научная статья по теме РУКОВОДИТЕЛИ ПОЛЬСКОГО ВОССТАНИЯ 1863-1864 ГОДОВ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РУКОВОДИТЕЛИ ПОЛЬСКОГО ВОССТАНИЯ 1863-1864 ГОДОВ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ»

Славяноведение, № 3

© 2014 г. П.С. ТРОЕВ

РУКОВОДИТЕЛИ ПОЛЬСКОГО ВОССТАНИЯ 1863-1864 ГОДОВ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ

В статье рассматриваются жизнь и деятельность в Якутии ссыльных поляков - участников восстания в 1863-1864 гг. Автор считает, что состав и численность ссыльных поляков не установлена. В связи с этим в публикации определенное место отводится Ю. Огрызко, и его жизни и деятельности в якутской ссылке.

The article considers the life and work in Yakutia of the exiled Poles - participants of the uprising of 1863-1864. The author is of opinion, that the composition and number of the exiled Poles is still uncertain. For this reason, the article pays special attention to Joyafat Ohryzko and to the life of his compatriots in the Yakutian exile.

Ключевые слова: Ю. Огрызко, Ю. Двожачек, В. Карульский, амнистия, польское восстание.

В советское время о пребывании поляков в якутской ссылке начал писать краевед М.А. Кротов [1]. В то время исследование темы политической ссылки стало приоритетным, печатались статьи других авторов, сборники научных статей, публиковались материалы научных конференций различного уровня. Но хотелось бы подробнее остановиться на относительно недавней работе П.Л. Казаряна «Численность и состав участников польского восстания 1863-1864 гг.» [2]. Автор поставил цель установить численность и персональный состав лиц, причастных к польскому национально-освободительному восстанию, подсчитав количество последних в Якутии за период с 1863 г. до 1869 г., не включив данные за последующее время [2. С. 20]. В итоге названная автором общая численность ссыльных поляков 306 человек [2. С. 19-20] не отражает исторические реалии того времени. Их было намного больше, ведь их могли переводить в течение срока наказания из одной губернии в другую.

Заметно снижает качество работы отсутствие обобщающих данных об участниках революции - мелкой, средней буржуазии - шляхты, студентов, рабочих и батраков и т.д. Здесь же можно сказать, что социальный состав политических ссыльных находился в прямой зависимости от общей исторической обстановки, от развития революционного движения в Польше. В разные годы были сосланы в якутскую область небогатые представители польской шляхты Юзефат Огрызко, Юзеф Двожачек, Витольд Карульский. Состав ссыльных стал более разнообразным. В этом плане статья является попыткой дополнить труд П. Казаряна.

До настоящего времени нет специальной публикации о жизни в якутской ссылке, лидерах национально-освободительной борьбы польского народа. Правда, М.А. Кротов коснулся жизни и деятельности Ю.П. Огрызко. Его он характеризо-

Троев Петр Семенович - д-р ист. наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.П. Аммосова (г. Якутск).

вал как умного и осторожного политического деятеля. По словам автора, он умел входить в доверие к властям имущим и добывать «средства на осуществление задуманных планов» [1. С. 60]. Автор информирует читателя о намерении Огрызко создать новые законы для будущего польского государства. Кротов признавал, что Огрызко был одним из вдохновителей восстания поляков в 1863 г. Арест 1863 г. прервал его неутомимую революционную деятельность. Смертная казнь, к которой был приговорен Огрызко, была заменена ссылкой в каторжные работы.

В феврале 1866 г. Огрызко уже находился в предназначенном ему месте - в каторжной тюрьме в Акатуе. «Пребывание Ю. Огрызко в Забайкалье оказалось непродолжительным. В том же году он был отправлен в Якутию, где в общей сложности провел пять лет в заточении, почти в полной изоляции от окружающих, лишенный даже своего имени, замененного ему номером» [3. С. 16].

Б.С. Шостакович считает, что в Сибири власти без достаточного основания, опираясь только на неприязненное отношение к Ю.П. Огрызко, обвинили его в причастности к организации восстания 1866 г. и в замыслах поднять другое.

Власти считали его видным деятелем польского освободительного движения. Выходец из белорусского дворянства, Юзефат Петрович Огрызко получил хорошее образование. В 1845 г. он поступил на юридический факультет Петербургского университета, окончил университет со степенью кандидата прав. Был заведующим трех отделений департамента Министерства финансов. В 1858 г. организовал издание польской газеты «Слово» в Петербурге. Он пользовался большим авторитетом в русских революционных кругах. До своего ареста поддерживал близкое знакомство с Н.Г. Чернышевским.

Настороженность иркутских властей была вызвана «Докладной запиской» ака-туйских ссыльных поляков, отредактированной Ю. Огрызко с требованием ввести в России гласное судопроизводство как средство борьбы против злоупотреблений. Вскоре смотритель Акатуйского острога Мамонтов объявил узникам Акатуя, что ссыльные будут работать без выходных. Осужденные это известие приняли как нарушение их человеческих прав. Ссыльные заявили, что «не могут поверить, чтобы русское правительство, будучи и европейским и христианским, могло одобрить это распоряжение». Анализировавший этот интересный документ иркутский историк Б.С. Шостакович вполне резонно пришел к выводу, что здесь проявилась тактика «легальной» борьбы за свои права «в рамках закона». По его мнению, и Огрызко был «убежденным сторонником государственного переустройства на законных, конституционных основах, а в вопросе подготовки восстания 1863 г. большие надежды возлагал на решение проблемы не столько вооруженным путем, сколько за счет внешнеполитических факторов и соответствующих факторов "большой дипломатии"» [3. С. 27]. Шостакович убежден, что зачинщиками акатуйского протеста Сибирская администрация считала Огрызко и Двожачека. Их власти изолировали от единомышленников, и 20 ноября 1866 г. привезли в Иркутск, а 7 декабря сопровождавший конвой привез их в Якутск. Они были помещены в Якутский тюремный замок. В конце марта 1868 г. поднадзорных перевезли в г. Вилюйск и заточили в новом тюремном замке: Огрызко под № 11, а Юзефа Двожачека под № 16. Двожачек по профессии был врачом, одно время работал ординатором уездной больницы в Лэнчине. В Якутскую область прибыл будучи участником Ноябрьского (1830) и Январского (1863) польских восстаний.

Местные власти обязаны были ежемесячно сообщать о состоянии здоровья и поведении узников тюремного замка генерал-губернатору Восточной Сибири М.С. Корсакову. Новые заключенные не имели права выходить за ограду тюрьмы, им запрещали переписываться с родными. Только в 1869 г., учитывая примерное поведение поднадзорных, им разрешили заняться огородничеством внутри ограды тюремного замка. По истечении срока Двожачек был выпущен на поселение в с. Павловское около Якутска. 31 мая 1870 г. он скончался [3. С. 37]. Об этом сви-

детельствует информация в докладе, что после смерти сосланного в Якутск политического преступника № 16 осталось имение его на 72 руб. 93 коп. [4. Ф. 168и. Оп. 3. Д. 414. Л. 9].

В связи с прибытием Н.Г. Чернышевского в Вилюйский острог власти в конце 1871 г. перевели Огрызко на поселение в Якутск. Надзор за бывшим узником не был снят. Якутское областное правление 14 января 1872 г. уведомляло окружное полицейское управление, что политический преступник Юзефат Огрызко «оставлен на жительство в г. Якутске для более бдительного надзора за его действиями» [4. Ф. 15и. Оп. 18. Д. 244. Л. 26]. Квартира недавнего вилюйского узника находилась в квартале, где жил полицейский надзиратель Слепцов. 18 января 1872 г. Слепцова обязали наблюдать за поведением поселенца.

Часть ссыльных поляков, 15-20 человек, постоянно жили в Якутске. Состав поднадзорных часто менялся. Среди поселенцев Якутска оказался Семен Стеце-вич. Его осудили за участие в революционном движении и попытку заготовить для мятежников оружие и боевые снаряды. По конфирмации командующего войсками Виленского военного округа, Стецевича лишили всех прав, состояния и сослали в каторжную работу на заводах на восемь лет. По прибытии в Иркутск 2 сентября 1864 г. его отправили на Нерчинскую каторгу. Там он встретился с Н.Г. Чернышевским, имел с ним продолжительные беседы. Освободили Стеце-вича 1 мая 1868 г. и определили на поселение в Уфимскую волость Балаганского округа Иркутской губернии, оттуда, согласно его просьбе, в марте 1870 г. перевели на жительство в г. Якутск [4. Ф. 12и. Оп. 1. Д. 2200. Л. 237а].

Таким образом, реальная возможность общения ссыльных поляков не исключалась. К тому же Стецевичу разрешили заниматься частной медицинской практикой.

Для поляков Н.Г. Чернышевский продолжал оставаться «властителем дум». Выпущенный в конце 1871 г. на поселение, Огрызко написал своим петербургским друзьям: «Подумайте, друзья дорогие, нельзя ли как-нибудь помочь человеку, занявшему мое место. Хотя, по сравнению со мною, он пользуется там гораздо большею свободою, но одиночество и климат действуют на него, я это знаю, убийственно. Неужели нет никакой возможности выхлопотать для него перевод хотя на один градус южнее?» [3. С. 39]. Как видно из сказанного выше, беседы поднадзорных об общей ситуации в стране о роли и месте вождей революционной демократии в политических событиях все-таки имели место среди поселенцев.

Ссыльные были очевидцами тяжелого социально-экономического положения основной массы населения Якутской области. Патриархально-феодальные общественные отношения не могли обеспечить простор для развития хлебопашества. Для большинства якутского общества вплоть до конца XIX в. хлеб был лакомством, его якутские бедняки ели только по большим праздникам. Ссыльный поляк В.Л. Серошевский написал, что в декабре и январе у бедняков истощаются все пищевые запасы, и с февраля наступал голодный период [5. С. 328]. Другой ссыльный, В.Ф. Трощанский, заметил, что в юрте бедняка «даже мыши [...] юрты живут голодом, т.к. поживиться у хозяина нечем» [6. С. 17].

Огрызко не хотел быть сторонним наблюдателем тяжелой жизни окружающего населения. Он решил, насколько позволяли условия, помочь распространению хлебопашества на севере Якутии. Для этого представился удобный случай. Дело в том, чтобы обеспечить жизнь живущих на севере Якутии малочисленных народов и якутов путем распространения земледелия,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком