научная статья по теме Роль семьи в духовно-нравственном воспитании Философия

Текст научной статьи на тему «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании»

И. И. КАРАЕВ аспирант кафедры истории, философии и культурологии МГГУ им. М.А. Шолохова*

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании

Наша страна находится в непростой социально-экономической ситуации. Идут большие перемены. Главное - не допустить, чтобы кипение страстей и политические баталии привели страну к социальному взрыву. Огромная ответственность в этом отношении лежит на политической власти. В связи с этим возрастает роль и значение воспитания в целом, духовной культуры и духовных ценностей, в частности.

На протяжении всей истории человечества люди стремились ответить на два главных вопроса: как они должны жить и что они должны (не должны) делать? Воспитание и есть процесс практического решения этих вопросов.

Как известно, усилиями «реформаторов» в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия в стране была разрушена система воспитания и преданы забвению ценности, обеспечивающие обществу согласие и стабильность - дружба, патриотизм, интернационализм, справедливость, коллективизм и др. Взамен российские «демократы» кроме развала экономики, нищеты и радикального индивидуализма ничего не дали. Всем известно, к чему это привело. Известный писатель Ю. Бондарев пишет, что «сейчас в нашей жизни, как это ни больно, господствуют «царь-доллар», «царь-евро», «царь-рубль». И это в стране, в которой когда-то было стыдно похвастаться своей зарплатой, если она оказывалась чуть выше зарплаты соседа»1. Это результат навязанной народу радикальной социально-экономической политики 90-х гг., политики, далекой от гуманизма и нравственности, политики,

* Караев Исрафил Ибадулахович, е-таП: karaev05I@mail.ru

1 Бондарев Ю.В. В России живет «царь-доллар» // Аргументы и факты, 2009, 11-17 марта.

отвечающей интересам тех, кому нужна не сильная, по-настоящему демократическая, а слабая Россия.

Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране предпринят ряд мер в сфере социально-культурной политики и духовного воспитания молодежи, все же ситуацию, складывающуюся вокруг обозначенных проблем, нельзя считать благополучной. В обществе по-прежнему действуют разрушительные силы, сформированные за предыдущие годы и в экономике, и в политике, и в социальной и духовной жизни.

Идет процесс разложения национальных культурных традиций, деградация культурного сознания подрастающих поколений, разрушена образовательная система, которая считалась одной из самых лучших в мире.

Как справедливо пишет профессор А.В. Миронов, главной причиной является отсутствие целостной, целенаправленной государственной социально-культурной и воспитательной политики населения, особенно молодежи, рассчитанной на длительную перспективу и отвечающей потребностям не элитарной части общества, а всего народа, политики, отвечающей истинно национальным интересам.

Под видом деидеологизации и свободного обмена ценностями культуры в России идет широчайшим фронтом процесс распространения худших образцов «массовой культуры», оказывающей разлагающее действие на сознание молодежи.

На наш взгляд, пропаганда «массовой культуры», граничащей с безнравственностью, рассчитана на человека, который живет в отчужденном мире. Цель такой «массовой культуры» - до конца стандартизировать человека, превратить его в податливого конформиста, навсегда отучить его самостоятельно мыслить и сделать ходячим носителем стереотипов и штампов неприемлемого для нас образа жизни.

В стране практически утрачены духовные ценности. Все подчинено, к сожалению, материальной выгоде. Богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. Устремленность незначительной части людей российского общества к материальному богатству ценой лишения элементарных жизненных благ значительной части собственного народа не только безнравственна, но и противоправна.

В целях обеспечения консолидации России автор считает необходимым выработать концепцию и стратегию культурной политики, нацеленной на обеспечение единства страны; прекратить процесс девальвации духовно-нравственных ценностей; создать современную систему ценностных ориентаций, которая способна учитывать значительные принципиальные изменения, произошедшие в реальной жизни и сознании.

Духовно-нравственное воспитание - одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей, выработки им нравственных качеств, морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении2.

Нравственность и приверженность к ее установкам не передаются по наследству. Каждый человек призван самостоятельно пройти процесс нравственного воспитания, но сам по себе он не может стать нравственной личностью. Это возможно только в семье, в учебных, трудовых и воинских ассоциациях, в общении и т.д. Где начинается приобщение человека к морали, ее принципам? Где формируется личность? В семье. Именно в семье формируются взгляды и отношения людей к жизни. К ней на государственном уровне следует относиться как к важнейшей ценности. Многие мыслители прошлого видели смысл человеческого существования в труде. Так, великий гуманист Низами писал, что ради труда мы пришли в этот мир, а не ради пустых

См.: Словарь по этике. М., 1989, с. 44.

разговоров. Людей труда, создающих жизненные блага, мыслитель

о

сравнивал с медоносными пчелами3. Французский писатель и философ - просветитель Вольтер писал: «Жить - значит работать. Труд есть

о

человек»3. В этой связи актуализируется задача социальной ответственности родителей. На наш взгляд, социальная ответственность родителя - это сознательное исполнение социальных требований, предъявляемых к его деятельности, направленной на воспитание детей в духе общечеловеческих, нравственных принципов, на подготовку их к самостоятельной трудовой жизни, способность предвидеть результат этой деятельности и нести за него ответственность. Социальная ответственность требует от родителя воспитания любви и уважения к человеку. Как пишет Р. Абдулатипов: «Человек, не научившийся любить других, не научится любить и себя. Лишь, ограничивая любовь к себе, можно научиться любить и других»4.

Жизнь подтверждает, что успех в формировании духовно-нравственных ценностей в семье зависит от того, насколько воспитательные усилия взрослых педагогически целесообразны, грамотны в педагогическом отношении, насколько они соответствуют общему тону семейной жизни, поведению взрослых, насколько культивируемые в семье образцы нравственного поведения отвечают реальным нравственным образцам, носителями которых являются взрослые и насколько эти образцы соответствуют общепринятым социальным образцам. Известно, что даже самая высокая педагогическая культура взрослых может оказаться бессильной, если родители хотят сформировать у ребенка нравственные качества, носителями которых не являются сами.

Кризисная ситуация, сложившаяся в современной российской семье, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. При

3 См.: История философии в СССР. М., 1968, т.1, с. 140.

3 Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Россыпи мыслей. М., 2001, с. 604.

4 Абдулатипов Р. Позывные разума. М., 1996, с. 74.

неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, идет духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед в различных сферах развития общества. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности.

В наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Семейные традиции регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств.

В Дагестане издревле складывались высокие морально-нравственные качества, которые передавались из поколения в поколение. В горах Дагестана всегда оберегали честь и достоинство женщин, с большим уважением относились к старшим, поддерживали и помогали младшим. Горцы всегда дорожили честью, старались быть справедливыми. Если раньше главным показателем достоинства горца было уважение к людям и трудолюбие, теперь стали деньги... Это говорит о падении моральных и нравственных устоев современной российской семьи вообще, дагестанской в частности, нашего современного общества. Выдающийся ученый и мыслитель Насираддин Туси, живший в XIII в., писал о семейном воспитании: «Дети должны быть отучены от пустого хвастовства, не должны гордиться своими богатыми родителями, своими одеждами, богатством. Перед детьми необходимо всегда унижать достоинства золота и серебра, так как золото и серебро приносят вреда больше, чем самая ядовитая змея»5.

В современных условиях российскому обществу будет нелегко реализовать задачи воспитания без укрепления института семьи, без

История философии в СССР, т.1, с. 144.

возрождения духовной культуры, подлинно нравственных и гуманистических традиций, разрушенных российскими горе-реформатами в 90-х гг. XX в. Это нужно осмыслить сегодня, ибо развитие общества без культуры в широком смысле этого слова и бездуховно-нравственного возрождения бесперспективно.

Древнегреческий мыслитель Платон предостерегал своих учеников от погони за всякой новизной, считая, что менять нужно только то, что плохо. К сожалению, у нас поступили наоборот. «Реформаторы» в России вместо того, чтобы сохранить и разумно культивировать накопленные всей историей положительные традиции человеческих отношений, разрушили их, возродив взамен дикий принцип «человек человеку - волк».

Благополучная семья, обладающая высокой духовностью, гуманизмом, характеризуется ориентацией на нравственные ценности: любовь, дружбу, взаимопомощь, моральную ответственность за свои поступки, поведение, за свой труд, доброжелательность в межличностных отношениях. Эти нравственные ценности складывались веками в жизни многих поколений, будь то русские, украинцы, белорусы, татары... народы Кавказа или люди многих других национальностей. И задача государства, его правовых и социальных структур, трудовых коллективов - помочь семьям сохранить гуманистич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком