научная статья по теме Роль материальных и духовных ценностей в развитии национальных культур Философия

Текст научной статьи на тему «Роль материальных и духовных ценностей в развитии национальных культур»

Х.С. ВИЛЬДАНОВ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой национальных культур Уфимского государственного университета экономики и сервиса

У.С. ВИЛЬДАНОВ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы Башкирского государственного университета *

Роль материальных и духовных ценностей в развитии национальных культур

Социально-экономическое и духовное развитие страны в последние десятилетия привело не только к значительному усложнению и так достаточно сложных социальных отношений и связей, но и усилило многие общественные противоречия в духовной и культурной сферах. Наблюдаются процессы усиления диспропорции между культурой и нравственностью как общечеловеческими ценностями, между личностными интересами и приоритетами сохранения и развития этнического, что проявляется в виде социально-групповой поляризации ценностных ориентаций. Изменение социально-экономических отношений привело к тенденции формирования разных приоритетов в культурных интересах внутри одного общества. Подобные процессы становятся характерными и для национальных культур, когда внешние, чуждые факторы и ценности начинают преобладать в этнической культуре.

Проблемы, связанные с сохранением самобытности национальной культуры и системы духовных ценностей этносов, становятся особенно актуальными в условиях усиления глобализации и унификации всех сторон общественной жизни. Более того, эту проблему можно смело назвать перманентной во всем мире. Однако в нашей

* Вильданов Ханиф Салимович, Вильданов Урал Салимович, е-таП: sal_ural@mail.ru

многонациональной стране они приняли исключительно острый характер, благодаря резкому усилению поиска и формирования новых духовных основ в период пореформенного развития общества. Данные обстоятельства делают актуальной проблему разработки новой системы формирования духовно-нравственной культуры индивида и этноса, основанной на сохранении национальной самобытности. Соответственно главной составляющей данной системы должна стать органическая связь этнического и наднационального, то есть сформированной в течение большого отрезка времени системы ценностей национальной культуры и актуальной и необходимой для совместного существования общечеловеческой нравственной культуры. Здесь особо следует акцентировать внимание на том факте, что смена ценностно-мотивационных парадигм не должна основываться на разрушении духовной сферы национальной культуры или усиления приоритета материальных ценностей над духовными. Обществу в целом пришло понимание, что приоритет духовно-нравственных потребностей человека над материальными интересами и ценностями необходим для самого общества. Естественно, что это понимание не может быть единовременным актом, а должно представлять собой исторически-длительный процесс, не исключающий ни одну из этих ценностей, а лишь меняющий их местами в приоритетном смысле в сохраняющемся неразрывном единстве.

Понимание приоритетов в развитии общества порождает другую проблему, связанную с определением дальнейшего направления пути этноса. Реалии показывают, что именно в такой ситуации находятся многие народы, стремящиеся достигнуть определенного уровня материального развития, но при этом желающие сохранить национальную самобытность, как фактор культурной самостоятельности и независимости. Когда в обществе появляются два направления развития, связанные, с одной стороны, со стремлением достичь

мирового уровня в материальном производстве и потреблении, а с другой - с сохранением культурной и соответственно национальной самобытности, возникает проблема выбора: по какому пути пойдет дальнейшее развитие. Этнос, будучи не только совокупностью индивидов, но и системой материальной и духовной культуры, специфических социальных отношений, имеет возможность выбора пути развития. Именно в данный момент выбора актуализируются вопросы приоритетности той или иной системы ценностей, которые непосредственно определяют направление развития и конечные результаты, зависящие от исходных аксиологических установок. Независимо от направления развития выбор предполагает определенные изменения сложившейся системы ценностей, но при этом основным фактором данного развития становится приоритет тех или иных ценностей, на которых будут основываться преобразования (более подробно в монографии1).

Актуальность проблем трансформации системы ценностей этноса в процессе определения пути развития состоит в том, что современное общественное сознание, рассматривая духовные традиции этноса, не всегда понимает, что они как бы являются внутренним стержнем цивилизационного развития конкретной нации. Поэтому нация, идущая в процессе своего выбора и развития навстречу новому состоянию, новым устройствам общественной жизни, должна обращаться к аксиологии духовных составляющих собственной культуры. Кардинальная ломка всей иерархии ценностей, определение пути развития, основной ценностью которого является ориентация на все возрастающее материальное производство и потребление, либо путь, основанный на приоритете духовных ценностей, - обусловливает дальнейшую судьбу всех представителей этноса. Это предписывает необходимость

1 Вильданов Х.С., Вильданов У.С. Онтологические и гносеологические основания аксиологии. Уфа: Изд-во БГПУ, 2013, с 142.

изучения, анализа и сопоставления культурных и нравственных ценностей, выработанных многовековым национальным опытом. Становится ясно - будущее любого этноса, его самобытность может основываться только на сохранении национальных и патриотических ценностей. При этом следует учитывать тот факт, что в настоящем ни одна нация не способна изолироваться от внешних факторов в своем развитии, что говорит о необходимости осознания своего единства с мыслящим человечеством во времени и в пространстве. Для сохранения мира, составной частью которого является каждый народ, необходим учет взаимосвязи национального и общечеловеческого. Поэтому любой выбор новой системы ценностей непосредственно должен быть связан с пониманием необходимости сохранения духовно-нравственных императивов этноса, которые всегда являются одним из важнейших показателей самобытности всех народов, ибо будущее народа определяется уровнем национального самосознания и нравственными устоями людей.

Национальная культура, как система ценностей, представляет собой явления психолого-эмоционального характера, а также материальные объекты, символы, знаки, признаваемые жизненно важными определенной социальной, в том числе - этнической общностью. Совокупность материальной и духовной культуры, специфическая система ценностей нации выражают сущностные интересы представителя данного этноса, обеспечивая и гарантируя его выживание, развитие, достижение целей и идеалов. Бесспорно, что духовно-нравственная и материальная культура этноса, национальные ценности представляют собой определенную часть мировой культуры и общечеловеческих ценностей. При этом этническая культура и ценности несут в себе отражение специфики национального характера, менталитета, которые, в свою очередь, зависят от конкретных историко-географических и политических условий. Мировоззрение,

складывавшееся веками у народа, формировавшееся наиболее прогрессивной частью в соответствии со спецификой национального бытия, содержащее и отражающее высшие национальные ценности, носит тот же характер зависимости от объективных условий и потребностей выживания и развития. Именно поэтому трансформация и динамика системы национальных ценностей, как основы духовно-нравственной культуры народа, в процессе социально-экономических реформ, поиска новых ценностных установок, смены культурных парадигм, как показывает реальность, способны нанести существенный ущерб национальной самобытности, если тем более данный процесс происходит в условиях бесконтрольности и нерегулируемости. Насильственное, бесконтрольное внедрение или распространение чуждых материальных и духовных ценностей в некоторые самобытные и самодостаточные национальные культуры может стать предпосылкой разрушения всей ее системы ценностей.

Несомненно, перспективно-прогрессивное развитие любого общества, в данном случае этноса, определяется степенью синтезированности прежде всего общечеловеческих духовно-нравственных и моральных ценностей в национальном менталитете и планомерном регулировании движения представителя этноса к общечеловеческим идеалам, преломленным через национальную духовность (более подробно в монографии2). Приобщение к общечеловеческим идеалам обогащает национальную культуру, так как между общечеловеческими и духовно-нравственными ценностями этноса существует взаимосвязь, характеризующаяся общечеловеческим содержанием в национальном и национальными составляющими в общечеловеческом.

2 Файзуллин Ф.С., Вильданов У.С., Вильданов Х.С. Гносеологический анализ ценности и ценностных ориентаций. М.: Наука, 2008, с. 250.

Недооценка моральной, духовно-нравственной системы национальных ценностей, акцентирование только на материальные ценности подрывают устойчивость общественной системы, ее ценностно-мировоззренческий базис. Подобный тезис основан на том, что нравственные принципы изначально поддерживают определенные общественные устои, обеспечивают стабильность развития каждого представителя этноса, они формируются с учетом непосредственных или опосредованных моральных норм, сложившихся в рамках социальных отношений внутри этноса. Потому игнорирование или недооценка духовных ценностей этноса ведет, в конечном итоге, к дестабилизации внутри нации, к тому, что в этносе становится меньше доверия, гуманности, справедливости.

Таким образом, приоритет духовно-нравственных потребностей человека над материальными интересами и ценностями необходим для развития общества. Когда в обществе появляются два направления развития, связанные, с одной стороны, со стремлением достичь мирового уровня в материальном производстве и потреблении, а с другой - с сохранением культурной и соответственно национальной самобытности определенного этноса, возникает проблема выбора: по какому пути пойдет дальнейшее развитие. И такой выбор новой сист

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком