научная статья по теме РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

Славяноведение,№ 1

© 2009 г. Н. И. БУХАРИН

РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ связи В НАЧАЛЕ XXI века

В 1990-е годы в Российской Федерации (РФ) и Республике Польша (РП) культурный обмен резко сократился, хотя и интерес, и связи сохранились. В частности, в эти годы в Польском телевизионном театре было поставлено 88 спектаклей 46-ти российских авторов. В 1998 г. русская литература в РП по тиражам занимала одиннадцатое место, а по числу названий - двенадцатое. Тогда было опубликовано лишь 15 русских изданий общим тиражом 95 тыс. экземпляров. В 1999 г. среди иностранной художественной литературы русская составляла 2%, а ее тираж - менее 1% [1. C. 184]. В польских театрах лишь изредка ставились российские пьесы, даже всемирно известных классиков, а в кинотеатрах демонстрировались лишь фильмы Н. Михалкова. Еще в январе 2001 г. польский еженедельник «Polityka» писал, что «российская культура у нас неизвестна и не желанна» [2].

Ситуация стала меняться в начале XXI в., когда российские и польские власти, руководствуясь тезисом, что культуры обоих народов издавна проявляют взаимный интерес и ценят друг друга, что культура остается наиболее эффективным и надежным мостом между двумя странами и народами, стали самым активным образом поддерживать и интенсифицировать культурный обмен. Культура является той сферой, которая в наибольшей степени свободна от политических конфликтов и способствует строительству добрососедских отношений. В силу исторических причин, общих славянских корней русская и польская культуры очень близки друг к другу.

Это касается всех областей культуры - кино, театра, музыки, изобразительного искусства и литературы. Польская культура вновь становится частью российской культурной реальности. Не только в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве, но и в провинции стали проводиться дни культуры, показы фильмов, выставки, гастроли театров, выступления творческих коллективов. Изменились технические возможности знакомства россиян с польской культурой. Польские фильмы можно посмотреть на DVD (в 2006 г. в Москве быстро разошелся диск «Культовое польское кино»), а произведения некоторых польских писателей можно прослушать на CD (например, в 2006 г. был выпущен диск в формате MP3 со стихами Т. Ружевича «Как хорошо»). Вновь получают развитие контак-

Бухарин Николай Николаевич - канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

ты между деятелями культуры, возрождаются совместное творчество и совместные проекты. В самое последнее время в связи с охлаждением взаимных политических отношений значение культурных связей еще больше возросло. Знакомство с культурой друг друга способствует преодолению барьеров и негативных стереотипов, порождает интерес друг к другу.

Во взаимные культурные отношения, кроме государственных структур, постепенно начинают включаться с обеих сторон и первые частные субъекты -издательства и агентства, что свидетельствует о выгодности части этих контактов в коммерческом отношении. Российские кинематографисты все чаще снимают свои фильмы в Польше. Польские кинооператоры (считается, что там сильная операторская школа) приглашаются для съемок российских фильмов.

В 2006 г. польская медиальная Группа ITI открыла свое представительство в Москве, чтобы установить сотрудничество с российскими телеканалами и производителями. В начале 2007 г. она запустила в Польше телеканал «Война и мир», на котором польский зритель имеет возможность посмотреть советские и российские фильмы.

В 2000-2006 гг. визитной карточкой Польши в России стали частые визиты выдающихся польских кинорежиссеров и показы их фильмов. Речь идет о таких мастерах, как А. Вайда, К. Занусси, Е. Гоффман, фильмами которых восхищаются российские зрители.

В частности, традиционный XII фестиваль нового польского кино в марте

2003 г. в Санкт-Петербурге открылся показом фильма знаменитого кинорежиссера Р. Поланского «Пианист». Сам режиссер по этому поводу специально посетил северную столицу России. На открывавшую фестиваль премьеру в кассе Дома кино все билеты были распроданы. В программу фестиваля были включены восемь польских фильмов, которые пользовались успехом у зрителей.

В Москве в апреле 2003 г. при большом стечении публики прошла декада «Анджей Вайда и новое польское кино». Во ВГИКе великому польскому режиссеру был вручен диплом за большой вклад в «национальную и художественную культуру» и присвоено звание почетного доктора. В сентябре 2003 г. в Москве, в Музее кино, состоялась ретроспектива фильмов Т. Конвицкого.

2-11 апреля 2004 г. в Москве прошел кинофестиваль «Панорама современного польского кино». В его программу были включены наиболее заметные фильмы последних лет всемирно известных польских мастеров и молодых кинематографистов. Во время кинофестиваля широко известный в России режиссер Е. Гоффман получил звание почетного доктора ВГИКа. Другой режиссер, М. Лозиньский, для студентов ВГИКа провел несколько занятий. В феврале

2004 г. фестиваль польского кино прошел в Хабаровске. В июне 2005 г. в рамках фестиваля «Польская весна» в Центральном музее кино состоялся показ лучших фильмов Польши 2000-2003 гг. В сентябре 2005 г. в Благовещенске в рамках III Открытого российского кинофорума на Дальнем Востоке прошла ретроспектива польского кино. В ноябре 2005 г. состоялись Дни польского фильма в Красноярске. За десять дней красноярцы смогли не только увидеть дюжину полнометражных фильмов, но и посмотреть выставку польского киноплаката и др. В апреле 2006 г. в Санкт-Петербурге прошел очередной XV Фестиваль нового польского кино. Были показаны фильмы «Персона нон грата», «Симметрия», «Мой Никифор» и «Ее зовут Юстына». В сентябре 2006 г. в петербургском киноцентре «Родина» была открыта выставка фотографий, сделанных выдающимся польским режиссером К. Кесьлевским. Публика имела

возможность увидеть и его фильмы. В октябре 2006 г. в Калининграде состоялась ретроспектива фильмов К. Занусси, на открытии которой присутствовал сам режиссер, а в ноябре 2006 г. в Москве - К. Кесьлевского. В январе 2007 г. в Москве Р. Поланскому была вручена премия Национальной кинематографической академии «Золотой Орел». В марте 2007 г. российский телеканал «Культура» отметил семидесятипятилетний юбилей Е. Гоффмана. Программа называлась «Монолог в 4-х частях. Е. Гоффман».

В Польше, в свою очередь, в апреле 2002 г. состоялись «Встречи с российским кино», организованные Международным объединением кинематографистов славянских и православных народов при сотрудничестве с Российским центром науки и культуры в Варшаве, Национальной фильмотекой и другими культурными организациями. В апреле 2004 г. в Варшаве прошла неделя российского кино, а в январе 2006 г. состоялась ретроспектива фильмов А. Конча-ловского.

Польские сюжеты все больше привлекают внимание российских документалистов. В мае-июне 2005 г. прошла премьера документального фильма о польских узниках советского лагеря. В 1944-1946 гг. часть бывших солдат Армии Крайовой были интернированы в СССР и попали в лагерь НКВД № 270, который находился в Боровичском районе Ленинградской области (теперь Новгородская область). Фильм «Дело Романа Бара» снял российский режиссер-документалист Юрий Бурцев. Этот фильм был показан в Петербурге на одном из телеканалов и телеканале «Мста» (Боровичи) [3]. В 2005 г. состоялась премьера документального фильма российского режиссера Тамары Ягжины «Иоанн Павел II».

В 2005 г. фирмой «Eureka Media» и Польским телевидением при поддержке Института им. Мицкевича были организованы четыре творческие мастерские «Россия - Польша. Новый взгляд» для 12 молодых документалистов. В результате создано 10 получасовых документальных фильмов - пятью россиянами о Польше и пятью поляками о России. Целью проекта было взаимное познание молодыми кинематографистами, не обремененными стереотипами прошлого, правды друг о друге. Самыми удачными были признаны три фильма - «Электричка» Мачея Цуского, «Молитва» Алены Полуниной и «Семена» Войцеха Касперского. В 2006 г. фильмы были показаны в Польше на телеканалах TVP1 и TVP Kultura, а в России на телеканале «Культура».

В 2004-2005 гг. студия Н. Михалкова «Три Тэ» участвовала в производстве фильма К. Занусси «Персона нон грата». Сам Михалков снялся в одной из главных ролей. «Это картина об отношениях между польским и русским мужчинами, - сказал российский актер и режиссер, - замешанных, как и отношения между нашими странами, на болезненной любви друг к другу» [4]. В фильме Е. Шту-ра «Любовные истории» (1997) одну из ролей сыграла известная российская актриса И. Алферова. Польская актриса Б. Тышкевич снималась в нескольких российских фильмах, в том числе в фильме М. Пташука «В августе 44-го» (2001). Польские актеры М. Доменецки и К. Грушка сыграли в исторической мелодраме А. Прошкина «Русский бунт» (2000). С. Шакуров снялся в фильме А. Вайды «Пан Тадеуш» (1999).

К. Занусси знает русских кинематографистов давно и много работает с ними. В 2005 г. польский режиссер по просьбе режиссера В. Хотиненко работал над сценарием телевизионного фильма «Паломничество в Вечный город» и принял в этом фильме участие как рассказчик об апостоле Петре. В 1998 г. Занусси по-

лучил диплом почетного доктора ВГИКа. Он периодически (раз в год-полтора) приезжает в Москву на неделю для проведения мастер-класса на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В октябре 2006 г. А. Вайда приступил к съемке фильма «Post Mortem. Катын-ская повесть». В интервью газете «Московские новости» он сказал: «Я подспудно думаю о российском зрителе и не хочу, чтобы мой фильм стал политическим» [5. 2006. 6 X].

К сожалению, в российском кинопрокате практически отсутствуют польские фильмы. Правда, их показывают по каналам российского телевидения. В Польше ситуация противоположная: на польском общественном телевидении российские фильмы практически отсутствуют, а кинопрокат демонстрирует в основном фильмы Н. Михалкова и некоторые российские блокбастеры. Например, в 2005 г. на польский экран вышел фильм «Ночной дозор», а в 2006 г. -«9 рота» Ф. Бондарчука. Кроме блокбастеров, в 2004 г. в польском кинопрокате можн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком