научная статья по теме Роль зрителя в организации цирковой выразительности наива Биология

Текст научной статьи на тему «Роль зрителя в организации цирковой выразительности наива»

УДК 18.7.01.791.83

РОЛЬ ЗРИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ЦИРКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НАИВА

Баринов Вячеслав Александрович,

педагог, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ

Дворец творчества детей и молодежи «Восточный», г. Москва, Россия amateur-circus@yandex. ru

Цель статьи - осмыслить творческие процессы, происходящие во время циркового представления, роль и значение наивного выражения смыслов цирковыми средствами, место в них зрителя и его отношения с артистом.

Ключевые слова: артист; эстетика; цирк; манеж; трюк; зритель; образ.

ROLE OF THE SPECTATOR IN THE ORGANIZATION OF CIRCUS EXPRESSIVENESS OF NAIVETY

Vyacheslav Barinov,

teacher, candidate of philosophical sciences, honored worker of culture of the Russian Federation

Palace of creativity of children and youth "East", Moscow, Russia amateur-circus@yandex. ru

Article purpose - to comprehend the creative processes occurring during circus representation, a role and value of naive expression of senses circus means, a place in them the spectator and its relations with the actor.

Keywords: actor; esthetics; circus; arena; trick; spectator; image.

Любое цирковое произведение необходимо исследовать как данное в понятии «мир впервые», так как каждое публичное представление совершается заново, артист повторяет свои трюки в определенной психологической зависимости от настроения, от настроения партнеров, от публики, которая постоянно обновляется. В этих условиях заново рождаются нюансы, которые могут в той или иной мере влиять на развитие культуры цирка. Это могут быть спонтанные трюковые выражения, новые формы и смыслы. Сосуществование в помещении цирка разных субъектов восприятия и воспринимаемых формируют культуру поведения артиста, культуру восприятия и культуру общения. Культура цирка есть форма одновременного бытия и общения различных людей с различным уровнем культуры, но активно участвующие в организации условий развития одной общей культуры (хотя бы на период действия циркового представления) как повод для обеспечения диалога и взаимопонимания. Культура цирка - это специфическая форма самодетерминации индивидов артиста и зрителя в плоскости утверждения личности, форма самодетерминации индивидуальной жизни, сознания, мышления в ответственности. Культура цирка - как специфическое «искусственное» приспособление человека жить в мире цирка - облекает в культурные формы, облагораживает, уточняет, одухотворяет чувства, отношения и т.д. Культура цирка - это изобретение зрелища как «мира впервые», что является исходным для первых двух - общения на грани и возможности самодетерминации. В общении артиста и зрителя цирковое произведение создается заново в плане атмосферы дружелюбия, искренности, взаимопонимания и разумной рискованности. Цирковое произведение - это постоянно развивающаяся структура, чреватая

всеми формами бытия. Цирковой «мир впервые» всегда наивен. Надо заметить, что наивные формы культуры цирка оказываются востребованными в современных условиях, а, значит, они становятся преобладающими формами современности. Таким образом, наивное видение (делание) в цирке оказывается в основе творения «мира впервые».

Надо отметить, что современная коммуникативная ситуация в цирке характеризуется открытостью. Здесь следует заметить, что новая коммуникативная система в цирке приводит к тому, что коммуникация стала не только наиболее удобным в новых условиях доставки информации, но и активным средством формирования поколения, его коммуникативным измерением, существенным признаком его конструирования. Но при этом возникают некие противоречия между предшествующей культурой цирка и новыми культурными ориентациями общества. Осознавание этой ситуации позволяет артисту интерпретировать процессы истории цирка в соответствии с принципами цикличности, которые, как известно, рассчитаны на 30-50 лет. Таким образом, по уровню развития художественной культуры цирка сегодняшнего дня, можно судить о предшествующих состояниях развития цирка. Особое его состояние характеризуется взаимоотражаемостью внутри себя самых разных культур, существующих между ними «диалогами», ассимиляциями, интенсивными взаимодействиями. При подобных взаимоотношениях основу каждого периода составляет базовая личность, которой свойственна степень изменения. Это могли быть в цирке Братья Дуровы, Карандаш, Никулин, которые аккумулировали в себе те отношения, которые на данный момент истории были актуальны как необходимые связи с государством и обществом.

Оценивая происходящее в цирке, зритель берет на себя функции не только «судьи» как истины в последней инстанции, но и как творца единого зрелища. Зритель полноценный участ-

ник происходящего в цирке. Он, подобно артисту, так же эмоционально переживает за успешно выполненные трюки, но если что-то происходит не так, как ему бы хотелось, он реалистичен в выражении своих эмоций и наивен в своих побуждениях. Его наивность впрямую связана с тем, что исполняет артист. Он так же стремится всей душой к положительному исходу события в номере. Зритель проявляет свое неравнодушие к происходящему не только визуально со своих мест, но и по мере необходимости устремляется в манеж, чтобы принять непосредственное участие в действии и тем самым повлиять по мере возможности на ход развития циркового действия. О заинтересованной публике В.Конев пишет: «Публика не простая совокупность людей, контактирующая с искусством, а определенная группа зрителей, объединенная пониманием произведения. Поэтому произведение создает публику тем, что задает общение людей по своему поводу. Основой этого общения и выступает понимание зрителями произведения, в этом же общении оно формируется и проявляется» [1, с. 155]. Публика в цирке, это своеобразное социальное сообщество, небезразличное в своем единстве по отношению к цирку, т.е. она заинтересована в цирке, проявляет к нему интерес и формирует свое поведение согласно происходящему в цирковом пространстве. В.Конев раскрывает принцип общения зрителя с артистами на основе определенных, сложившихся столетиями между ними взаимоотношениях, направленных на восприятие художественного языка цирка - трюка.

Устанавливая на этой основе некое понимание, создается та необходимая общность, которая принимает статус художественной, эстетической и культурной ценности искусства цирка. Лишь данная общность в условиях цирка становится идентичной происходящему художественно-образному процессу, и быть важным механизмом в движении культуры цирка в целом, т.е. публика становится культурологически значимой. Тем самым

зритель является необходимым механизмом трансляции культурных ценностей в пространстве цирка и во времени на основе искренности и открытости представляемых событий. Благодаря чему, зритель становится обладателем необходимой относительной самостоятельности художественного процесса в цирке. В этом случае эмоциональность зрителя может сопоставляться с самим художественным процессом, совпадать с ритмами и масштабами его развития. При этом художественный процесс может или опережать реакцию публики, или запаздывать, отставать от реакции, по сравнению с ритмами ее развития, т.е. быть архаичным.

В различных типах участия публики в цирковом представлении отношения между артистом и зрителем рассматриваются с точки зрения коммуникации, как в плане ее сужения (обособленность), так и расширения (прямые контакты). То и другое необходимо рассматривать с позиции принципиально новых художественных ценностей и их функционирования в виде способности к восприятию и оценки. Выступая в качестве активатора творческого процесса, нацеленного на создание коммуникации, публика всячески поддерживает любые начинания артиста по организации игры, расцениваемое как некий прием выражения наивности. Благодаря деятельности по формированию наивной коммуникативности, осуществляются взаимоотношения артиста и зрителя на особом уровне, отличном от процесса коммуникации в других видах искусства. Колебания этого процесса могут проходить в пределах количественных и качественных изменений, происходящих в активности участников диалога. А потому, одним из главных факторов процесса развития циркового искусства является поиск и апробация новых форм коммуникации.

Поскольку коммуникация не ограничивается только передачей информации, но и представляет процесс взаимодействия,

взаимопереживания, которые в свою очередь видоизменяют формы общения. Утверждая новые формы коммуникации между зрителем и артистом, современное цирковое искусство закрепляет особые коммуникативные отношения, и чем искренней они будут, тем более существенными они окажутся, т.е. более ценностными. Факт сопоставления избираемых и отвергаемых способов установления коммуникации становится коммуникативной характеристикой поколений зрителей. Цирковое искусство согласно расположенным номерам в пространстве организует зрительское восприятие как смену систем. Это могут быть, например, номера «воздушной гимнастики» и «жонглирования», где первое требует внимания обращенного «вверх», второе -«вниз». Эти направления внимания формируют культуру и психологию восприятия зрителя, без которой невозможно понять мир цирка. Именно зрительская психология, как реакция на происходящее, дает возможность артисту глубже изучать цирковую публику и выбирать механизмы влияния на нее.

Система восприятия достаточно сложная вещь, требующая от зрителя всевозможных зримых, слуховых и интеллектуальных напряжений. Существуют два основных элемента восприятия: информационная программа, заложенная в самом произведении и индивидуально-психологическая особенность зрителя, включающая в себя необходимый уровень культуры, как в самом произведении, так и в зрителе. Так как художественный процесс, происходящий в цирке - это не только художественные ценности, произведенные и представленные артистом, но и необходимые системы их восприятия, в соответствии с которыми происходит усвоение художественных ценностей. Одной из таких систем восприятия в цирке является круговое обозрение, когда воспринимающие объекты движутся по кругу по аналогии с обозрением скульптуры.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком