научная статья по теме Россияне как политический суперэтнос Философия

Текст научной статьи на тему «Россияне как политический суперэтнос»

А.В. ТОНКОНОГОВ профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»*

Россияне как политический суперэтнос

Россияне - политическая дефиниция или политический суперэтнос?

Происхождение Россиян как этнокультурной исторической общности является одним из важнейших вопросов отечественной и мировой науки, ответ на который разные этносы предлагают свой, в основном указывающий на особое положение последних или отрицающих своё родство с другими этносами, главным образом Русскими, не отрицающими принадлежность к Россиянам. В этом есть и определённая логика, но больше национального заблуждения и откровенного национализма представителей некоторых народов, пытающихся искусственно разорвать реально существующие социально-культурные, ментальные связи с этносами, проживающими в России.

В.И. Даль считал, что «Польша прозвала нас ... росаянами ... а мы переняли это»1 название у них и стали так называться сами. Насколько исследователь прав в контексте данной статьи, не очень важно. Важно то, что и мы себя и другие нации, нас всех, живущих в России, часто называют либо Россиянами, либо просто (вне зависимости от национальной принадлежности) - Русскими.

В новейшей (постсоветской) истории России в качестве объединяющей политической дефиниции обращение «Россияне» всегда применял первый Президент Российской Федерации -Б.Н. Ельцин. В политическом аспекте это представляется в нашей многонациональной стране абсолютно верным. Но являются ли «Россияне» чем-то большим, нежели удачная корректная политическая дефиниция?

У автора не вызывает сомнений тот факт, что Россия не может эффективно развиваться в будущем как исключительно Русское национальное государство. В современных условиях Россияне - это не отдельный народ, а множество Российских народов, хотя Святой Праведный Иоанн Кронштадтский и употреблял данное название, имея в виду именно всех Русских: Великороссов, Белороссов и Малороссов. Такого же мнения о Русских как о совокупности трёх этносов, образующих суперэтнос, справедливо придерживаются и многие современные Российские учёные2. Однако в существующих условиях нового, как и прошлого века, когда сам Русский суперэтнос всё менее становится единым, отождествлять Русских и всех Россиян не только некорректно, но и ничем не обосновано. Более того, проблема заключается ещё и в том, что Россиянами некоторые отечественные экономико-социальные и этноконфессиональные группы себя вообще не считают, т.е. Российский социум - это даже не монолитное политико-экономическое образование. Необходимо также указать, что всё «чаще и чаще население ведёт себя не как единое общество, пронизанное мощными связями, а как совокупность разорванных

3

социальных сред» .

Приходится с сожалением констатировать, что продолжающийся в Российской Федерации процесс поляризации населения нарастает не только в области материального статуса, но и ментальных особенностей мышления и поведения отдельных социальных групп. Эта проблема в целом осознаётся как на научно-теоретическом, так и на управленческо-практическом уровне. Поэтому в современной России в качестве одной из основных целей государственной национальной политики с 2012-2025 гг. определяется «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)»4. Фактически утверждается необходимость проведения государственной национальной политики в сфере сохранения и дальнейшего формирования Российской нации, которая является добровольной общностью всех народов России. Кроме того, на заседании Совета безопасности Российской Федерации 22 июля 2014 г. в Кремле Президент России В.В. Путин обратил внимание на несколько приоритетных задач в сфере обеспечения суверенитета и целостности нашей страны и

*Тонконогов Александр Викторович, e-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998, с. 114.

2 См.: Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред. кол. М.П. Мчедлов (отв. ред.), Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунов и др. М., 2007, с. 191.

3 Зорькин В. В хаосе нет морали // Российская газета, 2012, № 285 (5958), 11 декабря, с. 9.

4 См.: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666), п.17, ч. 3.

первой задачей обоснованно была определена «последовательная работа по укреплению межнационального согласия»5.

В современных условиях это особенно актуально, так как для определённой, а, возможно, и очень значительной части Российского общества, Россияне - это только лишь политическая дефиниция, которую используют для упрощённого определения всех народов и народностей, проживающих в России, а также лиц, просто имеющих гражданство нашей страны. В данном контексте народы России пока не могут рассматриваться как единая нация, которая была естественно исторически образована на основе разных этносов.

Вместе с тем, у Российских народов есть общая территория, суверенная государственность, конституционно утверждённая, т. е. легитимная власть, социально-экономические, политические, этноконфессиональные и культурные связи. Поэтому Россиян (все народы, множество этносов, признающих своей Родиной Россию) следует считать, по крайней мере, единой гражданской нацией, процесс формирования которой происходил в основном искусственно политически, нежели естественно исторически. Также следует указать на тот факт, что этносы, проживавшие и проживающие в России, имеют общую историю и современность, ментальные особенности мышления и поведения, единый язык межнациональной коммуникации, следовательно, все Российские этносы вместе образуют, если не исторически сложившийся суперэтнос, то реально существующий благодаря социально-экономическим, историко-географическим условиям политический суперэтнос — российский политический суперэтнос.

Политический этнос как основа гражданской нации

Формирование этносов, суперэтносов, народов и наций - это процесс естественной эволюции человеческих сообществ, проживающих вместе, объединённых различными этнокультурными, конфессиональными, экономико-политическими отношениями, общими традициями и обычаями. Но в мировом социуме с началом формирования политического устройства государств, не основанного на принятии факта божественного происхождения власти, также появились прецеденты революционного формирования, т.е. в достаточно небольшие исторические периоды, этнических и суперэтнических образований, объединённых в основном искусственно политически, связанных больше необходимостью защиты суверенитета общей территории, единым легитимным правом, экономическими отношениями, необходимостью обеспечения безопасности и т.д., нежели кровнородственными, этническими и иными естественно-историческими феноменами. Появились политические этносы (суперэтносы), ещё не имеющие общей единой государственности, но сформированные в процессе политико-экономической трансформации этносов; и гражданские нации, которые являются объединением чаще всего разных этносов (политическим суперэтносом) и обладают суверенной, признаваемой всеми этносами, составляющими суперэтнос, государственностью.

Этнические и субэтнические группы - это подсистемы этноса, его части, большее значение в которых имеют связи бытового, внешнеповеденческого, нежели культурного и национального характера, в том числе однородность («чистота») языка. Вместе с тем, как указывал Л.Н. Гумилёв: «Из подчас непохожих субэтнических групп создаётся спаянная пассионарной энергией целостность, которая ... подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос»6. Этнос чаще всего воспринимается как общность, имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения7. Во многом это так. Поэтому, по мнению автора, этнос -это естественным образом сложившаяся этническая система, стереотип поведения в которой основан на общих культурных императивах (язык, традиции, нормы поведения), а также подсознательном восприятии этнической идентичности, предопределяющем выявление принадлежности к своему или чужому этносу.

В свою очередь, «группа этносов в одном регионе создаёт суперэтнос»8. Суперэтнос - это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся целостностью, состоящая из нескольких этносов, объединённых общностью социальной эволюции (которая, естественно, не зависит от политических предпочтений и желаний потомков), общими традициями, похожими элементами культуры, родственностью языков и регионом совместного проживания.

История России позволяет обоснованно говорить как о реальном факте о существовании на протяжении веков Российского суперэтноса, который был реформирован и превращён в Советскую нацию (Советский народ). Но можно ли «Советский народ», объединявший разные далёкие друг от друга этносы в «коммунистический» период развития России, считать естественно исторически сложившимся суперэтносом, особенно в конце ХХ в.? Автор полагает, что нет, иначе он не ушёл бы в небытие, разделившись на большие и малые естественноисторические этносы. Однако следует также указать на то, что когда речь идёт о Советском народе, то мы фактически

5 Цит. по: Четыре приоритета президента. О чём говорил Владимир Путин на заседании Совета безопасности. Дословно // Российская газета: неделя, 2014, № 165(6437), 24 июля, с. 2.

6 Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М., 2006, с. 14.

7 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2010, с. 732.

8 Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории, с. 14.

говорим о реально существовавшем политическом суперэтносе, который сформировался в ХХ в., фактически и юридически стал Советской гражданской нацией, отстоявшей суверенитет своего общего государства - Союза Советских Социалистических Республик.

Конечно, гражданская нация, созданная искусственно политически, менее устойчива в своём развитии в отличие от исторически сложившихся этнических образований

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком