научная статья по теме РЕЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО В НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ - САЙТ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ.RU История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО В НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ - САЙТ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ.RU»

18 См. подробнее: Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004. С. 274-275.

19 Археографический ежегодник за 1994 г. М., 1996.

20 Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения академика А.С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб., 2003. Вып. I.

21 Малинов А.В., Погодин С.Н. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб., 2001; Ростовцев Е.А. Указ. соч.; Трапш Н.А. Теоретико-методологическая концепция А.С. Лаппо-Данилевского: опыт эволюционной реконструкции. Ростов-на-Дону, 2006.

22 Ср.: Тихонов В.В. Российская историческая наука и индексы научного цитирования // Новый исторический вестник. 2013. № 2(36). С. 89-106.

23 См.: Усачев А.С. Российские историки и зарубежные журналы: некоторые размышления специалиста по истории России // Новый исторический вестник. 2013. №1(35). С. 69-83.

24 eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА [электронный ресурс] / Научная электронная библиотека - Электрон. дан. - 1999. - Режим доступа: http: // elibrary.ru/defaultx.asp, свободный. Загл. с экрана. Яз. Рус. Данные приводятся на 16.09.2013.

25 Web of Science - Web of Knowledge [v5.9] - Web of science home [электронный ресурс] / Web of Science - Электрон. дан. - 2013. ThomsonReuters - Режим доступа: http://wokinfo.com/ свободный. Загл. с экрана. Яз. Англ. Данные приводятся на 23.09.2013

26 Scopus [электронный ресурс] / Scopus - Электрон. дан. - 2013. Elsevier - Режим доступа: http://www.scopus.com/home.url свободный. Загл. с экрана. Яз. Англ. Данные приводятся на 23.09. 2013

27 См. подробнее: Ростовцев Е.А., Шишов В.О. С.Н. Валк в научно-информационном пространстве в конце XX - начале XXI века // Клио. 2012. № 10. С. 138-142.

МАРИНА ФЕДОРОВНА РУМЯНЦЕВА

I кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры социальной истории факультета истории | НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Тел.: 8 (985) 435-34-33; E-mail: mf-r@yandex.ru

В публикации анализируется восприятие и развитие источниковедческой феноменологической : концепции исторического познания, созданной в начале XX в. A.C. Лаппо-Данилевским, научно-I педагогической школой источниковедения, сложившейся в 1939-2011 г. и существовавшей ! на основе кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института и после ликвидации кафедры консолидированной на основе сайта Источ-| никоведение.ги.

Ключевые слова: A.C. Лаппо-Данилевский, О.М. Медушевская, научно-педагогическая школа источниковедения, исторический источник, объект исторического познания, классификация исторических источников, интерпретация исторических источников, эмпирическая реальность исторического мира.

РЕЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ -САЙТ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕМ

Научно-педагогическая школа источниковедения, в своих концептуальных основах непосредственно восходящая к наследию А.С. Лаппо-Данилевского, сложилась и с 1939 по 2011 г. существовала на основе кафедры вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института (с 1991 г. - в составе РГГУ; с 1994 г. - кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин), которой с 1943 по 1949 г. заведовал ученик А.С. Лаппо-Данилевского Александр Игнатьевич Андреев (1887-1959) - ленинградский историк, эвакуированный в Москву из блокадного Ленинграда и ставший профессором Московского государственного историко-архивного института. После ликвидации кафедры нПш источниковедения консолидирована на основе сайта Источниковедение.ги1.

А.И. Андреев привнес, насколько это было возможно в 1940-е и последующие годы, существенную методологическую составляющую, основанную на концепции Лаппо-Данилевского, в изучение и преподавание, в первую очередь, источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. В конце XX в., в связи с ослаблением давления так называемой марксистско-ленинской идеологии и нарастанием полиметодологизма в исторической науке, в НПШ источниковедения получила развитие феноменологическая источниковедческая концепция методологии истории, оформление которой связано, в первую очередь, с трудами непосредственной ученицы А.И. Андреева Ольги Михайловны Медушевской (1922-2007) - автора концепции когнитивной истории2. нПш источниковедения последовательно осуществляла рецепцию методологии истории Лаппо-Данилевского. Не останавливаясь на теоретических нюансах, отметим, что под рецепцией мы понимаем системное целостное восприятие концепции и

ее трансформацию применительно к изменяющимся социокультурным и теоретико-познавательным ситуациям.

Цель работы - выделить основные направления освоения творческого наследия Лаппо-Данилевского и развития его эпистемологической концепции в НПШ источниковедения.

Исследование философских оснований концепции А.С. Лаппо-Данилевского

Философские взгляды Лаппо-Данилевского принято характеризовать как неокантианские. Но заметим, что историки философии зачастую игнорируют русское неокантианство, не рассматривая его в качестве заметного философского явления на том парадоксальном основании, что таких русских мыслителей, как А.И. Введенский, И.И. Лапшин и др. нельзя причислить к последователям каких-либо немецких школ неокантианства3. С другой стороны, противоречия в трактовке соотношения немецкого и русского неокантианства проявились в концепции О.М. Медушевской, которая, характеризуя актуальное состояние исторического познания, четко противопоставляет «философию уникальности и идиографичности исторического знания, исключающего перспективу поиска закономерности и видящего организующий момент такого знания в ценностном выборе историка как познающего субъекта», и «парадигму истории как строгой науки, стремящейся выработать совместно с науками о природе и науками о жизни общие критерии системности, точности и доказательности нового знания»4. Первая очевидным образом восходит к неокантианству Баденской школы, а вторую О.М. Медушевская возводит к неокантианству же (!?), но уже в интерпретации Лаппо-Данилевского. Именно это противоречие и спровоцировало желание специально исследовать феномен русского неокантианства и попытаться выяснить, каким же образом

два направления гуманитарного познания, исходя из одного неокантианского истока, за сто лет разошлись до такой степени, что стало возможным их противопоставление. Проведенное исследование позволило прийти к двум выводам: 1) русское неокантианство - самостоятельное/оригинальное эпистемологическое направление, системообразующее основание и специфика которого - во внимании к объекту исторического познания/историческому источнику, в отличие от немецкого неокантианства, сосредоточившегося на исследовании логики исторического познания (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); 2) различие русского и немецкого (Баденская школа) неокантианства - один из существенных факторов, обусловивших различие путей развития методологии истории в России и на Западе на протяжении всего XX в.

Своеобразным итогом большого этапа работы по освоению творческого наследия Лаппо-Данилевского НПШ источниковедения стало комментированное издание его «Методологии истории»5.

К углубленному исследованию философских оснований теоретико-познавательной концепции Лаппо-Данилевского НПШ источниковедения обратилась лишь в последние годы. Причины этого вполне очевидны: в так называемый советский период нашей историографии не было возможности акцентировать неокантианский характер развиваемой концепции, да и соответствующий эпистемологический контекст было сложно эксплицировать. Поэтому в течение нескольких десятилетий концепция развивалась как сугубо источниковедческая, что, кстати, зафиксировано и в исторически сложившемся названии Научно-педагогической школы, которое в актуальной теоретико-познавательной ситуации уже неточно передает ее концептуальное содержание.

Рассматривая рецепцию концепции Лаппо-Данилевского НПШ источниковедения, следует выделить три взаимосвязанных «точки роста»: объект исторического познания - классификация исторических источников -интерпретация исторического источника.

Объект исторического познания - исторический источник

Как уже отмечалось, рефлексия объекта исторического познания - системообразующее основание методологии истории Лаппо-Данилевского. Объект исторического познания в русской версии неокантианства конструируется с точки зрения принципа «признания чужой одушевленности». Лаппо-Данилевский понимал исторический источник как «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением»6. Мы не будем подробно рассматривать формулировку Лаппо-Данилевского. Очевидно, что она во многом фиксирует результат развития исторического знания в XIX в. в рамках линейных/стадиальных теорий исторического процесса. Именно поэтому Лаппо-Данилевский пишет о фактах с историческим значением, под которыми понимает факт воздействия индивидуума (в том числе и коллективного) на среду, повлекший изменение этой среды.

Но обратим внимание на один важный момент, как правило ускользающий от внимания исследователей творчества российского методолога. Из «добытого» (терминология Лаппо-Данилевского) определения следует: «Всякий, кто утверждает, что исторический источник есть продукт человеческой психики, должен признать, что исторический источник в известной мере есть уже его построение. В самом деле, то психическое значение, которое историк приписывает материальному образу интересующего его источника, в сущности, не дано ему непосредственно, т.е. недоступно его непосредственному чувственному восприятию; он построяет психическое значение материального образа источника, заключая о нем по данным своего опыта...»7. Именно это и аналогичные рассуждения позволяют нам характеризовать концепцию Лаппо-Данилевского как феноменологическую.

В нПш источниковедения определение Лаппо-Данилевского было модифицировано применительно к реалиям исторического познания XX - начала XXI в. В настоящее время это

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком