей. В ней также повествуется о духовном развитии населения на Аляске. Авторы останавливаются на причинах учреждения Сит-кинского викариатства. В ней говорится, что святитель Тихон посетил Кускоквим, а это внутренняя территория Аляски. Проникнуть туда, как мы знаем из путешествий Л.А. Загоскина, была крайне сложно. Экспедиции во внутренние районы Аляски под руководством героя России М.Г. Малахова в 2009-2012 гг. доказали, что наследие России в селениях по берегам рек Кускоквим и Юкон живо5. Этот феномен во многом объясним, если принять во внимание подвижническую деятельность таких миссионеров, как Святитель Тихон. Недаром, в дальнейшем он писал: «Недавно возвратился из далекой Аляски восвояси. Путешествие было не из легких. Удалось пробраться на Квихпак и Кускоквим, где архиереи еще не бывали...»6

Главы одиннадцатая и двенадцатая посвящены сербской миссии и сиро-арабскому викариатству, где последовательно разбираются вопросы о том, как проходила эмиграция сербов в США, как строилась и развивалась церковь.

Тринадцатая глава вновь нас возвращает к вопросам, поднятым ранее, а именно о взаимодействии с инослав-ными миссиями. Авторы разделяют это взаимоотношение на два больших региона: Аляску и территорию ниже 48 градуса северной широты. Так, если на Аляске, куда прибыли миссионеры-протестанты, существовала давняя традиция развития Православной церкви, то по отношению к другим штатам ситуация была противоположной.

Монография завершается кратким анализом Собора всей Северо-Американской епархии 1907 г. Авторы монографии пишут о том, что святитель Тихон мечтал о том, чтобы национальные православные приходы объединились своим национальным епископом-викарием, а викариатства объединялись в экзархат Русской Церкви. Однако православие в Америке со временем выросло не в экзархат, а в Поместную Православную церковь7.

При всех положительных сторонах рецензируемой работы книга вызывает ряд замечаний и пожеланий. Общая рекомендация - это более широко использовать работы отечественных и зарубежных специалистов по истории северной части Тихого океана. Монографию украсил бы список использованных источников и литературы.

При характеристике отдельных личностей, особенно в именном указателе, хотелось бы видеть более развернутые характеристики. Так, Г.И. Шелихов был не только основателем церкви на Кадьяке, что само по себе является спорным, принимая во внимание традиционную в историографии точку зрения о значении миссии из Валаамского

Л.В. Суни

149

монастыря в этом процессе, но и основателем первых постоянных русских поселений в Америке. Фрументий Мордовский был священником, направленным в русские колонии с проверкой. А.А. Пещуров, который хотя и был капитаном, но не армии, а капитаном 2-го ранга ВМФ и специальным правительственным уполномоченным в Америку по вопросу продажи Аляски. Если говорить об Аляске, то, конечно, главы, где идет об этом речь, хотелось бы расширить и дополнить, при этом более полно учесть

специальные разделы труда митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина)8.

Однако указанные ваше рекомендации и замечания носят частный характер и не влияют на общее положительное впечатление от прочтения монографии А.Б. Ефимова и О.В. Ласаевой.

Хочется надеяться, что авторы продолжат изучение православия и миссионерской деятельности как в Америке, так и в других регионах.

1 Митрополит Климент (Капалин) Русская православная церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009.

2 Петров А.Ю., Митрополит Климент (Капалин), Малахов М.Г., Ермолаев А.Н., Савельев И.В. История и наследие Русской Америки: итоги и перспективы исследований // Вестник Российской академии наук. 2011. № 12. С. 1090-1091.

3 Петров А.Ю., Ермолаев А.Н., Корсун С.А., Савельев И.В. 200 Лет российскому поселению-крепости на Американском континенте // Вестник Российской академии наук. 2012. Т. 82. № 10. С. 957.

4 Ефимов А.Б., Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М., 2012. С. 190.

5 Петров А.Ю., Митрополит Климент (Капалин), Малахов М.Г., Ермолаев А.Н., Савельев И.В. Указ. соч. С. 1093-1099.

6 Ефимов А.Б., Ласаева О.В. Алеутская и Северо-Американская епархия при святителе Тихоне. М., 2012. С. 190. С. 311.

7 Там же. С. 509-510.

8 Митрополит Климент (Капалин). Указ. соч.

ЛЕВ ВАЛЬТЕРОВИЧ СУНИ

доктор исторических наук, профессор (Петрозаводск) Тел.: (812) 534-28-28; Е-таИ: suni@karelia.ru В публикации анализируется деятельность старейшего исторического журнала Финляндии - «Исторического журнала», дается высокая оценка его вклада в развитие исторической науки.

Ключевые слова: Финляндия, «Исторический журнал», Г. Паландер, К. Бротерус, К. Бломстедт.

HISTORIALLINEN AIKAKAUSKIRJA (к 110-летию старейшего исторического журнала Финляндии)

7 мая 1903 г. в Хельсинки увидел свет первый номер «Исторического журнала», который был основан группой молодых исследователей (Г. Паландер, К. Бротерус, К. Бломстедт), разделявших популярные в то время взгляды Карла Лампрехта о влиянии культуры на развитие общества и роли нации в этом процессе. Его идеи были созвучны умонастроению финских историков и финской творческой интеллигенции, которые в начале ХХ в. боролись за сохранение национальной государственности и культуры в условиях начавшегося наступления царизма на автономию Финляндии. Свою задачу учредители журнала видели в том, чтобы знакомство с результатами отечественных и зарубежных исследований содействовало бы рождению дискуссий о методологии и содержании исторической науки, а ее достижения становились известными все большему кругу читателей.

Журнал рождался в обстановке резкого обострения общественно-политической ситуации в Финляндии, вызванной политикой генерал-губернатора Н.И. Бобрикова, который, преследуя оппозиционную прессу, сразу же конфисковал пробный номер «Истор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком