научная статья по теме РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ В УНИВЕРСАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: ЭКСТАТИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ И ДЕЙСТВА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ В УНИВЕРСАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ: ЭКСТАТИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ И ДЕЙСТВА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2005 • < 3

Л.А. АНДРЕЕВА

Российские религиозные практики в универсальном контексте: экстатические обряды и действа

Все большую роль в религиозных верованиях современной России играют нетрадиционные конфессии и культы, которые зачастую связаны с ритуалами, сопровождаемыми изменением форм сознания, в частности экстатическими состояниями (от фр. extase - экстаз), малохарактерными для православия. Они весьма привлекательны для молодежи и некоторых других общественных групп. Социальные и психологические причины этого до сих пор не во всем ясны. Чтобы понять природу религиозного экстаза, глубину укорененности религиозных практик такого рода в культурах разных народов, масштабы их влияния на самые разные группы людей, в том числе политические элиты, необходимо рассмотреть их в широком психологическом и историческом контексте, используя материал не только российской, но и мировой истории.

При этом надо учитывать, что психологическая наука проводит разграничение между религиозным экстатическим состоянием и религиозным трансом. Большой толковый психологический словарь А. Ребера уточняет, что транс1, вызванный сильной религиозностью, характеризуется снижением телесных функций, а в экстатическом состоянии проявляются энергичные, активные, даже неистовые свойства телесного характера. В истории религиозных практик в России и за рубежом меня интересуют только последние, сопровождаемые, согласно Реберу, временным изменением сознания, потерей чувства идентичности, избирательным вниманием к определенным аспектам окружающей среды и стереотипными моделями поведения, не поддающимися контролю рассудка. Эти симптомы сопровождаются убеждением, что человек одержим духом, какой-то силой или другим человеком [Ребер, 2000, т. 2, с. 372]. В данном случае религиозные экстатические состояния рассматриваются как одна из разновидностей измененных состояний сознания (ИСС), наряду с гипнозом, медитацией и пр. Замечу, что, согласно сведениям этнографического атласа Дж. Мердока, ритуалы с экстатической составляющей широко распространены в мире и встречаются в 90% из 488 описываемых в нем традиционных культур [Murdock, 1967].

Самое важное, на мой взгляд, - то, что религиозный экстаз может носить как индивидуальный, так и массовый характер. Масштабы его распространения невозможно понять, опираясь только на культурологические и религиоведческие методы исследования. Необходимо обратиться к опыту психофизиологии и связать данные религиозные практики с влиянием эндорфинов - природных веществ, содержащихся в организ-

1 О шаманизме как проявлении религиозного транса см. [Элиаде, 2000].

Андреева Лариса Анатольевна — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

4 ОНС, < 3

97

ме человека и вызывающих при определенных обстоятельствах эффект, сходный с действием одного из наиболее сильных наркотиков - морфина. Функции эндорфинов как "гормонов удовольствия" очень многообразны. Считается, что они противодействуют стрессовым эффектам, подавляют болевые ощущения, влияют на эмоции и имеют отношение к некоторым психическим заболеваниям [Тейлор, 1992, с. 258]. Мощные выбросы эндорфинов происходят при занятиях спортом, в моменты оргазма, при религиозном экстазе и в ряде других ситуаций.

Не случайно экстатические действа особенно широко распространяются в переломные эпохи жизни той или иной страны (кризис полиса и традиционной мифологии в Античности, кризис традиционного образа жизни и распад империй в Средневековье, социальные напряжения эпохи ранней модернизации) и в группах населения, чьи права подвергались особенно сильному ограничению (женщины, молодежь). В это время аномия (утрата ценностных и социальных ориентаций), необеспеченность существования и постоянные стрессы становились широко распространенным явлением и заставляли людей прибегать в поисках забвения своих проблем к чрезвычайным средствам. Измененные формы сознания, принесение в жертву норм культуры и даже частей собственного тела использовались для разрушения старых, "испорченных" форм самоидентификации, доказавших свою неспособность бороться с отчуждением, и легитимации новых форм самоидентификации (в рамках религиозного сообщества), возвращающих людям чувство собственного достоинства и укорененности в мире. Верующие пытались таким образом отречься от собственного страдающего, греховного и несовершенного "я", ощутить и закрепить свое личное единство с силами природы или Богом мировых религий.

Экстаз в религиозных практиках древности

Среди древних экстатических культов выделю малоазийский (фригийский) по происхождению культ Аттиса и великой Матери богини Кибелы, который в конце III в. до н. э. приобрел государственный статус в Римской республике. "Из Фригии прибыли и жрецы этой божественной четы. Именно тогда римлянам и открылся истинный характер новоутвержденного культа с его экстатической оргийностью и членовредительством, отправляемого оскопленными жрецами-галлами" [Торчинов, 1997, с. 110]. С этим культом связаны самые жестокие формы одержимости (массовое самооскопление адептов в подражание поступку самого Аттиса). В ритуале Аттиса и Кибелы, приходившегося на весенние дни, третий день так и назывался - Кровавым. В этот день первосвященник вскрывал себе вены на руке. Жрецы более низкого ранга, возбужденные неистовой музыкой, с трясущимися головами и развевающимися волосами кружились в танце до тех пор, пока, не потеряв чувствительность к боли, не начинали наносить себе раны. Затем, доведя себя до наивысшей степени религиозного экстаза, жрецы оскопляли себя и бросали отрезанные части тела в статую богини Кибелы [Фрэзер, 1998, с. 366-367].

Мистерии сирийской богини Астарты отличались не меньшей силой религиозного экстаза. Они разворачивались весной в городе Иераполисе при стечении огромных толп адептов этого культа. "Под звуки флейт, барабанный бой и крики евнухов-жрецов, наносивших себе раны ножами, религиозный экстаз, как океанский вал перекидывался на толпу зрителей, и многие из них совершали такие поступки, каких и не предполагали, когда отправлялись на праздник (курсив мой. - Л.А.). Один за другим они сбрасывали с себя одежды и с сердцем, бешено бьющимся от музыки, с блуждающим от зрелища льющейся крови взором выпрыгивали из толпы, хватали приготовленные для этой цели мечи и при всех оскопляли себя" [Фрэзер, 1998, с. 367].

По силе экстатического состояния выделялся и культ Диониса-Сабазия, фригийского бога, издревле отождествляемого с богом виноделия Дионисом. В эллинистическую эпоху он принимал крайние оргиастические формы. Ритуалы позволяли посвящаемому без остатка погрузиться в животное состояние и тем самым в полном объе-

ме испытать оплодотворяющую силу Матери-Земли. С этой целью в обряде использовалось вино, которое, как предполагалось, должно было символически понизить уровень новичка при первом его ознакомлении с тщательно охраняемыми жрецами "тайнами природы". Состояния эмоционального напряжения, религиозного экстаза жриц Диониса - вакханок запечатлела греческая вазопись. Еврипид так описал оргиастическую церемонию:

И в голос стали жены Вакха звать.

Все ликовало с ними - горы, звери;

От топота задвигалась земля...

Бегом едва спаслись мы от вакханок,

А то бы разорвали. Там стада

У нас паслись; так с голыми руками

На них менады бросились: корову

Мычащую с набрякшим выменем эти

Волочат; те рвут нетелей; там бок

Растерзанный; там пара ног передних

На землю брошена, и свесилось с ветвей

Сосновых мясо и сочится кровью [Еврипид, 1969, с. 128-129].

Тайны природы выражались символом эротического свершения: единения Диониса и Ариадны, его супруги, в церемонии священного брака [Юнг, 1997, с. 140-141]. В этом ритуале имелся момент, когда адепты Диониса разрывали на куски живого козла, символизировавшего самого бога, и поедали его мясо в сыром виде, то есть религиозный экстаз низводил людей до варварского состояния. Мать Александра Македонского Олимпиада была ревностной поклонницей этого культа. Плутарх писал, что она "ревностнее других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски; во время торжественных шествий несла больших ручных змей, которые часто наводили страх на мужчин, когда, выползая из-под плюща и из священных корзин, они обвивали торсы и венки женщин" [Плутарх, 1963, с. 396].

Религиозный экстаз проявлялся и в празднестве богини столицы нижнеегипетского нома Бубастис - Бастет, культ которой был распространен по всему Египту. Она изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Геродот писал: "Когда египтяне едут в город Бубастис, то. у некоторых женщин в руках трещотки (систры), которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-либо городу, то пристают к берегу и. одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают подолы своей одежды. Наконец по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь оставшийся год" (цит. по [Рак, 2000, с. 303]).

В классической Греции (У-1У вв. до н.э.) в городке Элевсине неподалеку от Афин совершались экстатические мистерии в честь двух богинь - Деметры и ее дочери Коры, которые ритуально воспроизводили поиск богиней Деметрой своей дочери, похищенной богом загробного мира Аидом. Важно отметить, что техника введения в экстатическое состояние использовала световые эффекты. Факелоносец занимал в Элевсинской иерархии почетное второе место. Существовало предварительное посвящение адептов в мистерии, где в храме во мраке временами разливался ослепительный свет, раздавались страшные звуки. Затем мрачные сцены сменялись успокоительными, все освещалось светом факелов, что должно было символизировать вечную радость и блаженство в загробном мире. Мистическая сторона действа была столь нарочитой, что Сократ отказался пос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком