научная статья по теме РУССКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ»

ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

f2i хщ -

ВИКТОРИЯ ОЛЕГОВНА БЕЛЕВЦОВА

аспирантка кафедры история и теории мировой культуры Поволжской социально-гуманитарной академии (Самара) Тел.: 8 (846)246-98-36; E-mail: m.b.nika@mail.ru Статья посвящена исследованию этнокультурных связей марийцев с русскими, выявлению степени конвергентных и заимствованных элементов в традиционной марийской свадьбе, изучению структуры традиционного свадебного обрядового комплекса, специфики его локальных вариантов. Под влиянием христианизации происходило ослабление язычества и, как следствие, упрощение языческого обряда бракосочетания.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, традиционная семейно-брачная обрядность, Урало-Поволжье, марийцы.

п

РУССКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ

Проблема взаимосвязей и культурных заимствований народов Урало-Поволжья, контактов язычества и христианства является актуальной и малоисследованной. В пределах ареала традиционного расселения марийцы исторически соседствовали с этносами финно-угорского (мордва, удмурты), тюркского (татары, башкиры, чуваши), славянского (русские) происхождения, с которыми устанавливали стабильные этнокультурные связи. Во многом формирование различных брачных комплексов свадебной обрядности марийцев обусловлено межкультурными контактами. В данной статье предпринята попытка выявить русские заимствования в традиционной марийской свадьбе, которые будут рассматриваться как с учетом этнического, так и конфессионального факторов.

Подробно изучением свадебной обрядности марийцев занимался И.Н. Смирнов1. Однако до сих пор открытым остается вопрос о доле конвергентных и заимствованных элементов в традиционной марийской свадьбе.

Различия в свадебной обрядности разных районов расселения марийцев в конце XIX - начале ХХ в. в значительной степени определялись глубиной и частотой русско-марийских связей. Там, где культурные контакты марийцев с русскими были минимальными, например у восточных марийцев, свадебная обрядность сохранила много архаических черт. Наиболее интенсивные русско-марийские связи были в районах совместного проживания, прежде всего у горных мари в Ардинской, Тойдаковской и Юнгин-ской волостях Козьмодемьянского уезда и части луговых марийцев в Петриковской, Ронгинской, Сотнурской, Ши-гаковской и Шиньшинской волостях Царевококшайского уезда. В ареале северо-западных марийцев, в Ветлужс-ком уезде Костромской губернии и северо-западной части Яранского уезда также прослеживаются процессы активного взаимодействия с русским населением.

Традиционный свадебный обряд состоит из предсвадебного цикла, свадьбы и послесвадебных обрядов. Анализу подвергнуты его основные структурные составляющие: предсвадебные обряды, локализация свадьбы, религиозное оформление брака, функции свадебных чинов, устойчивые обряды.

В конце XIX - начале XX в. браки у марийцев заключались двумя способами - путем договора между родственниками и путем похищения женихом невесты. Брак путем умыкания невесты получил свое распространение у восточных и луговых мари в Малмыжском уезде Вятской губернии. Следы этой традиции прослеживались у горных и части луговых марийцев, где встречался обрядовый откуп жениха от парней той деревни, откуда он брал невесту, зачастую сопровождавшийся обрядовой погоней. Не исключено, что данный способ заключения брака мог в прошлом относиться к универсальным явлениям марийской свадьбы. Однако в контактной зоне с русским населением большинство браков заключалось посредствам договора между родственниками жениха и невесты, что

считалось наиболее правомерным актом оформления брака.

В выборе невесты жениху активно помогали его родственники - мужчины. Традиционно у марийцев на смотрины отправлялась группа людей во главе с организатором данного мероприятия, выступавшим посредником между семьями. Человека, по чьей рекомендации осуществлялось сватовство, называли ончыч коштшо, кок-ла коштшо, путлышо, тулар мари, куда мари (сватун), тамлуше, темче (сват), у горных марийцев - туклармара (сват). С течением времени, видимо под влиянием русского населения, в марийской свадьбе определенную роль начинают играть женщины-свахи, хотя в традиционной марийской свадьбе этот персонаж отсутствовал. Появляются специальные термины, обозначающие конкретных действующих лиц: ончыч коштшо вате (жена сватуна из деревни невесты), тулар вате (жена свата), сваха-вате, темлыше вате (сваха, сватунья)2. Прямым результатом русского влияния на свадебный ритуал горных и луговых марийцев, соседствующих с русским населением, явилась смена в начале XX в. марийских терминов, обозначающих сватов и сватовство, русскими заимствованиями - сватояшь, сват, сватун вате и сы-ватайаш, сваха-вате. Именно у горных марийцев, чьи контакты с русскими были наиболее интенсивными и продолжительными, центральное место в обряде сватовства стала занимать женщина (Козьмодемьянский уезд).

Интересен и обряд освящения брачного договора, который у части горных марийцев в предсвадебном цикле видоизменился и проходил согласно христианской тради-ции3. Моление совершалось перед образами, после чего следовал троекратный обмен кольцами.

Помимо общих обрядов, повсеместно распространенных среди марийцев в предсвадебном цикле (смотрины (удыр йодмаш/ыдыр анжаш), пропой девушки (удыр йук-тымашт/ыдыр йуаш), сватовство, заключение свадебного договора (тувыр шулаш/пунчал пуымаш), визит (тугыр висыктымаш, кумалтыш виса/увер налмаш (получение известия)), встречаются и специфические обряды. Так, у марийцев, живших в близком в соседстве с русскими в Царевококшайском, Яранском, Козьмодемьянском уездах, встречалось еще одно ритуальное посещение родителями жениха невестиного дома - кинде пукшимо (букв. «кормление хлебом»), килде вашталташ, (букв. «обмениваться хлебом»)4. Кроме того, через некоторое время после сватовства у марийцев северо-западной части Яранского уезда родственники невесты ходили знакомиться с хозяйством жениха, «смотреть дом» - качын сурт-печыжым пален налаш. Этот обычай был узко локализован и не встречался у других групп марийцев, что само по себе может указывать на заимствованную природу обряда. Кроме того, аналогичное явление встречается и у чувашей, проживающих в контактной зоне с русским населением в Самарском Заволжье5.

74

Этнография, этнология и антропология

Вследствие распространения православных традиций изменения коснулись и локализации свадьбы. Так, можно отметить переход от матрилокальности к патрилокально-сти всего свадебного церемониала. У некрещеных мари кульминационные свадебные обряды проходили в основном в локусе невесты соответственно матрилокальной традиции или локализовались как у невесты/посаженных родителей, так и у жениха. Среди горных и луговых марийцев (Васильевского, Козьмодемьянского и Царевокок-шайского уездов), где православие играло значительную роль, основные свадебные обряды совершались в локусе жениха. Кроме того, часть обрядов (религиозное освящение брачного договора, смена головного убора) переносилась на территорию православного храма.

Еще одно ключевое обрядовое действие - религиозное оформление брака. Именно христианизация марийского населения внесла наиболее заметные коррективы в структуру этого действа. У крещеных луговых марийцев, где роль карта (жреца) утратила свое значение в ходе христианизации, языческий обряд бракосочетания совершался в упрощенном варианте. Информаторы свидетельствовали также о том, что в Яранском уезде, вероятно под русским влиянием, молитву могла совершать пожилая женщина, хотя для традиционных марийских верований характерно, что все молитвенные действия совершаются исключительно мужчинами6. У части горных мари языческий обряд полностью замещен православным венчанием. В целом среди марийцев в середине XIX в. православное венчание могло совершаться, в зависимости от уезда, как непосредственно во время свадьбы (Козьмодемьянский уезд)7, так и спустя продолжительное время (от нескольких недель до нескольких лет после него).

Изменения произошли и в структуре свадебных чинов. Вероятно, в связи с христианизацией большую роль начинают играть в свадьбе крестные родители. Так, в контактных зонах марийского и русского населения посаженных родителей сменяют крестные родители (кресс ава и кресс ача). Одной из ключевых фигур в свадебной церемонии являлся женский персонаж вуйпетурма ава, в функции которой входила смена девичьего головного убора на женский. Однако в Арбанской и Вараксинской волости Царевококшайского этот персонаж назывался сваха-вате, а в Козьмодемьянском уезде - кресс ава8.

Заслуживает внимания еще один цикл обрядов, подвергнувшийся серьезным изменениям и получивший новое осмысление у марийцев в XIX в. Это обряды, направленные на проверку целомудрия невесты. До принятия христианства язычники марийцы не уделяли девственности невесты особого внимания. Напротив, наличие у невесты ребенка свидетельствовало о ее способности к деторождению. Так, по мнению исследователей XIX в., добрачное сожительство не являлось помехой для заключения бра-ка9. С появлением христианства данные постулаты подверглись переосмыслению, и девственность невесты стала рассматриваться как одно из обязательных условий заключения брака. Но, по мере распространения христианской морали девственность невесты стала необходимым

условием для совершения обряда бракосочетания с соблюдением всего традиционного обрядового комплекса. В противном случае стоимость вносимого выкупа за невесту снижалась в несколько раз, и свадьба проходила без особых обрядовых действий: по свидетельству информаторов, на такой свадьбе нельзя было использовать музыкальные инструменты и петь10. А. Фукс отмечает, что у луговых марийцев обряд проверки девственности невесты проводился в течение первого дня свадьбы и завершался демонстрацией результата. В случае невинности невесты жених выказывал любовь к молодой жене, а в противном случае мог даже побить11. В тех районах, где общение с русскими было более тесным (Юрьинский, Килимарский кусты), утром второго дня свадьбы молодых усаживали вместе со свадебными гостями за стол и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком