научная статья по теме РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: ОТ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА К ТЕОРИИ ЦИКЛОВ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: ОТ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА К ТЕОРИИ ЦИКЛОВ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 7, с. 27-37

= СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА =

РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: ОТ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА К ТЕОРИИ ЦИКЛОВ

© 2015 г. Вячеслав Николаевич Жуков1

Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-методологические основания социологии права Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Показывается связь позитивистской, естественнонаучной методологии с их религиозными и консервативными установками. Русская социология права анализируется в контексте теории циклов.

Annotation: the article discusses theoretical and methodological foundations of sociology of law N.Ya. Danilevsky and K.N. Leont'ev. Shows the relationship positivist, natural science methodology with their religious and conservative attitudes. Russian sociology of law is analyzed in the context of the theory of cycles.

Ключевые слова: социология права, теория циклов, теория прогресса, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, позитивизм.

Key words: sociology of law, theory of cycles, theory of progress, N.Ya. Danilevsky, K.N. Leont'ev, positivism.

Формирование социологии и социологии права шло под эгидой идей эпохи Просвещения. Рационализм, вера в созидательные возможности человеческого разума и всеобщий прогресс человечества были мировоззренческой платформой для социологов позитивистской, марксистской и кантианской ориентации. Несмотря на различия в философских подходах, социологам второй половины XIX в., как правило, было свойственно в своем исследовательском поиске исходить из установки о разумной природе человека и его способности организовать общество, государство и право на рациональных основах. Такой подход нередко заканчивался созданием разного рода социальных утопий (социократия О. Конта, коммунистическое общество К. Маркса) или, как минимум, теорий о преобладающей роли рационального в жизни людей (идея рациональности у М. Вебера). На основе западноевропейского рационализма выстраивалась и концепция прогресса, которая исходила из способности человека и общества к бесконечному самосовершенствованию и построению на этой основе бесконфликтной, гармоничной социальной организации.

На рубеже Х1Х-ХХ вв., когда эпоха свободной конкуренции сменяется монополистическим капитализмом (что зафиксировали английские социологи Дж. А. Гобсон и Л.Т. Хобхаус), а классические институты западной демократии оказались в состоянии глубокого кризиса (П.И. Новгородцев

1 Профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук.

назвал это "кризисом современного правосознания"), социальный оптимизм социологов первой волны сменяется на разочарование и глубокий скепсис. Уверенность в силе человеческого разума, в прогрессе и линейности всемирной истории уступает место иррационализму, циклическому восприятию времени и откровенной реакционности. В большей или меньшей степени, прямо или косвенно пересматривается идейное наследие эпохи Просвещения, идет поиск новой мировоззренческой платформы для социологических исследований. Ревизия философско-методологи-ческих основ осуществлялась по всем основным направлениям. Позитивисты пересматривали классические положения контизма и эволюционизма, марксисты подвергали сомнению идеи экономического детерминизма, неизбежности классовой борьбы и установления диктатуры пролетариата, кантианцы считали необходимым дополнить теорию человеческой рациональности иррациональным компонентом. Особой критике подвергались классические формы позитивизма и марксизма, в них, как правило, усматривали концентрированное выражение одностороннего рационализма и необоснованного социального оптимизма.

В русской общественной мысли, всегда тесно связанной с главными проблемами дореволюционной России (земельный и рабочий вопросы, ограничение самодержавия, ликвидация культурной отсталости страны), критика позитивизма и марксизма, как правило, сопрягалась с политической борьбой консервативных кругов против революционного и либерального движения. Марк-

сизм и позитивизм воспринимались не только как научные школы, но также как идеологическое оружие, направленное против самодержавия и традиционных общественных устоев. Позитивисты (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев), гегельянцы (Б.Н. Чичерин), кантианцы (А.С. Лаппо-Данилевский, П.Б. Струве, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов), религиозные метафизики (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк), создавая альтернативные социолого-правовые теории, не просто вели научную дискуссию, но отстаивали, как правило, консервативные ценности уходящей России. Альтернативная социология права во многом была вызвана революционным брожением и страхом перед революцией со стороны господствующих классов и значительной части русской интеллигенции. Антипозитивистские и антимарксистские социолого-правовые доктрины в значительной мере отходили от естественнонаучной методологии, делали ставку на идеализм и религию, заменяя теорию прогресса религиозной эсхатологией. При этом в их арсенале оставались научная терминология, стремление выявить объективные свойства государства и права, отыскать их функциональные зависимости и локальные закономерности.

Воззрения на характер направленности истории распределяются на две крайние противоположные позиции - линейность и цикличность, между которыми бесконечный ряд смешанных вариаций. Полярность точек зрения здесь - не случайность, они вырастают из антиномий фактов самой истории. Вместе с тем историки, философы, социологи, пытаясь установить главный вектор человеческого развития, вынуждены искать собственные критерии и создавать свою систему ценностных координат, что неизбежно вносит в их концепции значительную долю субъективизма.

Напомним, что линейный процесс предполагает направленность, необратимость, сопровождается процессом роста, т.е. расширением, распространением, усложнением и дифференциацией явления. Процесс роста раскрывает внутренние потенциальные возможности, присущие изучаемому объекту с самого начала (т.е. обнаруживает свойства, закодированные в эмбрионе), продолжается непрестанно и не может быть остановлен, развивается постепенно, кумулятивно, проходит различные стадии, или фазы (юность, зрелость, старость). Линейные процессы бывают однолинейными (процесс придерживается одной траектории) и мультилинейными (процессы идут по нескольким альтернативным траекториям).

Однолинейные процессы могут быть восходящими (прогрессивными) и нисходящими (регрессивными). Разновидность направленных, необратимых процессов - нелинейные процессы, характерные качественными скачками и существенными отклонениями от магистрального вектора социального развития.

Социальный цикл не имеет определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система, может повториться в будущем, так как повторение заложено в самой системе. Изменения происходят на коротком интервале времени, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается в исходное состояние. Циклические процессы делятся на процессы замкнутого цикла и открытого цикла (спиралевидные). Процессы замкнутого цикла могут быть регулярными (равные фазы), ускоряющимися (все более укорачивающиеся фазы) и замедляющимися (все более удлиняющиеся фазы). Среди процессов открытого цикла выделяют восходящие (прогрессивные) и нисходящие (регрессивные)2.

Циклическое восприятие истории - наиболее раннее по времени возникновения. Идея социальных циклов присутствовала уже в мифологии многих культур Древнего мира (Индия, Китай, Египет), но на теоретическом и философском уровнях ее начинают обсуждать в древнегреческой философии (Гераклит, Платон, Аристотель, стоики, Полибий). Особенность циклического мировоззрения древних греков состояла в том, что оно в основном опиралось на ритмы природных явлений. Проведя довольно грубую аналогию между ритмами природы и общества, греческие авторы пришли, в частности, к выводу о круговороте форм государства. Конечно, насыщенность и калейдоскопическая быстрота политической жизни эллинов также повлияли на становление их циклического восприятия, но все-таки главный фактор - механический перенос ритмов природы на социальные явления.

Благодаря христианству мировоззрение европейских народов меняется с циклического на линейное, что сказалось и на обществознании. Начиная с первых христианских авторов, человеческая история, как правило, воспринимается как неуклонное, необратимое движение вперед -сначала в форме провиденциализма, позднее, в эпоху Просвещения, - в виде теории прогресса. В начале XIX в. реакция на европейские револю-

2 См.: Штомпка П. Социология социальных измерений / Пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 25, 136.

ции меняет интеллектуальную ситуацию: поднимается волна консерватизма и пессимизма, что сформировало благоприятную среду для возврата к циклической модели мира. Культурно-исторические типы у Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, локальные культуры у О. Шпенглера, замкнутые цивилизации у А.Дж. Тойнби - все эти концепции во многом продиктованы скептическим отношением к возможностям европейской культуры, ориентацией авторов на консерватизм, антилиберализм и национализм. Они поставили под вопрос универсальность европейских ценностей, предложили отказаться от европоцентризма. В XX в. теория циклов широко используется в различных отраслях знания: в экономической теории (циклы Н.Д. Кондратьева), социокосмизме (космические циклы А.Л. Чижевского), политической социологии (циркуляция элит В. Парето), исторической социологии (чередование суперсистем П.А. Сорокина) и т.д. При всей оригинальности этих концепций бросается в глаза их умозрительный характер и тенденциозный подбор фактов. В основе таких конструкций часто лежат умозрительные фикции, субъективные аксиомы, под которые подбирается нужный эмпирический материал.

В теории циклов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева также наблюдаются два неравноправных компонента - идеологический (главный) и научный (подчиненный). Оба автора выстраивают конструкции, внешне основанные на естественнонаучном знании и позитивизме (в форме органи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком