научная статья по теме «РОЛЛИНГ СТОУН»: ОТ КОНТРКУЛЬТУРЫ ДО МЕЙНСТРИМА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««РОЛЛИНГ СТОУН»: ОТ КОНТРКУЛЬТУРЫ ДО МЕЙНСТРИМА»

Культура

УДК 316.77:001.12/18

«РОЛЛИНГ СТОУН»: ОТ КОНТРКУЛЬТУРЫ ДО МЕЙНСТРИМА

© 2013 г. В.С. Васина

Еженедельник «Союзное Вече», Москва

Статья посвящена культовому американскому музыкальному журналу «Рол-линг стоун» («РС») (Rolling Stone, сокращённо «RS»), его роли в истории американских медиа и трансформации из культового издания контркультуры в глянцевый массовый квалоид (квалоид — quality tabloid). Особое внимание уделено наиболее ярким журналистам издания.

Ключевые слова: журнал «Роллинг стоун», Ян Веннер, Хантер С. Томпсон, Ан-ни Лейбовиц, рок-музыка.

Основные тенденции конца XX - начала XXI века сводятся к неизбежному ускорению темпа жизни и общей глобализации информационного рынка. Два этих фактора рождают узкоспециализированные СМИ - издания и программы, ориентированные на конкретную аудиторию, которая готова к появлению такого рода СМИ и нуждается в предоставляемой информации. Специальная журналистика освещает разные направления, интерес к которым в обществе постоянно растёт: экономика, здоровье, медицина, спорт, история, искусство и др. Подобная сегментация позволяет отдельным слоям общества не теряться в бесконечном потоке информации и получать интересующие сведения сравнительно высокого качества.

Интересы американского молодёжного движения хиппи 1960-х, радикальной молодёжи 1970-х и любителей рок-музыки различных стилей в более позднее время создали благоприятные условия для появления и развития журнала «Роллинг стоун» («РС»).

Американская музыкальная журналистика

Первый номер журнала «Роллинг стоун» вышел в свет в Сан-Франциско в бурное время, а именно в знаковом 1967 г., когда в одном месте собралось око* ВАСИНА Виктория Сергеевна - корреспондент еженедельника «Союзное Вече», Москва. E-mail: VAFCD@mail.ru

Контркультура - вид субкультуры, который, как правило, не просто имеет свою парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя ей, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

ло ста тысяч американских хиппи, заявивших во всеуслышание о своей контркультуре, сексуальной революции и наступлении «Лета любви».

Движение хиппи было своего рода молодёжным протестом, которое зародилось в США, изначально в районе Хейт-Эшбери, а после плавно перекочевало в Сан-Франциско, впоследствии распространившись и на Великобританию, и на Западную Европу, став позже международным [35].

«"Революция" объяснялась просто - пришли хиппи. Духом их, казалось, был пропитан весь воздух: духом спокойствия и контрастов. Они шатаются по всему Свету, но у них есть родина - Хейт-Эшбери, район города Сан-Франциско, города, названного именем самого незлобивого из всех христианских святых. Это совпадение отнюдь не случайно, ибо святой Франциск, Франциск Ассизский, основатель Францисканского ордена, считается одним из первых хиппи в компании с Сократом и менее симпатичным Диогеном-киником, а также с суфиями, братьями "Свободного духа", У. Шекспиром, У. Блейком, богомилами, Г. Дэвидом Торо и др. Ни в одном городе страны культурная жизнь не была столь яркой, как там. В Хейт-Эшбери была настоящая свобода» [11], - отмечает советский исследователь движения пацифистов М.С. Ремизова.

Модель, которую хиппи с некоторым апломбом объявили исключительной, как водится, была хорошо забытым старым. Это отметили и советские учёные: в реферативном сборнике под названием «Массовая культура и социально-культурный авангардизм в буржуазном обществе» (М.: ИНИОН, 1976), выпущенном под грифом «для служебного пользования», они писали: «Согласно этой утопии, община не высится над каждым её членом как внеположный его личности институт, а интериоризирована его психикой, являясь внутренним фактом сознания. Здесь напрашиваются аналогии с родоплеменной жизнью примитивных коллективов, причём эти аналогии охотно подхватываются и одобряются самими хиппи».

В 1960-х годах появилось много альтернативных СМИ на расовой и этнической основе. Боевые общины формировали собственные журналы и газеты: «Чёрная пантера» Сан-Франциско, «Голос» Нью-Йорка, «Тампа» Флориды и др. Эти издания были очень популярны среди милитаризированной чёрной молодёжи Америки. В публикациях преобладали рассуждения на тему национализма, гражданских прав, образования, чёрной воинственности и политической мобилизации. По сравнению с популярностью этих изданий, заметно упали тиражи у более консервативного «Курьера» из Питтсбурга, «Защитника» из Чикаго и «Афроамериканца» из Балтимора [28].

Старейшей же и наиболее популярной в этом сонме радикальных газет была нью-йоркская «Виллидж войс», один из основателей которой в 1955 г. - известный писатель Норман Мейлер. И нельзя забывать о нараставшей популярности журналов «Плейбой» Хью Хефнера, издававшегося с 1953 г., и его впоследствии появившейся некрофилической пародии «Фангория» Джо Бонэма.

Самым популярным и коммерчески успешным среди всех этих альтернативных американских СМИ стал музыкальный контркультурный журнал-долгожитель «Роллинг стоун». Это было рок-музыкальное издание, целевой аудиторией которого явилось поколение хиппи. Как справедливо отмечает амери-

канский исследователь феномена журнала «РС» Роберт Драпер, «История журнала "Роллинг стоун" неразрывно связана с музыкой и журналистикой» [15].

Музыкальная журналистика представляет собой такой вид литературной деятельности, где главным объектом внимания становится современный музыкальный процесс. Журналы служат способом выхода музыкальной критики (оценочной мысли), аналитики, музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально культурный процесс. Творчество в любых своих проявлениях - это самая важная и сложная для осмысления составляющая музыкального процесса.

Отвергая всё рутинное и косное в конформистской журналистике США, «новые журналисты» из «Роллинг стоун» полагали, что с помощью художественного вымысла можно достоверно изобразить своё время Авторы издания привлекали выразительные средства журналистики, сочетали их с приёмами из художественной литературы, и всё для того, чтобы ярче выразить сомнения в справедливости многих американских представлений и ценностей. Для обозрения журнал нередко выбирал неочевидных героев, а в своих публикациях делал упор на аналитические материалы, эссе и авторские мнения известных журналистов и музыковедов.

Журнал способствовал формированию «новой американской журналистики», зарождению экстремально-субъективной гонзо-журналистики, а также становлению радикальной фотожурналистики, выразившейся в персоналисти-ческой портретной фотографии и обнажённой съёмке. Каноны такого фоторепортажа заложила Анни Лейбовиц - признанный американский фотограф, специализирующийся в основном на портретной съёмке.

Заметный «новый журнализм» возник в 1960-1970-х годах на стыке журналистики и литературы. На формирование этого опредёленного стиля неоспоримое влияние оказала литературная деятельность поколения битников. Считается, что идеологи битничества Дж. Керуак и А. Гинзберг не только создали множество известных и высоко оцененных произведений, но и сформировали мировоззренческие основы других молодёжных субкультур (хиппи, панков и др.). Поскольку теоретической базой для движения хиппи стала литература поколения битников (1950-е годы в США), важно понимать, что именно известные битники - Кен Кизи, Джек Керуак, Уильям Берроуз и др. - стали идеологами движения и заложили мировоззренческие идеалы хиппи и, как следствие, журналистики «Роллинг стоун».

Манифестами поколения стали автобиографические произведения, герои которых - бродяги и безумцы, выступают против обывательской философии конформизма: роман Джека Керуака «В дороге» (On the Road, 1951), поэма Алле-на Гинзберга «Вой» (Howl, 1956). Они экспериментировали с такими понятиями, как «новое видение» и «новое сознание», а в литературе зазвучала тема поиска идентичности, остававшаяся центральной во второй половине XX века.

Несмотря на то, что в США битники появились раньше хиппи и были отдельной субкультурой, наличие связи между этими течениями неоспоримо и, по мнению многих, первая субкультура органично эволюционировала во вторую: «От контркультуры - к субкультуре». Такова логика их развития. Битники - как высшая элитарная контркультура интеллектуалов снизошла в

3 «США ❖ Канада», № 9 65

молодёжную среду (хиппи), навсегда оставшись гениальным индивидуально-творческим проектом.

Библией хиппи Сан-Франциско стала книга бывшего гарвардского профессора Тимоти Лири «Политика экстаза» [32]. Эта книга говорила о персональном расширении сознания и об изменении структуры общества с помощью восточного мистицизма и ЛСД.

Распространению ЛСД способствовала активная деятельность кумира молодёжи писателя Кена Кизи, автора известного романа «Пролетая над гнездом кукушки». Его книга вышла в свет в 1962 г. в нью-йоркском издательстве «Вайкинг» (а перевод на русский был выполнен В. Голышевым лишь спустя 30 лет, в 1989 г., и был опубликован в журнале «Новый мир»).

Примечательно, что Кен Кизи был одним из подопытных добровольцев в Стэнфордском университете, где на факультете психологии официально проводили опыты с использованием психоактивных веществ, в том числе ЛСД, мескалина, псилоцибина и ИТ-290 (АМТ). С их помощью американские психиатры стремились искусственно вызвать у подопытных состояние острого психоза, чтобы узнать о внутренних переживаниях душевнобольных как бы из первых рук, но в то же время - от психически нормальных людей. Эти академические опыты позже привели к глобальному перевороту в сознании не только населения США, но и всего Западного мира. По иронии судьбы у истоков этого переворота стояли обычные студенты, решившие совместить приятное с полезным: слегка поправить финансы (за опыт платили всего 20 долларов) и в то же время получить новые, небывалые впечатления. Придя в восторг от своих нечаянных открытий, эти пассионарные личности захотели рассказать о них всем людям.

Летом 1964 г. Кен Кизи собрал вокруг себя последов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком