научная статья по теме РИМСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РИМСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

тштттеттш&шшмттешттж

Бехруз Х.Н.

РИМСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье исследуется вопрос о характере и степени влияния римского права на исламское право в контексте функционирования правовых доктрин, источников, а также структуры права. Анализируются формы такого влияния. Отмечается, что определенные положения, принципы и нормы римского права оказали как прямое, так и косвенное влияние на формирование отдельных положений исламского права. Указано на усиление такого влияния начиная с XIX в., когда имело место прямое заимствование норм и институтов романо-германского права, сформировавшегося под прямым влиянием римского права. Речь не идет о прямой рецепции положений римского права. Некоторые из них были включены как результат исламизации сложившейся правовой практики путем принятия норм, не противоречащих основным положениям и принципам исламского права.

Ключевые слова: римское право, исламское право, заимствование, правовая рецепция, правовая традиция, римская юриспруденция, исламско-правовая доктрина, источники права, структура права.

Бехруз Х.Н.

Bekhruz Kh.N.

ROMAN JURISPRUDENCE AND THE ISLAMIC LEGAL DOCTRINE: COMPARATIVE LEGAL ASPECTS

The article investigates the question on character and degree of impact of the Roman law on the Islamic law in the context of the functioning of legal doctrines, sources and also structure of law. The forms of such influence have been analysed. It is noticed that certain provisions, principles and norms of the Roman law have rendered both dirrect, and indirect influence on formation of separate provisions of the Islamic law. The strengthening of such influence, since the XIXth century, when direct reception of the norms and institutes of the romano-germanic law generated under direct influence of the Roman law, took place is specified. The direct reception of the provisions of the Roman law is not an issue. Some of them have been included as a result of the islamization of the established legal practice through the acceptance of the norms which do not contradict to the substantive provisions and principles of the Islamic law.

Key words: Roman law, Islamic law, borrowing, legal reception, legal tradition, Roman jurisprudence, Islamic legal doctrine, legal sources, structure of law.

К вопросу о влиянии римского права на исламское право обращалось не одно поколение исследователей (Ш.Амос, А.Ахмедов, Ван ден Берг, Д.Гашети, И.Гольдциер, А.Кремер, П.Кроун, Х.Реланд, И.Шахт, М.Энгер и др.). Однако однозначный ответ на этот вопрос так и не был найден. Причина, как представляется, заключается как в различной субъективной оценке исследователями тех или иных правовых явлений, так и в объективных закономерностях, связанных с формированием этих правовых систем.

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к следующим соображениям методологического характера.

Данные правовые системы представляют разные правовые традиции. Римское право преимущественно базируется на принципах секуляризма, выработанных на основе европейских ценностей. Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Ранние источники римского писаного права представляли собой законы римских императоров (например, Свод законов XII таблиц). К III веку до н. э. римское право уже чётко отделилось от религиозных норм. Главный принцип римского права заключается в признании и утверждении того факта, что государство появилось в результате достигнутой договоренности между гражданами для решения правовых проблем, складывающихся в обществе. Именно данный принцип стал фундаментом формирования республики как формы правления в римском государстве.

Исламское право представляет собой ярко выраженную религиозную правовую систему, основанную на религиозных источниках - Коране и Сунне. Специфическая черта исламской правовой системы заключается в том, что она, с одной сторы, носит религиозно-общинный характер, а с другой - охватывает сферу политическо-публичной власти. Правотворческая функция исламского государства проявляется не только в создании норм права, но, главным образом, в санкционировании основных положений исламско-правовой доктрины.

Соответственно, в качестве важнейшего источника исламского права выступает исламско-правовая доктрина.

Отсутствует единство взглядов ученых на формы влияния римского права на исламское. Одни указывали на прямое влияние римского права на формирование и функционирование исламского права1. По их мнению, основные положения, принципы и нормы римского права были непосредсвенно заимствованы исламским правом. Более того, некоторые исследователи, отстаивающие данную точку зрения, утверждают, что исламское право в качестве ориентира своего развития выбрало римское право. Основные его принципы, источники, структура и правовая практика скопированы с римского права. По их мнению, «исламское право есть римское право в арабском одеянии»2.

Другие же ученые считали, что такое влияние римского права на исламское носило косвенный характер (например, Ванн ден Берг, А. фон Кремер3). По их мнению, римское право повлияло на исламское право через провинциальные (периферийные) системы права. В качестве таковых выступало иудейское право, сирийское право, основанное на Сирийско-римском кодексе, а также обычное право тех народов, территории которых вошли в состав Арабского Халифата.

Иными словами, исламское право хоть и имеет принципиально иное происхождение, чем римское право, но на поздних этапах своего развития оно вобрало в себя некоторые идеи римской правовой мысли.

1 Amos S. History and Principles of the Civil law of Rome. - London, 1883.

2 Crone P. Roman, provincial and Islamic law: The origins of the Islamic patronate. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002; Sachau Е. Syrische Rechtbucherm. - Berlin, 1907-14; Шахт Дж. Происхождение мусульманской юриспруденции. - М.: Мир, 1950.

3 Van den Berg L. W. C. De contractu «do ut des» iure mohammedano. Leiden and Batavia, 1868; Kremer A. Culturgeschichte des Orients under den Chalifen. - Vienna, 1875-1877.

Евразийский юридический журнал

№ 12 (67) 2013

Начальный этап становления исламского права связан с появлением двух основополагающих источников - Корана и Сунны, в которых содержатся основопологаюшие принципы и нормы исламского права, обеспечивающие правовое регулирование отношений членов исламской общины. Однако, в связи с территориальным расширением границ Халифата, общественные отношения все более усложнялись, и необходимость их регулирования детерминировала формирование новых источников права, способных на основе вышеуказанных источников удовлетворить потребности общественного развития. В то время в состав Арабского Халифата входили обширные территории, представляющие разные традиции и культуры, а также обычно-правовые массивы. В результате появления двух последующих источников исламского права - иджмы и кияса, была сформирована исламско-правовая доктрина, базировавшаяся, помимо основных источников исламского права, и на других правовых традициях. Главным условием выступала их непротиворечивость основным принципам исламского права. Это, прежде всего, проявилось на уровне формирования дополнительных источников исламского права, некоторых институтов исламского права, а также в сфере правоприменительной деятельности.

Более того, на отдельных территориях исламского Халифата было санкционировано действие отдельных нормативно-правовых актов неисламского происхождения. С приходом династии Омаядов столица Арабского халифата была перенесена в Дамаск, который превратился в центр образования и просвещения. В этот период в Сирии действовал Сирийско-римский кодекс, который вобрал в себя как нормы обычного права, так и многие положения римского права.

Необходимо отметить, что определенные положения, принципы и нормы римского права оказали как прямое, так и косвенное влияние на формирование отдельных положений исламского права.

Формирование исламско-правовых школ отразило закономерности общественного развития в разных частях Арабского Халифата. Их создание считается важнейшим шагом на пути формирования исламско-правовой доктрины. Поскольку данные школы были распространены в разных частях Халифата, они учитывали также правовые традиции и правовую практику, сложившиеся на этих территориях доисламского периода.

Что касается влияния римской правовой практики и судебной системы на исламскую, следует отметить следующее. Одной из составляющих исламско-правовой практики и правовой традиции было римское право. Самым непосредственным каналом проникновения различных положений римского права в структуру исламского стал Сирийско-римский кодекс. После завоевания территорий Сирии исламским Халифатом дальнейшее действие этого кодекса было санкционировано на данной территории.

В своем исследовании правового статуса немусульманских меньшинств в Арабском Халифате А. Фаттала утверждал, что арабы импортировали некоторые аспекты византийской администрации после завоевания Сирии, и точно так же они поступили с судебной системой1. В качестве доказательства он привел многочисленные примеры того, как византийские императорские указы по-прежнему применялись на территории Халифата.

Элементы византийской системы с придворным церемониалом были присущи дворцовым судам Халифата Аббаси-дов, что, однако, не имело прямого отношения к исламскому судопроизводству.

Доктрина стала важнейшим источником становления и развития как римского, так и исламского права. Римская юриспруденция и исламско-правовая доктрина стали отправными точками для становления данных правовых систем. В данном

1 Fattal A. Le statut légal des non-Musulman en pays d'Islam. - Beyrouth: Imprimerie Catholique, 1958. - P. 72-73.

контексте необходимо подчеркнуть ключевую роль юристов-правоведов. Как в римском праве, так и в исламском юрист-правовед выступал одной из центральных фигур в формировании правовой теории и осуществлении правовой практики. Иными словами, объединяет римское и исламск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком