научная статья по теме РОЛЬ СТАРОВЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ В ИНТЕГРАЦИЙ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ СТАРОВЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ В ИНТЕГРАЦИЙ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА РЯЗАНЦЕВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

(Санкт-Петербург) Тел.: (812) 576-72-51; Е-таИ: rnb@mail.sir.edu В статье раскрывается роль староверческих обществ в интеграции русскоязычного населения Латвии. Автор проанализировал дореволюционную историографию, а также использовал современные интервью, взятые у предствителей старообрядческих организаций.

Ключевые слова: Латвия, интеграция, староверы, русскоязычное население, реформа школьного образования.

РОЛЬ СТАРОВЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ В ИНТЕГРАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Входе непростых взаимоотношений между государственной властью и Русской православной церковью на протяжении веков, после «великой смуты» в середине XVII в. возникал вопрос дальнейшего укрепления централизованной государственной власти. Конфликты осложнились в среде духовенства. Создание института патриаршества в 1589 г. должно было установить независимость русской церкви от константинопольского патриарха и одновременно закрепить подчинение царской власти. Глава государства фактически назначал на все высшие церковные должности, созывал церковные соборы. Необходимо отметить, что церковь в то время являлась одним из крупнейших землевладельцев Российского государства (в основном монастырские земли).

Патриархом всея Руси в 1652 г. был избран Никон (в миру Никита Минов (1605-1681), организовавший и проведший церковную реформу постановлениями церковных соборов 1654 и 1655 гг. В 1656 г. последовало наложение проклятия на тех священнослужителей, которые остались верными древнему благочестию, т.е. старым книгам и обрядам. Так было положено начало русскому расколу -старообрядчеству. Большинство старообрядцев были осуждены на соборах 1666 и 1667 гг.

Территориальная близость юго-восточной территории современной Латвии к Русскому государству предопределило появление на ее территории русского населения, в том числе и старообрядцев.

Спасаясь от религиозных и правительственных репрессий, на протяжении XVII-ХVIII вв. староверы переселялись в Латгалию и герцогство Курляндское, которые находились под властью Речи Посполитой до 1772 г. и составили основное ядро русского населения на территориях Латвии. Интересно заметить, что общины староверов существуют в некоторых странах Европы, Северной и Южной Америках, Австралии и даже Африки. Помимо Курземе (присоединена к России в 1795 г.) и Латгалии, центром притяжения русских, в том числе староверов, стала Рига, присоединенная в 1710 г. к России. Во время правления Петра I раскольники, близкие к окружению царевича Алексея, были обложены двойным подушным налогом и не допускались к государственной службе. Однако небольшая часть раскольников не подвергалась преследованиям, и им разрешалось свободно селиться в городах. После 1710 г. началось быстрое развитие экономики и торговли Риги, что создало условия для привлечения рабочей силы. Во второй половине XVIII в. население Риги увеличивалось более интенсивными темпами. По переписи 1767 г. русских насчитывалось 2963 человека, в 1797 г. - 3460.

В XIX в. среди староверов Риги важную роль играла Рижская федосеевская община. Тогда же активно включились и предприниматели, поддерживая общину по привлечению староверов1.

Число староверов возросло с 2112 до 9 тысяч (соответственно 1817 и 1848 гг.). Однако в связи с миграцион-

ным движением на статистику оказали влияние несколько факторов. Часть староверов переселилась в Пруссию в 40-х гг., в Мазурский край (ныне территория Польши), произошло обращение староверов (свыше 4 тыс. человек) в православие, а также переход в единоверие, что активно проводилось государственной политикой. События 1830-1831 гг. и 1863-1864 гг. (два польских восстания) заставили российское правительство пересмотреть свои позиции в западных губерниях. В 1830-1840-е гг. было приняты меры по укреплению позиций православия и русского населения, в том числе и староверов, которым предоставлялись различные льготы: освобождение на три года от оброка за землю и от всех прочих денежных и натуральных повинностей, в том числе рекрутской повинности, государство интенсивно продавало казенные и кабинетские земли служившим в западных губерниях. За вторую половину XIX в. численность русских значительно возросла. В Риге староверов насчитывалось 8174 человека в 1850 г., в 1913 г. - 15 500. В Латгалии староверов проживало 25 659 человек в 1854 г. и в 1890 - примерно 66 тыс. Менее всего прирост наблюдался в Курземе. К концу XIX в. русская этническая группа составляла 154 563 человека, что составило 8% всего населения Латвии. Стоит заметить, что по административному делению Рига была разделена на пять частей, две из которых приходились на Старый город. Три части приходились на форш-тадты, где проживали русские, в том числе и староверы.

Дальнейшие изменения в законодательстве российского государства в начале XX в. законодательно оформили как в экономические, так и общественно-политические права староверов2.

В результате интенсивной миграции рабочей силы в 70-80-е гг. XX в. в Латвии сложилась опасная ситуация сокращения коренного населения, что привело к следующему процентному соотношению национальных групп. Для сравнения, на территории современной Латвии, согласно статистике 1897 г., латыши составляли 68% населения, русские - 12%, немцы - 7%, евреи - 6%. Ливы - коренное население составляли 2000 человек, проживали в основном на территории Курземского побережья Балтийского моря. Резкие изменения в этническом составе населения Латвии произошли после 1940 г. Согласно переписи 1935 г. численность латышей составляла 1,5 млн, а в 1989 г. - 1 млн 388 тыс. (т.е. 75% и 52% от общего населения). В итоге за советский период латыши стали меньшинством в крупных городах: в Риге - около 36%, в Ре-зекне - 37%, в Даугавпилсе - 13%, в целом по Латгалии -42%, русские же - 43%.

Большинство населения поддержали события, происходившие в конце 1980-х г. в Латвии. Однако после распада СССР начались действия, направленные на сокращение льгот в различных сферах в отношении русскоязычного населения. Так было создано мощное информационное поле для консолидации латышского населения,

идентичное поле отсутствовало у русскоязычного населения, возникли проблемы, связанные с получением гражданства, резко возросла безработица среди русскоязычного населения, следствием явилось сокращение социальных льгот, началась реформа в области образования, ограничивающая использование русского языка.

Латвийские законы в 1990-е гг. не дали определения национального меньшинства применительно к условиям Латвии. В ходе дискуссий было выработано два подхода: признание прав национальных меньшинств только за исторически проживающими в Латвии национальными общинами и применение более широких критериев, позволяющих отнести к национальным меньшинствам всех постоянно проживающих в Латвии лиц нелатышской национальности.

Интеграция в новое общество всех слоев населения Латвии, прежде всего русскоязычного населения, проходила в очень тяжелых условиях.

В этот период активность староверческих обществ, связанная с изучением истории своих корней, издательской деятельностью, сыграла стабилизирующую роль в поддержке русскоязычного населения, которое почувствовало себя более уверенным.

В современной Латвии проживает около 80 тыс. староверов, объединенных в 67 автономных общин и несколько общественных организаций. Подавляющее большинство староверческих общин находится в Восточной Латвии - Латгалии. Две общины в Риге, община в Елгаве, Калнциемсе, Лиепае и Нейвакенская община.

Для сравнения, по данным статистики на 1930 г., 104 791 (51,93%) русских жителей Латвии принадлежали к православному вероисповеданию. 91 092 (45,15%) являлись старообрядцами. По данным на 1939 г., в Латвии действовало 79 русских православных и 7 единоверческих приходов, а также 85 старообрядческих общин. Православное население преобладало в Риге, Видземе и Курземе. В Земгале среди русских большинство составляли старообрядцы, сосредоточившиеся в основном в Илукст-ском и Екабпилском уездах, а также в Латгалии, в Дау-гавпилсском и Резекненском уездах.

Духовно Древлеправославную поморскую церковь Латвии объединяет Центральный Совет, возобновивший свою деятельность в 1991 г. Наиболее активно действовали староверческие общины в Риге, Резекне, Даугавпилсе, Екаб-пилсе, Елгаве, Прейли, Ливаны, Виляны, Лудзе. Одновременно было принято решение о воссоздании нерелигиозной организации - Рижского общества старообрядцев. Инициатива возрождения староверческого общества исходила от интеллигенции и предпринимателей общины. Основным направлением деятельности, исходя из требований к легализации любого общества в Латвии, являлась просветительская и благотворительная деятельность.

Руководители общества наследовали ценности, которые были провозглашены еще «Благотворительным просветительским взаимовспомогательным обществом», действовавшим в XX в., основой которой являлась Гре-бенщиковская община3.

В разные годы выходили на первый план различные направления деятельности. В 1990-е гг. одной из приоритетных задач общества являлась поддержка его членов, оказавшихся в тяжелом материальном положении. Общество активно включилось в государственную программу благотворительности. Министерство финансов Латвии ежегодно выдавало разрешение на льготы лицам, предоставляющим благотворительную помощь.

Одним из основных направлений общества являлась просветительская деятельность, которую возглавил председатель правления И. Иванов4. Результатом данного направления деятельности явился возврат прихожан в общину, создание кружков любителей русской древности при Гребенщиковской общине, появился духовный центр староверов. Руководители рижского общества, в первую очередь, также организовали теоретические научные семинары. В рамках семинаров выступали с лекциями ученые и исследователи истории русской культуры и староверия

в Латвии. Результатом подобных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком