научная статья по теме Российское казачество: социально-политические проблемы Философия

Текст научной статьи на тему «Российское казачество: социально-политические проблемы»

Актуальные страницы политической истории

Российское казачество: социально-политические проблемы

в.г. смольков

доктор философских наук, профессор Советник Верховного атамана международного казачьего экономического союза по науке

В конце 80-х гг. XX в. важным фактором общественно-политической жизни России стало движение за возрождение казачества. Социальную базу этого движения составили потомки казачьих родов или люди, считавшие себя казаками. По оценкам некоторых экспертов, их насчитывалось около 5 млн. человек.

Самое слово «казак» происходит от тюркского слова «коза к», т.е. «удалец», «вольный человек». А казачество - собирательное название всех казаков. Это - культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные формы одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством. Казак в России - гражданин Российской Федерации, являющийся прямы потомком казаков и причисляющий себя к таковым.

Казачество составляет одно из оригинальных и крупных явлений исторической жизни двух главных племен русского народа: велико- и малороссов. Возникшие на юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины долго имели серьезное значение в общем ходе истории народа, являясь защитниками и колонизаторами границ и оказывая порой могущественное давление на внутренний строй и судьбу государства.

Октябрьскую революцию казачество встретило в начале настороженно, а затем и враждебно. В массе своей они орга-

низованно восстали против советской власти. Именно поэтому они первыми подверглись массовым репрессиям.

Л. Троцкий в своих приказах требовал «выжечь каленым железом казачество». А в директиве «О расказачивании», подписанной в начале 1919 г. Я. Свердловым, предлагалось «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти». Большевистское Донбюро в свою очередь распорядилось: «Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях и отправить их как заложников в районный революционный трибунал»1.

В итоге гражданской войны цвет казачества был частью истреблен, а частью оказался за пределами России вместе с остатками «белой» армии. Многие из оставшихся в России казаков подверглись репрессивному «расказачиванию».

В дальнейшем казачество было реабилитировано. Все акроты в отношении казачества, принятые с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер, отменены как незаконные. За казачеством признаны права на возрождение традиционного социально-экономического уклада жизни и культурных традиций, установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков, восстановление традиционных наименований населенных пунктов, местностей, улиц и других объектов на основе свободного волеизъявления всех групп населения и другие права2.

Указом Президента РФ от 15 марта 1993 г. заявлено о важности развития казачьего движения и государственной поддержке казачества в целях укрепления государственности и правопорядка, повышения престижности военной службы.

1 См.: Зюзин Ю.А. Российское казачество (историческая справка). Краснодар, 1991, с. 39.

2 См.: Козлов А.И. Возрождение казачества. Ростов-н/Д., 1996, с. 76.

На 111-ем Большом кругу (октябрь 1993 г.) казаки заявили о готовности взять на себя охрану части границ России. Они также изъявили готовность начать заселение новых земель и прежде всего земель Дальневосточной России и Курильских островов. Ко всему этому можно добавить, что казаки России предлагали свою помощь государственным и общественным органам в природоохранной деятельности, военно-патриотическом воспитании молодежи, в организации школ, кадетских училищ, культурных и благотворных мероприятий.

В августе 1995 г. образован государственный реестр казачьих обществ 3 в Российской Федерации, в который вошло 10 войсковых и 8 отдельных окружных казачьих обществ. Общая численность этих организаций составила свыше 660 тыс. человек, а около 600 казачьих организаций сохранили статус общественных организаций.

В современной России продолжается процессе возрождения казачества - неотъемлемой части возрождения России в целом. За истекший период облик казачества изменился существенным образом, приобрел черты наиболее организованной части российского общества и в целом казачество нашло свое место в государственном устройстве России.

С принятием в декабре 2005 г. Федерального закона «О государственной гражданской службе российского казачества» процесс становления и развития казачества был направлен в правовое русло, появилась возможность реализовать потенциал казачества в интересах России. Были сформулированы основные принципы несения российским казачеством государственной службы: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы; профессионализм и компетентность государственных служащих; защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную

3 Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - это информационный реестр, перечень сведений о казачьих обществах.

служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

Реализация принципов несения российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе.

Казачьим обществам удалось на региональном уровне заключить с органами правопорядка большое количество соглашений и договоров о совместной деятельности по поддержке общественного порядка, наладить тесное деловое сотрудничество и организовать плановую работу.

В организационном плане казаки объединяются в различные формы казачьих обществ. Последние - это добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Существует три уровня казачьих обществ.

Первый уровень — хуторское, станичное, городское казачье общество. Это первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Второй уровень — окружное (отдельское) казачье общество. Оно создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Третий уровень — войсковое казачье общество . Это казачье общество создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территории двух или более субъектов Российской Федерации.

В развитии казачьего движения еще много нерешенных проблем, но сегодня, на наш взгляд, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих.

1. Принять базовый федеральный закон в отношении российского казачества. Принятие этого закона ждут казаки России.

Казаки в современной России существуют на птичьих правах. Нет федерального закона, который бы включил возрождающееся казачество в нынешнюю систему общественно-государственных отношений. За всю историю казачьего возрождения политиками было предложено более десяти проектов специального закона о казачестве, но все они не вышли за стены Государственной Думы РФ.

Без четко выраженной государственной политики в отношении казачества не может быть и его динамичного возрождения.

2. На сегодняшний день в государственной политике несмотря на введение реестра казачьих обществ не существует единой концепции возрождения казачества, равно как не существует строго определенных и общепризнанных подходов к самому пониманию проблемы. Это позволяет различным политическим партиям и общественным организациям спекулировать на казачьей тематике.

Основные положения Концепции, одобренные Правительством РФ от 22 апреля 1994 г., уже устарели и не отражают реального положения дел в казачьем движении. В этой связи выскажем свои соображения о месте и роли казачества в обществе.

С точки зрения решения внутренних своих проблем, казачество - относительно самостоятельное явление как институт гражданского общества. Поэтому органы казачьего самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако государство делегирует казачьим обществам ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечении общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности граждан, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ

(организационно-политических, финансово-экономических и судебно-правовых) и др.

В последние годы среди ученых возникла полемика по вопросу о том, считать ли казачество сословием или этносом. Существуют сторонники той и другой позиции. Выскажем и свои соображения по этому вопросу.

Дореволюционное казачество, как известно, представляло собой сложное социальное явление, в котором субэтнические черты переплетались с сословными при заметном преобладании последних.

Однако на сегодняшний день общим для всех попыток законодательно определить статус казачества является явный уклон в сторону восстановления казачества в качестве сословия. И большинство официальных государственных акт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком