научная статья по теме Роль правовой доктрины в истории мусульманского права Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Роль правовой доктрины в истории мусульманского права»

^Ш^ШШИш^т ИИШСИВСЯМИМа

Васильев А.А.

РОЛЬ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Статья рассматривает истоки и эволюцию исламской правовой доктрины. Автором обосновывается доминирующая роль мусульманского правоведения в системе источников мусульманского права. В работе выделяются характерные черты мусульманской юриспруденции - связь права с религией, высокий регулятивный потенциал, консерватизм. Ключевые слова: правовая доктрина, источник права, ислам, адат, иджма, кияс, мазхабы.

Vasiliev A.A.

THE ROLE OF LEGAL DOCTRINE IN THE HISTORY OF ISLAMIC LAW

Article is devoted to genesis and evolution of Muslim legal doctrine. Author considered that Muslim legal doctrine is a central source of law in Muslim states. In the issue author determinate essential items of Muslim legal doctrine - correlation law and religion, effectiveness, conservatism.

Keywords: legal doctrine, source of law, Islam, ijma, kiyas, mazkhabs.

Корни мусульманской правовой семьи, распространённой в более чем 50 государствах мира и объединяющей приблизительно миллиард верующих, восходят к периоду формирования самой молодой из мировых религий -ислама в У-УП вв. н. э. на территории Аравийского полуострова.1 Самобытность и уникальность мусульманского права и юридической доктрины обусловлена историей исламских духовных и нравственных идей и ценностей. Прав французский знаток мусульманского права Р.Шарль, отмечая: «Ислам (от корня салама - быть покорным богу) - это прежде всего религия, затем государство и, наконец, культура».2

До V века н. э. арабы, расселившиеся в Аравии, входили в различные государственные образования - Римскую империю, Византию и т. д. В V веке в арабском мире разразился социально-экономический и политический кризис. Арабы были разобщены в силу отсутствия единых хозяйственных отношений (бедуины занимались скотоводством, а жители городов вели торговлю), единых религиозных культов (арабы придерживались разнообразных языческих представлений). Так, отечественный арабист Д.Е.Еремеев пишет: «Разрешить кризис арабов и объединить разные племена в народность было возможно лишь путём выработки новых идей, связанных с объединением арабов, устранением многобожия и смягчением социальных противоречий».3

Духовной основой создания единого арабского государства стал ислам - религиозное откровение, которое бог (Аллах) передал пророку Мухаммеду (570-632 гг. н. э.). Мухаммед, происходивший из бедной мекканской семьи, после женитьбы на вдове торговца Хадидже на сороковом году своей жизни стал вести проповеди среди жителей города Мекки. Общесоциальный характер проповедей Мухаммеда, выступавшего против многобожия, старых

1 Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Институт гос-ва и права АН СССР, 1984. - С. 7.

2 Шарль Р. Мусульманское право. - М., 1953. - С. 11.

3 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. - С. 18. История арабской государственности подчинена универсальной закономерности - формирование единого социально-культурного и политического объединения людей связано с зарождением общих религиозных представлений и культов (христианство в Римской империи, иудаизм в Израиле, православие в Киевской Руси).

верований, а также ряда торговых институтов (ростовщичество и чрезмерное богатство), вызвал несогласие и осуждение со стороны зажиточных слоёв мекканского общества. Подвергаясь гонениям и покушениям на жизнь, Мухаммед был вынужден бежать в Ясриб (Медину - город пророка) 16 июля 622 года. Медина была давней соперницей Мекки в области торговли, поскольку оба города лежали на караванных путях купцов.4

В Ясрибе учение Мухаммеда было воспринято почти единодушно. Верующие жители Медины и сподвижники Мухаммеда образовали мусульманскую общину - умму. Пророк стал духовным лидером (имамом) города, а впоследствии - правителем Медины, военачальником и судьёй. Сосредоточение духовной и светской власти в руках Мухаммеда (а после его смерти у халифов - преемников) привело к смешению общины и государства, религии, права и политики.5 По словам голландского исследователя мусульманского права Л.В.С.Ван ден Берга, «семитские народы никогда не могли представить себе государство иначе как в виде теократии, т. е. такого учреждения, настоящий глава которого есть Высшее существо. Следствием этого теократического начала было слияние воедино понятий о праве и богослужении, которые черпались из одного и того же источника, а именно из священных книг, так что юристы должны были до некоторой степени быть в то же время богословами, а богословы - юристами».6

В течение последующих десяти лет мединцы во главе с имамом стали вести войну с мекканцами и другими арабскими племенами. К концу 630-х гг. Аравия признала власть пророка Мухаммеда, и, в конце концов, жители Мекки перешли в ислам. Мухаммед провозгласил Мекку центром арабского теократического государства. После смерти пророка его последователи стали вести завоеватель-ные войны на территории соседних государств. В VIII веке Арабский халифат занял территорию от Испании и Марокко на Западе до Средней Азии и Индии на Востоке.

4 Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. -М., 1966. - С. 85-126. С 16 июля 622 г. (переселения пророка в Медину) ведётся летоисчисление в мусульманском мире, а указанная дата получила название «хиджры».

5 Еремеев Д.Е. Указ. соч. - С. 24.

6 Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. - М.: Наталис, 2005. - С. 15.

Проповеди Мухаммеда, отражавшие волю Аллаха, произносились им нараспев и не были при его жизни отражены на письме. Откровение заучивалось наизусть сподвижниками пророка - хафизами. После смерти Мухаммеда его преемник - первый халиф, ставший главой арабского государства, Абу Бекр решил собрать все существующие тексты проповедей и привлечь оставшихся в живых хафи-зов для подготовки сборника откровений. Первый вариант писаного священного текста мусульман получил название «листов» и не был признан в качестве обязательного для верующих мусульман. Лишь вторая редакция книги под названием Мусхаф (свиток) стала канонической и вошла в историю под именем Корана.7

«Коран (куръян) происходит от арабского корня «карача» - «читать» или, чаще, - «произносить речитативом, декламировать», - пишет западный учёный Л.Массэ8. В структуре Корана выделяется 114 сур (вероятно, «откровений») и 6000 стихов (аятов).9 По своему содержанию и природе в Коран входят религиозные, нравственные, культовые правила, а также нормы права. Собственно правовыми в Коране выступают не более двухсот стихов. Так, Рене Давид отмечает: «Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (в количестве 30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные строфы» (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25)».10 Кроме того, в тексте Корана юристы и богословы вскрыли около 225 противоречий.11

Поэтому справедливы слова М.С.Хайдаровой: «В Коране имелось сравнительно немного определённых положений, вошедших в шариат, но их оказалось далеко не достаточно для удовлетворения потребностей мединского общества (ещё при жизни Мухаммеда), а тем более для потребностей огромной империи, населённой народами, отличавшимися друг от друга социально-экономическими и культурными особенностями».12

В силу противоречивости и недостаточности предписаний Корана для упорядочения жизни мусульманского общества появилась потребность в создании необходимых правил поведения, опиравшихся на религиозный авторитет пророка. Данные правила сподвижниками и последователями пророка, богословами и юристами стали собираться в сунны - предания (обычаи, традиции), которые отражали слова и поступки пророка и его сподвижников. «В настоящее время нам доступно огромное количество собраний хадисов (рассказов о поступках пророка), однако главные из них шесть собраний, составленных известными авторами в X веке: Сахим (истинные) Бухари, Сахим Муслим, Сунан (сборник хадисов) Абу Дауд, Сунан Тиршизи, Сунан Хасан и Сунан Ибн Шадма».13 Сунна по своему юридическому действию близка к правовому обычаю, поскольку реализация хадисов представляет повторение (воспроизведение) поступков пророка и его сподвижников как идеальной нормы.

7 Еремеев Д.Е. Указ. соч. - С. 39.

8 Массэ Л. Ислам. Очерк истории. - М., 1982. - С. 61.

9 Ковлер А.И. Антропология права. - М., 2002. - С. 229.

10 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 2003. - С. 312.

11 Климович Л.И. Ислам. - М., 1965. - С. 52.

12 Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Институт гос-ва и права АН СССР, 1984. - С. 38.

13 Максуд Р. Ислам. - М., 1998. - С. 156-157.

В сунне различают три группы хадисов: 1) действительные; 2) слабые; 3) сомнительные.14 Обязательными для мусульман признаются лишь действительные хадисы. Ряд арабских богословов предпринял работу по разделению хадисов на действительные, слабые и сомнительные. Наиболее авторитетными и аутентичными являются сборники хадисов имама Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари (VIII в.), включающий 7563 хадиса, и Муслима ибн аль-Хаджджафта (VIII в.), содержащий 7433 хадиса.15

Тем не менее, по причине разнообразия авторов правовые хадисы были противоречивы. Исламские богословы и правоведы разработали правила разрешения противоречий между хадисами. Отечественный специалист по мусульманскому праву указывает: «Если два предания противоречат друг другу, то кади (мусульманский судья) должен решать на основе более достоверного... Если по достоверности оба хадиса равны, то предпочтение отдаётся тому, который содержит позднейшее действие, или изречение пророка, а также то, при котором число присутствовавших было больше».16

В VII веке среди мусульман появилась группа верующих, считавших после Корана су

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком