научная статья по теме «РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРХИВЫ ЗА РУБЕЖОМ. ЗАРУБЕЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРХИВЫ В РОССИИ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««РУССКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРХИВЫ ЗА РУБЕЖОМ. ЗАРУБЕЖНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРХИВЫ В РОССИИ»»

«Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные

архивы в России»

Под таким названием 25 марта Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (МГК) провела XVI международную научную конференцию. Во вступительном слове проректор МГК Л.Е. Слуцкая подчеркнула регулярность проведения конференций, отметив широкие хронологические рамки докладов и сообщений, охватывающие более трех столетий. Исполняющая обязанности директора библиотеки И.З. Торилова остановилась на истории проведения музыкально-архивных конференций начиная с 1998 г., рассказала об их инициаторе, тогдашнем руководителе библиотеки Э.Б. Рассиной, сумевшей объединить в рамках заявленной проблематики архивистов, искусствоведов, работников музеев, библиотек и др.

Профессор Высшей школы музыки в Любеке К.Фламм (Германия) выступил с докладом о рукописях композитора А.Н. Скрябина в коллекции Джульярдской школы (США), переданных потомком российских эмигрантов Брюсом Стенли Ковнером. Коллекция манускриптов сочинений А.С. Аренского, Н.А. Римского-Корсакова, И.Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича, других композиторов послужила основой создания в школе рукописного отдела. Материалы коллекции оцифрованы, в электронном виде выложены в Интернете для свободного доступа. Л.И. Чиркова (Архив М.Л. Ростроповича - Г.П. Вишневской, Санкт-Петербург) рассказала о материалах, связанных с жизнью и творчеством двух выдающихся музыкальных деятелей. В архиве хранится также значительная по объему и содержанию коллекция исторических и музыкальных раритетов, собиравшаяся в течение долгих лет вынужденной эмиграции. В ней документы из архивов И.Е. Репина, дирижера Н.А. Малько, композиторов А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича, письма Г.Берлиоза, Ш.Гуно, Ж.Массне, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, П.И. Чайковского и др. О поступлении писем в Государственный дом-музей П.И. Чайковского в Клину (2013-2014 гг.) сообщила А.Г. Айнбиндер. В Германии куплены два письма композитора к барону фон Талю и Ф.Макару, в США - письмо Э.Ф. Направнику. Профессор МГК С.Ю. Сигида выступила с докладом «Архив Н.Слонимского в Библиотеке Конгресса США» (туда их передала дочь композитора). Это рукописи музыкальных сочинений отца, его переписка с Н.Я. Мясковским, С.С. Прокофьевым, Ю.А. Шапориным, Д.В. Кабалевским, С.А. Губайдулиной, И.В. Нестьевым, Б.М. Ярустовским, другими музыкальными деятелями. Е.В. Кривцова (Дом Русского зарубежья им. Александра Солженицына) поделилась своими наблюдениями об «испанских штрихах» в творчестве С.С. Прокофьева по материалам Архива Мануэля де Фальи (Гренада, Испания), рассказала о двух его письмах к М. де Фалье (1934 г.). Ж.В. Князева (РИИИ, Санкт-Петербург) сообщила о музыковеде и органисте Жаке Гандшине, его неопубликованной переписке с испанским коллегой Иджини Англесом в 1926-1954 гг.

Несколько докладов и сообщений было посвящено документальным источникам по истории русской музыки XVШ-XIX вв. Так, О. де Корт (Донген, Нидерланды) выступила с докладом «Русская музыка при дворе королевы Нидерландов Анны Павловны», преподаватели МГК охарактеризовали рукописи русской духовной музыки конца XVIII - начала XIX в. из зарубежных архивов в контексте европейского хорового исполнительства эпохи (Е.Ю. Антоненко) и рукописные источники опер Д.Бортнянского в российских и зарубежных архивах (П.Г. Сербин). Доцент МГК А.Е. Максимова представила сочинение итальянского композитора К.Кавоса «Русская быль» с песнями, танцами, воинскими потехами, написанное и поставленное в России в 1823 г. Письмам бельгийского музыканта Г.-Л. Юберти к А.П. Бородину, хранящимся в ВМОМК им. М.И. Глинки, посвятила доклад доцент МГК А.В. Булычева. Г.-Л. Юберти был первым исполнителем Второй симфонии Бородина за рубежом (1885 г., Антверпен, Бельгия). Содержание писем связано с процессом подготовки сочинения к премьере, речь в письмах шла также о других произведениях русского композитора, об исполнении славянской музыки в Европе.

Завершилась конференция докладом Н.С. Зелова (ГАРФ) «К 70-летию Победы: документы музыкальных деятелей в фонде Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (1941-1945 гг.)». В фонде хранится переписка Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Р.М. Глиэра, Т.Н. Хренникова, других советских композиторов с зарубежными музыкантами в годы войны об исполнении их произведений в концертных залах США, Англии и др. 15 сентября 1943 г. дирижер, композитор, контрабасист С.А. Кусевицкий, возглавлявший в годы войны музыкальный комитет Национального совета американо-советской дружбы, направил Д.Д. Шостаковичу приглашение посетить США и выступить в лучших концертных залах. 21 сентября с такой же просьбой обратилась большая группа выдающихся деятелей литературы и искусства, активистов Национального совета американо-советской дружбы. Телеграмма известных писателей, кинорежиссеров, музыкантов Дмитрию Дмитриевичу, черновик (автограф) его ответа хранятся в фонде ВОКС. «Сердечно благодарю Вас за приглашение посетить Америку и выраженные Вами дружеские чувства, которые я искренне разделяю, - писал Шостакович. -Сейчас, когда моя Родина продолжает нести основную тяжесть борьбы против гитлеризма, защищая идеалы культуры всего человечества, я хочу быть с моими соотечественниками. Из-за этого не могу принять Ваше приглашение, которое высоко ценю. Мой дружеский привет всем подписавшим телеграмму. Д.Шостакович».

Н.С. Зелов,

Г.М. Малинина, кандидат искусствоведения

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком