научная статья по теме РОССИЙСКИЙ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА ХХI ВЕКА В МУЗЕЕ ХХ ВЕКА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «РОССИЙСКИЙ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА ХХI ВЕКА В МУЗЕЕ ХХ ВЕКА»

Искусствоведение

ГТ1

Техническая эстетика и дизайн

Кашуба В.А., профессор, доктор наук Журавель В.М., профессор, доктор наук

(Международное бюро интерьера «Kashuba-Design»)

РОССИЙСКИЙ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА ХХ1 ВЕКА

В МУЗЕЕ ХХ ВЕКА

Первый этап уникального Российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера ХХI века стартовал в рамках многолетнего проекта Благотворительного фонда «^s^ba-Design». Бренд фестиваля: «Россия - страна креатива, Москва-столица креатива». Основное место проведения: дом -музей имени А.Л. Чижевского, где чествовали 115 годовщину со дня рождения известного профессора.

The first phase of a unique non-profit festival of Russian highly artistic interior design of the XXI century began in the framework of multi-year project of the Charitable Foundation "Kashuba-Design». Brand Festival "Russia - the country of creation, Moscow is the capital of creativity." The main venue: the house-museum named Chizhevsky wherecelebrated 115 anniversary of the birth of a famous professor.

О, дивный новый мир !

У.Шекспир

Этап Первого Российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера века стартовал 17 февраля 2012г. в Калуге, в рамках многолетнего проекта Благотворительного фонда «^sk^a-Design». Бренд фестиваля: «Россия - страна креатива, Москва-столица креатива» (1), девиз - Открой новый творческий маршрут! Символ фестиваля, его живой природы - запах и цветы лилии! Мы сообща сделали уникальный высокопрофессиональный общенациональный проект, казалось бы, как следует из названия, в одном направлении культуры и визуального искусства, но это не совсем так. Здесь и искусство многопрофильного дизайна интерьера, архитектуры и арт-фото, специфика музея, имеющие непосредственное отношение к высокой культуре и национальной идее космизма. На художественно выполненном пригласительном билете с программой указано основное место проведения фестиваля: Дом-музей имени А.Л. Чижевского, где отмечалось 115 лет со дня рождения гениального профессора, которого именовали Леонардо да Винчи ХХ века. Удивительный феномен «слияния», сосуществования, полезный всем. В данном инновационном универсальном проекте и формате, пространстве реального общения на событийном празднике культуры и искусства, в целях раскрытия новых интеллектуальных возможностей, коммуникации, полезно привлечение зрителей, читателей, посетителей, за счет участия библиотек, школ, Вузов, галерей, театров, клубов, СМИ. Важно, что когда всё будет существовать одновременно на привлекательной площадке, то будет подпитывать и пропагандировать друг друга, делать наш собственный мир богаче, расширять кругозор и сознание. К сожалению, пока еще нет энергетики нового явления и механизма коммуникации нецелевых аудиторий. Нужно начинать!

В программе фестиваля передвижная персональная выставка работ Лауреата академической премии имени А.Л. Чижевского в области искусства дизайна интерьера и архитектуры Валерия Кашуба - «Высокохудожественный интерьер России начала ХХ1 века. Традиции и инновации». Автор заслуженно выдвинут на соискание Государственной премии РФ-2012.

Выставка не одного дня, являющаяся важным шагом, отражающим факт возрождения в России высокохудожественного дизайна интерьера и демонстрируемого публично Первым российским некоммерческим фестивалем. Открытие началось с исполнения песен А.А. Запорожцем, председателем клуба авторской песни «Калужские барды», далее зачитаны поздравления известных людей из разных городов, сказаны добрые слова и перерезана традиционная красная лента, аплодисменты. Лилии Валерию Кашуба (запах и цветы лилии -символ и Международного бюро интерьера «KASHUBA-DESIGN»). Букеты живых цветов, украсившие прекрасную и немного роскошную выставку, своим тонким ароматом насыщали большое художественно оформленное помещение, создавали особую ауру интерьеру необычной выставки, сочетая, синхронизируя анализаторную чувствительность восприятия зрителей с их тонким энергетическим и смысловым настроем, ощущениями. Таково фитодо-полнение оформления современной выставочной экспозиции в стиле минимализма: «меньше- значит больше», спроектированной В.В. Кашуба.

На выставке, кроме создания на вертикальных поясах, ритмичного зрительного ряда из арт-фото высокохудожественных интерьеров, модулей и текстовых элементов, использованы горизонтальные поверхности, отдельно в витрине выставлены материалы о деятельности Благотворительного фонда «Kashuba-Design». Эскизный и технорабочий проекты удались, благодаря чему выставочный ареал располагал к получению посетителями визуальных эффектов и восприятию содержания, способствовал успешному раскрытию идеи неповторимости качественных экспонатов, художественных и социальных знаний, которые невозможно получить при представлении продукции на коммерческих выставках, рынке.

Пригласительный билет на фестиваль, выполненный В.В. Кашуба в собственном, узнаваемом фирменном стиле, ещё один важный элемент современной визуальной культуры. Конкретность, образность, форма, композиционное построение с копированием двух экспонатов выставки и художественный образ «в дымке» двух других на обороте (образы воспринимаются мгновенно), цветовая гамма, четкость логичной подачи объёмной текстовой информации (спонтанная, замедленная очевидность), шрифт, бумага, как бы с водяным знаком, возможности полиграфии - понятный всем визуальный язык информации. В билете всё и сразу является целеустремленно определяющим, с первого контакта дружелюбно и максимально выразительно презентует актуальные идеи и цели мероприятия. Разработанные и апробированные Валерием концептуальные позиции стилевого дизайна, включая любимую палитру цветов, заложенные в пригласительный билет, делают его заметным некоммерческим, самостоятельным высокохудожественным дизайнерским, культурным продуктом визуальной коммуникации, «закладкой на память».

Дизайн интерьера - феномен и территория человеческой культуры, интегральный вид искусства, представляющего для социума не только материальную, но и художественную общечеловеческую ценность. Так сложилось в РФ, высокохудожественный, исключительный дизайн интерьера ХХ1 века в своей массе закрыт для фотографирования, публикаций, публичных площадок, сугубо личное - анонимно, не рассчитано на просмотр зрителями (2). Трудно назвать это информационным вакуумом, доступное уже можно увидеть на коммерческих выставках, типа «Красивые дома», в профессиональных журналах, СМИ. Тем не менее, фестиваль продолжит поднимать завесу тайны, в частности, представляя часть работ из коллекции В.В. Кашуба. Условия строгой конфиденциальности сохраняются, нет адресов, имён владельцев. В экспозицию выставки включены разделы по дизайну частного интерьера и архитектуры - квартир (включая двухуровневые), апартаментов, резиденций VIP, загород-них домов (вилл), усадебных комплексов, зданий и помещений общественного назначения в стиле «лофт», офисов, а так же ресторана.

Выставка отражает время преобразования страны, её новые отличительные возможности, погружает в быт (жизнь) других людей. Каждый уникальный кадр, арт-фото эксклюзивного интерьера, вся выставка, казалось бы, запечатлела статику, интерьеры статичны, но они лишь

на мгновенье замершая живая жизнь, смыкающаяся с современным не фигуративным искусством, отражающим разные культуры. В центре внимания всё разное - начиная от входной группы, прихожей и заканчивая баней, бассейном. Акцент сделан на демонстрации решений вопросов здорового образа жизни, отдыха. Привычки, нравы и обычаи, любимая мебель и утварь, палитра витражей, художественные, антикварные вещи и эксклюзивные предметы искусства (hang- made) разных цивилизаций и культур, сформированная дорогая предметная среда- условия реального многоаспектного быта людей новейшего периода истории России. Это явно не art povera (ит.), т.е. «бедное искусство».

Сложные решения образов, идеальные пропорции, затейливая резьба, витражи, выразительные и сочные краски, колорит, экологически чистые премиум материалы, природное качество, энерго- и ресурсосберегающие технологии. Разные стили, включая классику, эклектичность, стык искусств при единстве, связанности темы, не смущали, всё рассказывало истории и показывало данность, отражающую современность, актуальную историю, вызывало зрительское соучастие и эмоциональную реакцию. Рассказ, месседж, созвучный текущему времени и апеллирующий к эстетическому чувству. В.В .Кашуба, доверенный личный дизайнер VIP клиентов, думает о потребностях и требованиях заказчиков, впитывает и материализует то, что им нужно, одновременно, через интеллектуальное напряжение, мысли и волю, вкус и гармонию, раскрывает сокровенную часть самого себя в гармоничном предметно-пространственном мире.

Отдельные произведения искусства и предметы интерьера выполняют свою самостоятельную роль и играют в ансамбле гармоничного интерьера- произведения искусства. Искусство в искусстве, взаимопроникновение пласт за пластом, такова привычная специфика безупречного интерьера. В живописи стали выделять в самостоятельный жанр «интерьер», имеются его классификации, включающие тематику, например, комнат, парадных, нежилых интерьеров, даже «интерьер и пространство истории» (3). Ещё один пласт искусства в искусстве. Интерьер в живописи привлекает, но более ли он доступен и понятен массам? Все искусства воплощены в высокохудожественном интерьере, предназначенном не для показа и уж тем более музея. Он оказался впервые в мире на выставке в оболочке музея, интерьере и атмосфере Дома-музея художника, поэта, ученого, одного из основоположников русского космизма (4, 5). В музее, инновационное многоуровневое переплетение искусств, закономерные изменения реальной жизни, производят особое впечатление. «Музей притягивает людей, воспитывает»- стоит прислушаться к мнению М. Пиотровского (6). Воистину, музей -культурный центр, неформальный салон, в целом объединяющий общими реалиями.

Представление на выставке образной системы, работ на стыке законов высокого искусства, проявляется и ощущается по-разному. Кстати, ещё не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком