научная статья по теме РУССКАЯ ПРАКТИКА ПОСТА ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ИНОСТРАНЦЕВ (XV-XVIII ВВ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКАЯ ПРАКТИКА ПОСТА ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ИНОСТРАНЦЕВ (XV-XVIII ВВ.)»

СТАТЬИ

ЭО, 2011 г., № 2 © Т.А. Воронина

РУССКАЯ ПРАКТИКА ПОСТА ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ИНОСТРАНЦЕВ (ХУ-ХУШ вв.)

Ключевые слова: русский народ, традиционная культура, традиционная пища, свидетельства иностранцев, посты, этнические стереотипы, этническое самосознание

Статья посвящена свидетельствам иностранцев о русской практике поста в ХУ-ХУШ вв. В их числе были различного рода документы (записки, мемуары, дневники и т.п.) о соблюдении русскими многодневных и однодневных постов, которые предполагали ограничения пищи животного происхождения в повседневном пищевом рационе. Свидетельства иностранных авторов показали, что посты занимали большое место в традиционном питании русских. В более широком смысле они могут служить источником для изучения этнических стереотипов, сложившихся о русском народе. Если учесть, что конфессиональная принадлежность составляет одну из важнейших характеристик этноса, то соблюдение постов можно считать одним из важных признаков этнического самосознания русских.

Со времени принятия христианства питание русского народа в течение года четко разделялось на постные дни, когда запрещалось есть "скоромное" - мясные, молочные и другие продукты животного происхождения и разрешалась только растительная пища (а в отдельные дни и рыба), и "мясоед" - дни, когда употребление пищи по составу не ограничивалось. Чтобы нагляднее представить, какое место занимали посты в жизни русских, достаточно сказать, что из 365/6 календарных дней года на посты приходилось более 200 дней, т.е. большая часть года1. Без преувеличения можно сказать, что на чередовании поста и мясоеда зиждилась вся основа русской национальной кухни.

Для изучения русской практики соблюдения постов существует довольно широкий круг источников (Воронина 1997: 94-95). Вместе с тем особенности соблюдения многодневных и однодневных постов, по свидетельствам иностранцев ХУ-ХУШ вв., пока еще не стали предметом отдельного исследования, в то время как в письменных сочинениях зарубежных авторов можно обнаружить немало таких подробностей русской практики поста, которые отсутствуют в других источниках названного периода. Поэтому нами была поставлена задача рассмотреть те сочинения иностранцев, которые сообщают сведения о характере соблюдения многодневных и однодневных постов в различной социальной среде, особенностях пищевого рациона.

Значительная часть мемуаров и записок иностранных авторов, в основном из стран Западной Европы, была опубликована в России в переводах в различных журналах в XIX в. ("Русский архив", "Русская старина", "Сын Отечества" и др.), а также в виде отдельных изданий. За публикациями оригинальных текстов последовали исследования и первые научные обобщения. Это относится прежде всего к работе

Татьяна Андреевна Воронина - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: russkie2@iea.ras.ru

В.О. Ключевского "Сказания иностранцев о Московском государстве" (1865), которая не раз переиздавалась. В ней автор рассмотрел около 40 сказаний иностранцев, дающих наиболее живописные разносторонние материалы по истории Московского государства ХУ-ХУШ вв. Как верно отмечают историки, "В.О. Ключевский одним из первых попытался изучить сведения сочинений иностранцев комплексно, применив в своем обобщающем труде методику группировки и анализа информации записок не по хронологическому, а по тематическому признаку. Это позволило ему воссоздать относительно цельную картину жизни Русского государства, сложившуюся в сознании иностранцев" (Карацуба 1985: 166).

Серьезным обобщающим трудом можно назвать книгу Л.П. Рущинского "Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей ХУ-ХУ11 веков", в которой проанализированы сведения иностранцев, составившие описание религиозного быта русских, включая соблюдение постов. На основании подробного изучения многих оригинальных текстов автор пришел к выводу, что "пост считался столь существенною принадлежностью и необходимой стихией истинного благочестия и глубокой нравственности в глазах русского благочестия, что без него самая нравственность была немыслима" (Рущинский 1871: 84-85).

Тема поста нашла отражение в монографии С. Трегубова "Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII в. по мемуарам иностранцев". Проанализировав более 35 книг иностранных авторов в переводах на русский язык, он особо выделил сведения о практике постов в России и рассмотрел их в контексте религиозности русских, отметив очевидный контраст в их соблюдении между высшим классом общества и простым народом. Вместе с тем Трегубов весьма критически отнесся к сочинениям многих авторов. Он не мог не отметить, что "иностранцы, оставившие нам свои мемуары, во время своего пребывания в России вращались большею частию в высших слоях общества..., а незнание языка народа и нередко самое положение писателей препятствовали им спуститься вниз, в глубь народной жизни, где сильнее бил родник веры и нравственности. Вследствие этого заметки иностранцев о нашей религиозной жизни сколько отрывочны, столько же и поверхностны. Исключение остается лишь за немногими писателями" (Трегубов 1884: 2-3, 59-65).

Еще один исследователь - В.Н. Бочкарев - в своей работе "Московское государство ХУ-ХУ11 вв. по сказаниям современников-иностранцев" отметил важную роль свидетельств иностранцев как исторического источника для реконструкции культурно-бытового уклада древнерусской жизни, невзирая на некоторую тенденциозность их авторов, а подчас даже полную неосведомленность: "Не будь у нас их записок и дневников, мы принуждены были бы для характеристики домашнего и общественного быта древней Руси пользоваться только такими памятниками, как Домострой ХУ1 в. и сочинение о России ХУ11 в. Котошихина" (Бочкарев 1914: 5).

Свидетельства иностранцев не раз использовались в контексте характеристики истории России предыдущих столетий (Кудрявцев 1997), а также в целях распространения знаний о таком редком и малодоступном источнике, как известия иностранцев. Автор-составитель книги "Иностранцы о древней Москве" М.М. Сухман собрал воедино около 70 кратких выдержек из разных сочинений иностранных авторов, в которых помимо описаний различных сторон русского быта ХУ-ХУ11 вв. имеются ценные свидетельства и о постах. Но в целом, как справедливо замечает автор, "Рос-сика же - литература о России - намного обширнее и ждет еще своих переводчиков" (Сухман 1991: 4).

Некоторые из названных работ были использованы в статье в качестве источников, поскольку в них приведено немало выдержек из уже переведенных ранее или вообще малоизвестных свидетельств иностранцев.

Во второй половине ХХ в. наряду с обобщающими работами появились исследования текстов некоторых иностранных авторов. О записках Дж. Горсея сделала

серьезное исследование А.А. Севастьянова (Севастьянова 1974: 63-124). Сочинения А. Поссевино, И. Барбаро, А. Контарини, Ж. Маржерета привлекли внимание и других исследователей (Годовикова 1983; Скржинская 1971; Козлова 1972; Лимонов 1982). Интересный анализ записок английских путешественников XVI в. в источниковедческом аспекте был осуществлен И.В. Карацубой. Он оценил их с позиции тех стереотипов восприятия англичанами, которые у них давно уже сложились по отношению к русским: "Общие места записок отражают мировоззрение и мировосприятие их авторов, совокупность их взглядов на экономическую, социально-политическую, культурную жизнь России и поэтому могут рассматриваться в качестве системы стереотипов восприятия и оценок" (Карацуба 1985: 167). Однако в целом тема поста в этих и других работах мало отразилась. Поэтому цель статьи - проанализировать свидетельства иностранцев с историко-этнографической точки зрения, а именно показать, в каких из них можно обнаружить сведения о соблюдении постов русскими в XV-XVIII вв., каким образом они дополняют известные по другим источникам сведения о существующей практике, какие различия имелись в соблюдении постов между представителями высшего общества и простым народом, как это отражалось в пищевом рационе и т.д. Хронологические рамки статьи охватывают так называемый "московский" период, когда произошли возвышение Москвы и возникновение централизованного государства (XV-XVII вв.), а также период переустройства и упрочения Российского государства в результате реформ и преобразовательной деятельности Петра I и его преемников (XVIII в.).

В качестве источников в статье использованы уже опубликованные в переводах воспоминания, записки, мемуары и другие свидетельства подобного типа, а также примечания и комментарии к ним, уточняющие меру и обстоятельства соблюдения поста в разной социальной среде.

Общение русских с другими народами осуществлялось достаточно давно, но со времени правления Иоанна III (1462-1505) в Москву все чаще стали приезжать дипломатические лица, послы, политики, наемные офицеры, представители духовенства, путешественники, врачи и другие лица разных профессий и социального статуса, оставившие свои впечатления в виде мемуаров, записок, дневников, путевых заметок, докладных записок, реляций и т.п. (Иосафат Барбаро, Амброджио Контарини и др.). Значительно больше иностранцев появилось в правление Василия III (1479-1533), принимавшего немало послов, которых поражало большое количество постов и строгость их соблюдения русскими людьми. Из сочинений начала XVI в. следует выделить "Записки о московитских делах" Сигизмунда Герберштейна, посетившего Московию дважды - в 1517 и 1526 г. Находясь на службе Габсбургского дома, он получил поручение собрать сведения об обычаях и быте русских. Отчасти это было вызвано тем, что в Европе, переживавшей последствия Реформации, распространилась молва о России как о последнем и незыблемом оплоте истинного христианства. Благодаря хорошему знанию русского языка С. Герберштейн ознакомился с рядом древнерусских летописей и документов юридического характера. Он отмечал одинаково строгое отношение "московитов" к постам среди всех слоев населения и отвел этому в записках целый раздел под названием "Пост" (Герберштейн 1988: 101-102).

В первой половине XVI в.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком