научная статья по теме РОССИЙСКИЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И БАЛКАНЫ (ХVIII-ХIХ ВЕКА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОССИЙСКИЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И БАЛКАНЫ (ХVIII-ХIХ ВЕКА)»

© 2011 г.

В.Я. ГРОСУЛ

РОССИЙСКИЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ И БАЛКАНЫ (XVIII - XIX века)

Древние греки рассматривали Европу как географическое понятие только в рамках Балканского полуострова. Все, кто проживал за этими пределами, назывались варварами, т.е. иноземцами, людьми намного более низкой культуры, чем сами греки. Сегодняшняя наука полагает, что другие культуры имели свои достижения, но факт чрезвычайной культурной продвинутости греков, передовой характер их цивилизации по сравнению с другими цивилизациями того времени никто не оспаривает.

Когда славяне в У-У1 вв. начали продвижение на юг, прежде всего по восточным и западным отрогам Карпатских гор на Балканы, они вошли в соприкосновение с самой передовой греко-римской культурой, в то время уже христианизированной, являвшейся наследницей великих культур Средиземноморья. Материальная культура славян не была более передовой, духовная культура намного отставала, а социальные отношения отличались тесными родовыми связями, позволившими, однако, создать довольно крепкую военную организацию, благодаря чему они овладели половиной Балканского полуострова. Вступив в тесный контакт с местными обществами, в культурном плане славяне больше получили, чем дали сами. Именно здесь, раньше чем где-либо на других славянских землях, происходит христианизация славян, и уже к началу следующего тысячелетия балканские славяне предстают наряду с греками, албанцами, влахами как защитники христианских ценностей в борьбе против восточных пришельцев - печенегов, половцев, татаро-монголов, турок-османов.

Уже в XIV в. Балканы становятся ареной жесточайшей схватки христианства и мусульманства, завершившейся временным поражением христиан и включением всей Юго-Восточной Европы в состав обширной Османской империи. Такое положение затянулось на сотни лет, и трудно сказать, как бы сложилась судьба балканских христиан, если бы не вмешательство внешнего фактора. В попытках сохранить свою самобытность, нередко жизнь и достоинство, балканские христиане стали обращать взоры в сторону Италии, Австрии, а также и России. Православная Россия была ожидаемой, но слишком далекой, реально она стала восприниматься как страна-освободительница только со второй половины XVII в. Но лишь в 1711 г., во время Прутского похода, российская армия впервые подошла к Дунаю, не считая, конечно, эпохи Древней Руси, а только в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. впервые перешла его.

Продвижение славян на Балканы в У-У1 вв. и приход российской армии в XVIII в. в этот регион существенно разнятся. Среди прочего, южные и западные славяне заметно отставали в развитии своей культуры от Византии, Россия же середины XVIII в. в культурном отношении была более передовой, чем любой регион Османской империи1. Говорить только о сугубо вооруженном проникновении России на Балканы будет совершенно не правильно. Православная Россия имела серьезные духовные позиции на

Гросул Владислав Якимович - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН.

1 Гросул В. Балканы. Корни кризисов. - Молдова и мир, Кишинев, 1991, октябрь-ноябрь, с. 22.

Балканах и рассматривалась как бастион христианства, т.е. подавляющее большинство населения Балканского полуострова ждало пришельцев с Севера, видя в них свое спасение. Весьма существенной была и политическая сторона намечавшихся взаимоотношений. Они часто проектировались как унии, т.е. союзы равных, что воодушевляло представителей балканских народов на дальнейшее плодотворное сотрудничество с сильным северным государством.

Уже изучение договоров российского государства XVII - начала XVIII в. дает достаточное основание рассматривать их как своеобразные основные законы, которые намечались в отношении того или иного балканского региона. Проект перехода Молдавского княжества в русское подданство, который был передан в марте 1656 г. русскому руководству, предусматривал: "Честь и чин государства нашего не порушился б, как была не порушена и от нечестивых, но благоволением великого вашего царствия утвер-дитца и укрепитца паче прежнего"2. Этот проект предусматривал установить в Молдавии такие порядки, какие там существовали до османского завоевания, причем господарем мог быть только местный житель. Если бы этот проект договора был реализован, то он стал бы для Молдавии основным законом, т.е. конституцией страны, которая была бы выше как воли молдавского господаря, так и воли русского царя.

Подобный же характер носил и Луцкий договор заключенный между Молдавией и Россией 13 апреля 1711 г. В соответствии с ним в Молдавии устанавливался российский протекторат, но княжеству гарантировалась территориальная целостность, возвращение земель, захваченных турками и татарами, невмешательство России в ее внутренние дела и превращение Молдавии в наследственную монархию Кантемиров3. Поскольку имелись серьезные контакты с Валахией, Сербией, Черногорией, целью которых была защита последних от Порты, то подобные же договоры могли быть заключены и с этими странами. В случае их реализации они также носили бы конституционный характер. Естественно, что в то время в документах слово "конституция" не фигурировало, но от этого характер их не меняется. Реальная обстановка, однако, сложилась таким образом, что Прутский поход окончился неудачно и реализация одних пунктов Луцкого договора была отложена на более позднее время, а другие так и не удалось осуществить никогда. Укрепление позиций России, возрастание ее международной роли на протяжении всего XVIII в. позволяет ей играть роль посредника и гаранта за границей. Во время войны за Баварское наследство в октябре 1778 г. прозвучала ультимативная нота Екатерины II австрийскому правительству, и под ее давлением, поддержанным Францией, был заключен Тешенский мир 1779 г. - мирный договор между Австрией и Пруссией. Мир, заключенный при посредничестве России и Франции, был заметным успехом русской дипломатии и усилил влияние России в Германии. Более того, Россия в 1779 г. стала гарантом конституции Германской империи. А ведь страна своей конституции тогда не имела и, что стало особенно ясно после прекращения работы "Комиссии об Уложении" в 1769 г., иметь не собиралась.

Иное дело российский внешнеполитический конституционализм. Он часто был связан с действиями за границей русских войск, а если их пребывание на иностранных территориях затягивалось, то там создавалась русская гражданская администрация. Так, во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. в январе 1770 г. для управления Молдавским княжеством русское командование создало гражданскую администрацию. Возглавлялась администрация самими молдавскими боярами, составлявшими диван, но руководил ими поначалу генерал-майор С.М. Черноевич, затем бригадир С.М. Ржевский. С февраля 1771 г. председателем дивана стал генерал-майор А.В. Римский-Корса-ков, возглавлявший его до конца войны. Через руководителей администрации русское правительство получало возможность оказывать влияние на работу государственного аппарата и стимулировать появление тех или иных законодательных актов. Это еще не

2 Исторические связи народов СССР и Румынии в XV - начале XVIII в. Документы и материалы, в 3-х т. T.II. 1633-1673. М., 1968, с. 273-275.

3 Там же. Т. III. 1673-1711. М., 1970, с. 323-327.

были основные законы, но русское правительство накапливало опыт сотрудничества с местным населением не только в военной, хозяйственной, но и законотворческой деятельности.

Создание русских администраций в Дунайских княжествах с тех пор стало обычным делом, и их деятельность примечательна с точки зрения истории государства и права. Так получилось, что первая такая реформа, в подготовке которой приняли участие русские представители, была проведена на Ионических островах. В 1799-1800 гг. был подготовлен "План временного правления", утвержденный адмиралом Ф.Ф. Ушаковым. "Конституция Ушакова" встретила, однако, противодействие Порты, а также местной знати, не желавшей делиться властью с новым дворянством. В противовес ей Порта предложила другую конституцию, выработанную нобилями в их интересах. Обозначилась серьезная внутренняя борьба в самом ионическом обществе, что поставило русское руководство в очень трудное положение.

Началась разработка нового проекта конституции, которая проходила в условиях острой борьбы за влияние на островах Англии, Франции, России и Турции. На греческих землях все больше ощущалось влияние Французской революции. Российское правительство вынуждено было проводить более гибкую политику. Любопытно, что сам Александр I наставлял представителя России на островах Г.Д. Мочениго действовать таким образом, чтобы новую конституцию и предусмотренные ею новые учреждения поддержал средний класс, поскольку именно он может обеспечить ее выполнение. И канцлер А.Р. Воронцов в письмах русскому представителю на островах рекомендовал всячески ориентировать на Россию "все классы жителей, и в особенности средний класс, который благодаря новым учреждениям не потеряет ничего из тех прав и преимуществ, которые он приобрел"4.

Интересна сама технология подготовки и принятия ионической конституции. Мочениго совместно с членами сената Ионических островов составил проект конституции, он был послан в Петербург и там доработан. Но конституцию должен был принять законодательный орган республики, которого не существовало. В январе 1803 г. сенат издал специальный указ, установивший порядок выборов: они должны были осуществляться дворянскими ассамблеями каждого из островов, но право избирать получали лишь те, кто соответствовал прежде всего имущественному цензу. У каждого острова он был свой.

Сессия законодательного собрания началась 14 октября 1803 г. и через полтора месяца, 29 ноября, новую конституцию единогласно утвердили. Конституция, печатный экземпляр которой на итальянском языке хранится в Москве в Архиве внешней политики Российской империи, состояла из 212 статей. Она определяла государственный строй архипелага как централизованную аристократическую республику. Греческий язык был провозглашен в ней госу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком