научная статья по теме РОССИЯ И ПОПЫТКИ УСТАНОВЛЕНИЯ «НОВОЙ УНИИ» В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1678-1681 ГОДЫ) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОССИЯ И ПОПЫТКИ УСТАНОВЛЕНИЯ «НОВОЙ УНИИ» В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1678-1681 ГОДЫ)»

щ

СТАТЬИ

Славяноведение, № 2

© 2015 г. Б.Н. ФЛОРЯ

РОССИЯ И ПОПЫТКИ УСТАНОВЛЕНИЯ «НОВОЙ УНИИ» В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (1678-1681 ГОДЫ)

В статье приведен новый архивный материал о том, как православные иерархи Правобережной Украины искали в России поддержки в своей борьбе против осуществления планов «новой унии», выдвинутых властями Речи Посполитой в конце 70-х годов XVII в. Показана и помощь иерархам со стороны левобережного гетманства.

The article explores new archival materials of how Orthodox hierarchs of the Right-Bank Ukraine were searching Russia's support for their struggle against the implementation of the plans of a «new union», formulated by the authorities of Rzeczpospolita in the late 1670s. By the same token, it is shown that the hierarchs were getting assistance from the Left-Bank Hetmanate.

Ключевые слова: Россия, Польша, Украина, церковь, православие, уния.

Как хорошо известно, положение православных в Речи Посполитой в 70-е годы XVII в. было довольно неблагоприятным. В марте 1676 г. русский резидент в Варшаве В.М. Тяпкин сообщал в Москву, что «церковь Божью велми гонят их (польские. - Б.Ф.) духовные и ненавидят зело», поэтому православные здесь собираются просить царя о защите [1. С. 10]. Вопрос о такой защите стал особенно актуальным, когда в политике властей Речи Посполитой обозначился поворот к осуществлению планов «новой унии». Первым шагом в этом направлении стал запрет сейма в 1676 г. на сношения православных духовных лиц с константинопольским патриархом под страхом смертной казни и конфискации имущества. Другим постановлением сейма братства - ставропигии - должны были подчиняться власти епископов, а вместо патриаршего апелляционной инстанцией для них становился королевский суд [2. C. 276-277].

Следующим шагом стало принятие сеймом 1677 г. конституции, по которой на сейм следующего 1678 г. должны были явиться все православные и униатские иерархи, настоятели монастырей и представители братств для рассмотрения их взаимных претензий [2. C. 278]. За этим, по форме достаточно неопределенным, решением стоял достаточно определенный план действий - на съезде (colloquium amicabile) униатского и православного духовенства ожидалось решение о принятии православными унии [3. S. 55]. Католическо-униатская сторона не скрывала планов, связанных с созывом съезда. О них ясно говорит послание униатского митрополита Киприана Жоховского одному из наиболее авторитетных православных иерархов - луцкому епископу князю Гедеону Четвертинскому: хотя между ним и епископом не было «пересылки», митрополит обратился к нему с призывом «преклонитися ко всеобщему желанию» всего народа, который хочет объединиться и избавиться от пастыря, который «самого себя спасти не возможет» «для

Флоря Борис Николаевич - чен-корр., зав. отделом Института славяноведения РАН.

турской неволи»1, и подчиниться власти папы. Митрополит призывал епископа «на сейме нынешнем» последовать примеру одного из организаторов Брестской унии - Кирилла Терлецкого [4. Л. 70-73].

Был предпринят и другой важный шаг, адресованный уже не отдельному лицу, а всему православному обществу. Во Львове срочно перевели на польский язык и напечатали католическое Исповедание веры, одобренное папой Урбаном VIII. В этом исповедании говорилось о принятии учений о «филиокве» и чистилище и специально указывалось: «Почитаю тако ж и преемлю все иныя вселенские соборы властного папы римского [...] ноипаче Флоренскии собор исповедую, что на нем постановлено есть». В другом месте того же текста отмечалось, что папа, «отец и учитель всех христиан» признал Флорентийский собор вселенским [4. Л. 63, 65].

Как сообщал в декабре 1678 г. гетман Иван Самойлович царю, экземпляры этого издания рассылались «к разсуждению и приуготовлению» православным духовным лицам, вызванным на съезд в Гродно [4. Л. 20].

Все эти события побудили православных иерархов Правобережья искать помощи в России. Уже Ф.И. Титов обратил внимание на комплекс документов фонда «Сношения России с Грецией» РГАДА, содержащих свидетельства об этом [5. Т. II. 1-я пол. С. 240-246]. К сожалению, публикация Титова осталась неизвестна польским исследователям.

10 декабря 1678 г. в Киев приехал игумен Преображенского монастыря в Люблине Иннокентий Монастырский, сообщивший, что его направили в Москву епископ перемышльский (и претендент на митрополичью кафедру) Антоний Винницкий и луцкий епископ Гедеон Четвертинский [4. Л. 1-2]. Положение Винницкого в православном обществе Речи Посполитой было достаточно сложным. После смерти в 1663 г. митрополита Дионисия Балабана состоялись выборы, на которых епископы и большая часть духовных лиц отдали предпочтение Антонию Винницкому, а другие участники выборов поддержали кандидатуру Иосифа (Не-любовича Тукальского). Король Ян Казимир выдал грамоты на занятие митрополичьей кафедры обоим претендентам, и это привело к длительному конфликту в православном обществе Речи Посполитой, который не закончился, когда Иосиф Тукальский получил «благословение» константинопольского патриарха. Смерть Иосифа Тукальского не положила полностью конец конфликту, так как король Ян Собеский передал управление имениями киевской митрополичьей кафедры львовскому епископу Иосифу Шумлянскому. Вместе с тем православные в Речи Посполитой в их значительной части готовы были видеть в Антонии Винницком своего законного митрополита [6. S. 201].

Так, о передаче владений митрополичьей кафедры Антонию Винницкому ходатайствовала в конце 1675 г. шляхта Русского воеводства [3. S. 179]. Положение Антония Винницкого укрепилось, когда 3 августа 1678 г. он получил от Яна Со-беского привилей на митрополичью кафедру [3. S. 181]. Это дало ему возможность выступать, как законному главе православной церкви на территории Речи Посполитой. Так, он назначил слуцкого архимандрита Феофана Креховецкого своим наместником в Великом княжестве Литовском [7. С. 30].

Первоначально и киевское духовенство, и русские власти признавали законным митрополитом Иосифа Тукальского и поддерживали с ним сношения, но положение изменилось, когда Правобережное гетманство, где находился митрополит Иосиф, подчинилось власти султана.

В деле о приезде Антония Монастырского сохранилась приказная справка о контактах с Антонием Винницким в предшествующие годы.

Так, весной 1674 г. в Москве побывал «для объявления ведомостей» посланец митрополита Степан Сокальский, который просил о помощи, так как «от

1 Перевод этого послания см. в [4. Ф. 52. 1679].

нападения и истеснения неверных турков» Антоний Винницкий и его окружение находятся «в великих недостатках». Митрополиту было послано соболей на 150 руб. и (по его просьбе) пролог на весь год [4. Л. 103-105]. В середине 1670-х годов Антоний Винницкий вступил в переписку с русским резидентом в Варшаве В.М. Тяпкиным, выясняя, признают ли его в Москве законным киевским митрополитом после смерти Иосифа Тукальского [8. С. 522-523]. В марте 1677 г. при содействии Тяпкина Москву посетил посол митрополита «нареченный пере-мышльский епископ» Афанасий Мукачевский «для милостыни», который снова повез митрополиту соболей на 150 руб. [4. Л. 106-109]. Как известно, митрополит назначал себе помощников для управления Перемышльской епархией. Таким помощником был Г. Хошовский, игумен монастыря в Лаврове, который умер в 1674 г. [9. S. 179, 197]. Очевидно, Афанасий Мукачевский был его преемником. Таким образом, в 1677 г. Москву посетил человек, занимавший видное место в окружении митрополита и пользовавшийся его доверием.

Епископ Гедеон Четвертинский на выборах поддерживал кандидатуру Антония Винницкого и в наступившем затем конфликте находился, очевидно, на его стороне. О каких-либо контактах с русскими властями в предшествующие годы ничего не известно. Среди привезенных в Москву Иннокентием Монастырским документов был текст Исповедания веры, данного Гедеоном Четвертинским при возведении на луцкую кафедру [4. Л. 77-82]. Очевидно, этот текст должен был убедить русские власти в православии епископа, что, как представляется, может служить доказательством отсутствия ранее у епископа Гедеона каких-либо связей с русскими властями.

О целях посольства Иннокентия Монастырского говорилось в письмах иерархов, адресованных киевскому воеводе кн. М.А. Голицыну. И Антоний Винницкий, и Гедеон Четвертинский писали об опасности, угрожавшей православной церкви (Антоний Винницкий писал о все затопляющем наводнении, Гедеон Чет-вертинский о «тьмах волков», которые «набегают» на православных «или пожер-ти или разгнати хотяще»), и о решении искать помощь у царя («не можем своею боронитися силою» - писал Гедеон Четвертинский). В письмах указывалось, что они обращаются к царю, как «единому на свете православному благочестивому монарху», единому после Бога «церкви воюющей предстателю». В письме Гедеона Четвертинского царю говорилось, что «един токмо по Бозе на земле царь православный, как едино на небе солнце» [4. Л. 6-9, 15].

О том, что иерархи ждали от царя, говорилось и в их письмах к М.А. Голицыну, и в их письмах к царю [4. Л. 10-16]. Иерархам было известно, что между Россией и Речью Посполитой идут переговоры о заключении союза против Османской империи и для участия в этих переговорах на сейм прибудут русские послы. Иерархи просили, чтобы эти послы выступили в защиту православной церкви. Гедеон Четвертинский выражал надежду, что, действуя так, царь сможет «русских людей» в Речи Посполитой «при вере православной чрез договоры на будущем сейме с королем польским сохранить».

Таким образом, в посланиях иерархов речь шла уже не только о «милостыни» или посылке книг2, а о вмешательстве русской власти в религиозную жизнь Польско-Литовского государства. Этот шаг означал важные перемены в позиции той части православного духовенства, которая (в отличие от митрополита Иосифа Тукальского) была ранее лояльна по отношению к Речи Посполитой. Эти перемены отражали его реакцию на перемены в религиозной политике властей этого государства.

Письма Антония Винницкого датированы 12 октября (М.А. Голицыну) и 18 октября (царю), письма Гедеона Четвертинского соответственно 17 и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком