научная статья по теме РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Ф.М. РАЯНОВА «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ «БОЛЕЗНИ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ» Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Ф.М. РАЯНОВА «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ «БОЛЕЗНИ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ»»

H.A. Духно

РЕЦЕНЗИЯ HA МОНОГРАФИЮ Ф.М. РАЯНОВА «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ «БОЛЕЗНИ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». Уфа, 2005. 180 с.

Автор рецензируемой книги Ф.М. Рая-нов - юрист, специалист в области нескольких отраслей права, а в последние годы специализируется на проблемах теории государства и права. Многим представителям юридической науки известны его труды под названиями: «Введение в правовое государство» (Уфа, 1994); «Теория государства и права» (Уфа, 1998); «Проблемы теории государства и права (юриспруденции)» (Москва, 2003) и т.д. Данная работа является неким обобщающим итогом его многолетних изысканий в области проблем государственно-правового развития. Книга написана на научно-популярном жанре.

Ф.М. Раянов не случайно назвал свою работу «Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз». Основное внимание в этой работе он уделяет историческим урокам государственного-правового наследия, пытается выработать рекомендации, направленные на избавление нашего общества от сложившегося веками силового развития российского государства.

По большому счету, автор выдвигает новую гипотезу осмысления истории развития государств, суть которой сводится к тому, что в основу организации общественной жизни людей следует положить не интересы отдельных государств, а общечеловеческие ценности. Если выпячивание интересов отдельных государств в историческом плане приводило к международным конфликтам, войнам, то ориентация на общечеловеческие ценности, по мнению автора, позволяет го-

сударствам более уважительно относиться к правам и свободам человека.

Обобщая предлагаемую им же новую методологию осмысления государственно-правового развития, Ф.М. Раянов приходит к довольно интересным, заслуживающим внимание общественности выводам и рекомендациям по устранению государственно-правовых «болезней». В частности, автор считает, что в прошлом наблюдались сознательные искажения, подделки, искусственное уд-ревнение истории отдельных народов, городов и других населенных пунктов, приукрашивание каких-то сторон деятельности людей, создание различных мифов и т.д. Эта традиция в определенной мере продолжается до сих пор.

Отсюда автор считает, что та нацеленность на историописательство, которая осуществлялась до сих пор во многих частях света и, в частности, в России, которая приводила к разъединению народов по различным национальным и конфессиональным основаниям, должна быть коренным образом переосмыслена. Такое изображение государственно-правового развития не основано на разуме, а в большей степени служит лишь политике вла-стьдержащих, поэтому не имеет дальнейшей перспективы, да и представления о развитии человечества, основанные только на интересах отдельных народов и государств, порождали и продолжают порождать многочисленные конфликты, в том числе и военные, что должно быть прекращено общими усилиями международного сообщества.

Научная жизнь: конференции, рецензии, отзывы

Накопленные в разных частях света инструментальные и методологические приемы познания истории отдельных народов и государств в большинстве случаев не могут быть признаны приемлемыми с точки зрения современных международных отношений. В частности, самопознание истории в России как раньше, так и до сегодняшнего дня осуществлялось и осуществляется на основе конфронтационного противопоставления интересов Востока и Запада. При этом, в государственно-правовом строительстве России со времен славянофилов и до сих пор априори преобладают антизападнические, а по сути антидемократические тенденции.

По мнению автора, переход к разумному историоосмыслению и объективной самоидентификации в мире других народов в России дадут положительные всходы, если хотя бы основная часть интеллигенции займет действительную (а не только на словах) толерантную позицию к либеральным общечеловеческим ценностям, воспринятым во многих странах в качестве основы организации общественной жизни. Либеральные ценности во многих странах - это не орудие политической борьбы, а инструмент организации общественной жизни - подчеркивает Ф.М. Раянов.

Убедительно звучат утверждения автора рецензируемой книги и о том, что историю надо изучать не столько для того, чтобы побольше узнать о «славных традициях» своего народа, а с целью извлечения уроков для такой организации общественной жизни, которая сделала бы жизнь оптимальной для всех людей на Земле. Ни один отдельно взятый народ, какой бы численности он не был, не может построить на Земле рай только для себя, ему всегда придется считаться с другими. Отсюда процветание традиционного патриотизма, державности, самости в отдельно взятой стране непременно и объективно ведет к конфронтационности её с теми, которые живут в соответствии с общечеловеческими ценностями. Поэтому стремление построить отдельное сильное государство ведет к обострению противоречий между государствами.

По нашему мнению, прав Ф.М. Раянов и тогда, когда пишет, что жить вместе всем людям на Земле определено Богом, Природой, поэтому необходимо искать общие ценности в организации общественной жизни, удовлетворяющие хотя бы большинство людей. Человечество - хрупкое явление на планете Земля. Оно может оптимально жить только при установлении внутреннего согласия, с одной стороны, и согласия с законами природы - с другой. Если до сих пор об этих сторонах жизни людей человечество основательно не задумывалось, то дальше по мере все большего накопления самим же человечеством разрушительных технологий оно просто не может развиваться. Наступление глобальной экологической катастрофы -это не миф, а объективно грядущая реальность, да и Концепция устойчивого развития не придумана учеными экологами, а лишь им озвучена.

«Нельзя нам сознательно допускать апокалипсиса» - эти слова в книги звучат как призыв к основательному осмыслению экологических проблем. Ф.М. Раянов пишет, что «сегодня самые молодые и сильные как в физическом, так и в психическом, и в умственном плане люди заняты в области выполнения военных и всевозможных охранительных функций отдельного государства, причем эти служащие, содержащиеся на бюджетные средства, в основном и озадачены интересами только того государства, которое они охраняют, которому служат, что нередко нацеливает их на противостояние между отдельными государствами и народами.

Не пора ли задуматься человечеству о переориентации, прежде всего, этих сил на обеспечение мирового правопорядка, на соблюдение ... законов природы. Сегодня трудно представить ситуацию, когда вместо разрушительной военной техники и многомиллионных противостоящих вооруженных сил, настроенных друг против друга, формировались бы и функционировали . зеленые патрули, оберегающие силы и возможности биосферы. Возможно, кому-то все это кажется даже фантастикой? Но если подумать глубже в этом направлении, то пора уже начать

действовать. Другой путь (тот, по которому идем) просто гибельный для всего человечества.

Да, действительно, человечество с определенного периода постепенно развивается в сторону разработки и принятия более глобальных и жестких рамок, определяющих основы мирового правопорядка.

Однако путь к оптимальному мировому правопорядку лежит через усвоение и освоение основ подлинной демократии, уважительного отношения к правам и свободам человека во всех государствах, причем все это - не движение по пути к бесцветному единообразию всех людей, а единство в отношении к судьбе человечества, к соблюдению законов природы - заключает Ф.М. Раянов.

Ведь, действительно, такие явления, как демократия, правовое государство, права человека в принципе не могут быть реализованы в отдельных только странах, если в значительной части стран процветают произвол, самовластие, попирание достоинств человека. В связи с убыстрением развития человечества, расширением факторов глобализации принципы демократии, правового государства могут победить лишь одновременно на территории стран, способных защитить эти общечеловеческие ценности. Следовательно в сторону сознательного востребования общечеловеческих ценностей необходимо идти сообща.

Вряд ли можно сомневаться в том, что вечный спор о полярности мира, о пользе или вреде вестернизации, модернизации, глобализации и т.д. должен быть основательно переосмыслен в пользу единения всех людей Земли на основе справедливых международных правил и законов. Речь идет о единении на основе общечеловеческих ценностей, то есть путем преодоления тра-

диционной конфронтационности, конфликтности, военных угроз и т.д. Ведь мир может развиваться без войн и конфликтов, осознавая необходимость согласования законов жизни людей с законами природы, при этом с глубоким пониманием объективной потребности и необходимости в такой организации общественной жизни.

Довольно интересным и заслуживающим внимания являются и предложения автора книги о форме кодификации многочисленных международных документов, нацеленных на установление некоего мирового правопорядка. «Основы мирового правопорядка, как нам кажется, должны быть определены в документе типа Международной конституции. Сегодня у нас функционирует Организация объединенных наций со своим Уставом, а принципы и нормы международного права определены в различных документах, принятых ООН. Однако, по нашему мнению, настало время для кодификации многочисленных принципов и норм международного права в единой Конституции или в ином, но подобном документе. Пора подумать и об органах, способных обеспечить мировой правовой порядок» - пишет профессор Ф.М. Раянов.

В книге много и других интересных мыслей и предложений. Возможно, не все они достаточно аргументированы, а некоторые носят постановочный характер, но они автором сформулированы и доведены до сведения и оценки общественности.

Остается лишь сетовать на то, что книга Ф.М. Раянова издана небольшим тиражом (всего 500 экземпляров) и в Уфе, а поэтому широкие слои юридической общественности страны вряд ли смогут ее просто приобрести. Возможно, что на книгу обратят внимание и московские издательства.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком