научная статья по теме РУССКИЕ В СИЭТЛЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РУССКИЕ В СИЭТЛЕ»

Русские американцы

УДК 94

РУССКИЕ В СИЭТЛЕ

© 2014 г. А.А. Хисамутдинов

Дальневосточный государственный технический университет,

Владивосток

Статья описывает деятельность российской общины в Сиэтле в XIX и XX веках, даётся социальная, культурная, религиозная и политическая характеристика русских американцев. Автор рассказывает об известных деятелях этой общины, оставивших след в истории Русской Америки. Даны сведения об истории строительства церквей, об общественных организациях и местной прессе.

Ключевые слова: Русский Сиэтл, русские американцы, русское зарубежье, русская церковь, периодическая печать.

В конце XIX века в Сиэтле (штат Вашингтон) уже имелась устойчивая община выходцев из России. Местный священник отмечал: «В Сиэтле проживает до 100 человек чисто русских людей, в том числе немало беглецов из Сибири, занимающихся черновой работой. Есть также до 150 осетинцев из Кавказа, также чернорабочие. Русских евреев в Сиэтле наберётся до 1500 человек. Последние занимаются бизнесом и проживают на Главной улице, где имеют свои лавочки и торгуют галантерейным товаром, вторичным сырьём и пр. Между ними много зажиточных людей, содержащих продовольственные магазины, гостиницы и пр. Они же состоят и руководителями русских, так как последние не знают английского языка» [20].

Православный приход в честь и память Святого Спиридона Тримифунт-ского Чудотворца в Сиэтле, основанный русскими миссионерами Монзи и С. Дабовичем в 1892 г., считался одним из старейших в Америке. Хотя храм обслуживали русские духовные лица, служба велась на греческом или английском языках, лишь изредка использовался старославянский. Летом 1895 г. на земле, подаренной приходу греческой четой Николас, закончилось строительство храма. Его проект не вполне отвечал строительным нормам, в частности из-за отсутствия фундамента, и летом 1901 г. церковь полностью перестроили. Приход в то время не имел даже формального устава: влияние русских здесь было весьма незначительным.

С началом Первой мировой войны в Сиэтле появились официальные российские представители, занимавшиеся закупкой продовольствия, и было открыто российское консульство. Февральская революция 1917 г. привела сюда

* ХИСАМУТДИНОВ Амир Александрович - доктор исторических наук, заведующий кафедрой восточных языков Дальневосточного государственного технического университета, г. Владивосток. E-mail: khisamut@yahoo.com

много русских эмигрантов из других американских городов, вынужденных в своё время покинуть родину по политическим или религиозным мотивам и пожелавших вернуться в Россию морским путём через Владивосток. Подавляющему большинству это удалось.

Уже во время Гражданской войны стали появляться в Сиэтле беженцы из России. В Сиэтле проживало не так уж много бывших офицеров, и формирования ветеранов - участников Первой мировой и Гражданской войн были немногочисленными и не играли большой роли в жизни русской диаспоры. Общество ветеранов I Великой войны и Союз русских военных инвалидов в Северной Америке, основанные в 1925 г., занимались в основном благотворительностью. Они оказывали помощь местным инвалидам и посылали деньги в Европу. Регулярно собирались на свои встречи в «Кают-компании» Сиэтла бывшие моряки. Их организация, основанная в 1930 г., входила в состав Общества русских морских офицеров в Америке. Председателями избирались самые уважаемые члены русской общины: Д.В. Никитин (Фокагитов), Н.С. Степанов и др. Моряки отмечали все морские даты, юбилеи и дни рождения, помогали в складчину тем, кто терпел нужду.

В марте 1928 г. в Сиэтле было основано Русско-американское объединённое общество (председатель Н.Н. Михайлов, вице-председатель З.М. Иванина). Цели ставились такие: «войти в американскую жизнь и воспринять высокую культуру этой, для многих ставшей уже своей, страны» [15]. Вместе с тем, Общество обращало большое внимание на поддержание русской духовности, открыло русскую школу, где одним из преподавателей был П.В. Шкуркин.

По предложению активистов из Сан-Франциско 7 июня 1932 г. в Сиэтле был образован свой Объединённый комитет Русских национальных организаций. Его учредителями стали «Братская касса» (А.А. Куренков), «Инвалидный пост» (Т.Ф. Стригин), Национальная лига американцев русского происхождения (И.А. Панченко), Общество помощи детям русской эмиграции (А.Н. Судаков), «Кают-компания» (А.Я. Ельшин), церковный комитет Свято-Николаевской церкви (М. Николаевский).

В Сиэтле существовал отдел Общества помощи детям русской эмиграции (многолетний председатель А.Н. Жеденёв). Его члены собирали деньги для помощи многодетным эмигрантским семьям и одежду для отправки детям в Маньчжурию, проводили различные благотворительные акции.

Среди первых русских жителей Сиэтла было много молодых людей, которые хотели получить образование в США. Русские студенты в штате Вашингтон были объединены в Национальный союз. К 1920 г. в нём числилось 49 человек, из них десять были студентами Вашингтонского университета, при котором в 1920-е годы действовало и Русское студенческое общество. На устраиваемые им ежегодные балы в честь Татьянина дня собирались и студенты прежних лет. Ежегодно Вашингтонский университет выпускал от пяти до десяти русских студентов. На чествовании выпускников 15 июня 1935 г. присутствовали свыше 75 русских. Русским эмигрантам учёба давалась непросто. Всем необходимо было зарабатывать на жизнь и оплату обучения, а многие помогали ещё и родителям. У некоторых не зажили моральные травмы, нанесённые недавней Гражданской войной. Материальные лишения, неустроенность, неуверенность в будущем порой приводили к трагическим последствиям. Так, в

мае 1925 г. отравилась студентка Р. Боганевская. Причиной стала угроза быть высланной из США после её признания иммиграционным властям, что она хочет выйти замуж. Трагически закончилась и жизнь талантливого художника-портретиста Вальтера, который выбросился из окна в январе 1929 года.

С группой студентов приехал в 1923 г. учиться в Сиэтл Б.П. Тихомиров (сценическое имя Ярославский). 15-летним гимназистом он участвовал в Белом движении, в 1920 г. прибыл в Харбин, откуда и перебрался в США. После Сиэтла он жил в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, где занимался театральной деятельностью, обладая множеством талантов: артиста, режиссёра миниатюр, костюмера, бутафора, гримёра, художника, скульптора, театрального рецензента. Возраст не был помехой для получения высшего образования. И.А. Лес-ников-Градалин офицером участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, в 1922 г. в чине полковника занимал должность губернатора Охотска. В том же году он переехал в Харбин, а оттуда в Сиэтл. После окончания Вашингтонского университета офицер служил в национальной гвардии. В составе русской студенческой группы, прибывшей в Сиэтл из Китая, был бывший артиллерийский офицер В.Л. Лузанов. Окончив отделение рыбоведения Вашингтонского университета, он стал известным специалистом в области биологии рыб и моллюсков, автором более 300 научных работ. Им было завещано Вашингтонскому университету 50 тыс. долл. для выплаты стипендий нуждающимся студентам рыбного факультета.

Большая часть молодых людей, прибывших по студенческой визе, так и не смогла получить образования. Газета писала: «У многих мечты об учении, об университете так и остались на всю жизнь мечтами. Действительность была иная, и только немногим счастливцам удалось попасть сразу же в колледжи и университеты. Приехали полные сил, здоровья и надежд, но почти без языка или же со знаниями английского языка учебников Скотт и Брей и Нурока, да и кусок хлеба давался тяжёлым трудом и трудно было даже думать об ученье после тяжёлого трудового дня на фабриках и заводах» [18].

Школа славяноведения в Вашингтонском университете и по сей день считается одной из ведущих в США - во многом благодаря вкладу преподавателей-россиян. С 1931 по 1969 гг. профессором университета был А.В. Спектор (Спекторский), автор многих книг и пособий. Он служил в русской армии и участвовал в войнах. Приехав в США в 1920 г., он в 1928 г. получил докторскую степень в Чикагском университете. Почётным профессором Вашингтонского университета был и другой деятель русской общины - С.И. Сергеев. Много лет преподавал в университете русский язык и историю В.К. Страш-ников. Русские школы в Сиэтле пытался создать бывший консул Н.В. Богоявленский.

Как и в других городах эмигрантского рассеяния, в Сиэтле большую роль играло православие. Виднейшим деятелем православной церкви был отец А. Вячеславов, оказавший большую помощь русским эмигрантам. После приезда в 1924 г. священника Н. Митропольского были учреждены приход, совет, сестричество, образован хор. С массовым приходом русских в США в церковной жизни общины Сиэтла возникли проблемы отношений с Русской православной церковью (Живая церковь), которая через своих представителей стремилась установить контроль над всеми приходами в Америке. Первым

начался процесс в Нью-Йорке, где судья принял, по мнению русских эмигрантов, половинчатое решение: перевести имущество 115 приходов под юрисдикцию американского суда, вне зависимости от принадлежности к какой-либо церкви. Сиэтлинцы решили доказать своё право через суд и образовали Комитет защиты церкви. В это время епископом в Сиэтле считался Кедровский, решивший через суд забрать у прихожан Свято-Спиридоновский храм. Судебный процесс провёл протоиерей В. Александров. К огорчению подавляющего большинства прихожан, им не удалось отстоять церковное имущество, и произошло разделение на два прихода. Этому способствовали и разногласия среди верующих: «В первое время по приезде беженцев члены старой колонии, резко выражавшие свои симпатии большевикам, чрезвычайно враждебно относились к "белогвардейцам" и старались всеми путями застращивать и вредить им. Так, при организации прихода старожилы предупредили членов совета, что Вл. Александров всё отнимет (церковь и дом) да ещё взыщет убытки. На работах старожилы через своих боссов и товарищей из коммунистов старались повредить беженцам и добивались увольнения их. Когда колония решила соорудить русский национальный ф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком