научная статья по теме РОССИЯ И ЗАПАД: ОБРАЗ БУДУЩЕГО С ПОЗИЦИИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «РОССИЯ И ЗАПАД: ОБРАЗ БУДУЩЕГО С ПОЗИЦИИ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 4

О.Э. БЕССОНОВА

Россия и Запад: образ будущего с позиции общей теории институциональных трансформаций

Важным этапом теоретической работы является прогноз о перспективах развития изучаемого объекта. Согласно К. Попперу, именно высказанный прогноз в дальнейшем дает основания для доказательства обоснованности или, наоборот, фальсификации теоретической конструкции. Поэтому логичной стадией в работе над общей теорией институциональных трансформаций, основные положения и базовые категории которой представлены в [Бессонова, 2006; 2007; 2008], стала разработка гипотез о перспективах цивилизационного развития России.

Либеральный раздаток как ответ на вызовы времени и сигналы среды

Уникальная ситуация в России на рубеже XX и XXI вв. характеризуется совпадением глобальных и локальных трансформаций, вызванных радикальными изменениями в сферах глобальной цивилизационной матрицы и одновременным переходом локальной цивилизационной матрицы России на новый эволюционный уровень. Именно эти процессы осмысливаются в категориях вызовов времени.

ВЫЗОВ 1 - от глобальной цивилизационной матрицы: глобализация. Ныне, по сути, мы имеем дело с новой стадией развития глобальной цивилизационной матрицы, которая объединяет человеческую цивилизацию, охватывая все земное и даже околоземное пространство и преодолевая в силу этого границы культур и расстояния в чисто физическом смысле. Глобализация активизировала процесс взаимовлияния цивилизаций, что приводит к росту взаимосвязанности многих феноменов жизни. В культурном плане Восток проникает на Запад, образуя анклавы символов и значений, влияющие на менталитет и тип мышления. Западные институты проникают на Восток, что выражается в распространении там идей модернизации и вестернизации.

Глобальными стали одновременно и проблемы: это и угрожающий рост населения, голод, некачественное питание, бедность, ограниченные ресурсы, ядерная угроза. В повестке дня всего человечества - борьба с коррупцией, организованной преступностью, наркоманией, проституцией, детской беспризорностью, неизлечимыми болезнями. Глобализация способствует процессу международной социальной интеграции, формированию международных институтов, стандартов деятельности (Европейская хартия о местном самоуправлении, Европейское экономическое сообщество, Болонское и Копенгагенское соглашения). Таким образом, глобализация - объективный процесс, который дает мировому сообществу принципиально иной набор цивилизационных ценностей и приоритетов.

Бессонова Ольга Эрнестовна — доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск).

ВЫЗОВ 2 - от локальной цивилизационной матрицы: в условиях глобализации сохранить свою уникальность, самобытность, целостность и найти такое место в мировом сообществе, которое обеспечивало бы ее поступательное развитие.

Глобальные и локальные тенденции, в конечном счете, взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных случаях могут прийти в столкновение. Общий ответ локальных цивилизационных матриц - "„локализация" (термин Р. Роберт-сона - http://www.inache.net/znaki/gloc.html) как специфический, региональный сценарий глобализации, адаптирующий ее в национальные формы. Что касается России, то в 90-е годы XX в. "фактически страна была на грани потери государственного суверенитета" [Сурков, 2006, с. 8-9]. Следствием этого стала концепция "суверенной демократии", в которой российские идеологи пытаются найти грань и установить балансы между открытостью и обособленностью, широкими международными связями и автономностью.

ВЫЗОВ 3 - от техносферы: перейти на новую технологическую основу экономики, которая сделает ее эффективной и повысит уровень жизни. Новые информационные технологии обеспечивают сетевые инструменты, хранение и обработку информации, координированную индивидуализацию работы, одновременную концентрацию и децентрализацию принятия решений. Информация и знания становятся стратегическим ресурсом, обусловливая способность общества к успешному развитию. Структурно новая экономика включает в себя отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие как информационно-коммуникационные технологии, образование, наука и интеллектуальные услуги. Именно поэтому ее называют "экономикой знаний". Россия в ответ на этот вызов поставила стратегическую цель - переход к инновационному развитию, связанному с использованием человеческого капитала.

ВЫЗОВ 4 - от биосферы: требования к экологической безопасности планеты и к состоянию ее окружающей среды. Угроза экологической катастрофы и поставила человечество перед дилеммой - чтобы выжить, надо поменять мировоззрение, в рамках которого дерево жизни видится как единый организм, включающий планетарную экологическую систему и биоты - группы взаимодополняющих надвидовых сообществ [Олдак, 2003, т. 1, с. 46]. Новое экологические сознание означает необходимость управления процессом сохранения целостности природных систем Земли.

ВЫЗОВ 5 - от этносферы: предъявляются требования к самому человеку, к его "внутренней эволюции". Готовность и способность национальной общности к активному саморазвитию, своевременному и адекватному ответу на множественные вызовы внешней среды составляет человеческий потенциал общества. В условиях глобализации ни одно общество не может рассчитывать на выживание и укрепление жизнеспособности без опоры на развитый человеческий потенциал и без действенной установки на его рост [Заславская, 2005]. Именно поэтому на новом этапе в России поставлена задача обеспечения долгосрочных инвестиций в человека, в создание возможностей для его самореализации.

ВЫЗОВ 6 - от ноосферы: потребность в новой интеллектуальной рационализации картины мира и в переходе к интегральному сознанию. В рамках общей теории институциональных трансформаций выделены глобальные институциональные циклы и формационные этапы развития мировой цивилизации, при этом каждому циклу соответствует своя доминирующая матрица сознания1. Для доформационного периода характерны архаическая и магическая матрицы сознания, для начальной формации -мифическая, для срединной - религиозная, для зрелой - рациональная. А интегральной формации соответствует интегральное сознание. В его основе лежит видение мира не просто как системной целостности, но целостности, которая включает в себя ин-

1 О стадиях человеческого сознания - архаической, магической, мифической, религиозной, рациональной и интегральной см. [Уилбер, 2002].

дивида, а Вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий, в которой реализуется самоорганизующийся процесс эволюции. Переход к интегральному сознанию возможен только через качественно обновленную систему образования, рассматриваемое как фактор развития личности. Его основу составляет компетентно-стный подход, в рамках которого изменяется и подготовка учителя, способного формировать целостную систему универсальных знаний.

ВЫЗОВ 7 - от государственности: каждая локальная цивилизационная матрица должна найти свою форму демократических институтов для развития дея-тельностного потенциала общества и для беспрепятственного прохождения сигналов обратной связи. Всеобщее и полное избирательное право утвердилось в большинстве стран Европы и Северной Америки только в XX в. Ранее, на протяжении многих десятилетий оно напрямую было связано с обладанием собственностью и способностью платить налоги. Его расширение происходило через поэтапное включение в число избирателей новых социальных групп. В итоге на Западе на основе всеобщего избирательного права и превращения монархии в декоративный институт возникло "демосударство", под которым понимается демократическое, социально-ориентированное общество, где экономическая эффективность гармонизируется с проблемами равенства, социальной справедливости и прав личности, а целью развития выступает создание эффективной институциональной системы для капитализации человеческого потенциала страны.

Для России, так же как и для всего человечества, "необходимость демократии очевидна, ведь только общество, основанное на соревновании и сотрудничестве свободных людей, может быть эффективным и конкурентоспособным". При этом "государство - способ самоорганизации общества, и чиновник воспринимает сигналы от общества" [Сурков, 2006, с. 20].

ВЫЗОВ 8 - от институционального ядра: настоятельное требование о создании новой эффективной институциональной системы. Развитые страны в 1970-е гг. создали, по выражению М. Кастелса, новую форму капитализма, в общей теории институциональных трансформаций названной "социальным рынком" [Кастельс, 2000]. Это ответ, который дали цивилизационные матрицы, построенные на рыночном архетипе. Россия и другие страны с локальными цивилизационными матрицами, находящимися на раздаточном архетипе, приходят к созданию новой институциональной системы под названием "либеральный раздаток"2, в которой также сочетаются раздаточные и рыночные институты, но при доминировании институтов раздатка.

Все перечисленные глобальные вызовы накладываются на конкретную ситуацию в российском обществе, которая сложилась после попытки внедрения западных рыночных институтов. Политика правительства в 1990-е гг. привела к существенным проблемам и фактически вызвала отторжение у большинства россиян. Так, по данным Р. Рывкиной лишь 19% считают, что нынешнее российское общество устроено более справедливо, чем советское, 57% - менее справедливо, 11% полагают, что нынешнее общество - такое же, каким было советское, а 13% не смогли дать ответа, Из опроса также выяснилось, что 55% респондентов считают, что сейчас люди работают хуже, чем в советские времена; 76% - что государство обязано помогать нуждающимся людям находить работу; 84% - что нужно равенство условий для поддержания здоровья и лечения всех жителей страны. "Жители страны недовольны не столько государством как таковым, а той социально-политической системой, которая сложилась в России. Выявившийся здесь негативизм относится именно к российском

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком