научная статья по теме РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ И ПОЛЬША Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ И ПОЛЬША»

СТАТЬИ

Славяноведение, № 1

© 2004 г. В. А. ХОРЕВ

РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ И ПОЛЬША

Испокон веков в интеллектуальной жизни России актуальным оставался вопрос: относится Россия к Европе или нет. В значительной мере это объяснялось тем, что и в Западной Европе, и в самой России очень часто "Европа" отождествлялась (и отождествляется до сего дня) с "латинской", романо-гер-манской Европой. Византийское же наследие, православное христианство, восточнославянское (и даже восточноевропейское) культурное достояние европейским не считалось. Попытаемся обратить внимание на одну существенную сторону этого сложнейшего вопроса: на отношение к Европе в русском культурном сознании с учетом "польского фактора", т.е. отношения России к Польше как ближайшей представительнице "латинской" Европы.

Проблема отношения к Европе - одна из постоянных проблем русского самосознания. Без преувеличения можно сказать, что она существует столько же, сколько существует зафиксированная в текстах историософская и культурологическая рефлексия на эту тему. Она вызвана к жизни и обусловлена тем, что называется историей с географией - ходом реальной истории российского государства, его изменявшемся географическим и геополитическим положением на разных этапах развития. Но это и живая проблема реальных людей, практически каждого человека, жившего или живущего в России, даже если он до какого-то времени - или вообще никогда - специально не задумывался над ней. Это проблема личностных самоощущений и самоидентификаций. Из них складываются конкретные формы общественного сознания со всей их сложностью, непроясненностью и противоречивостью, с неизменным противоборством между крайними позициями, с неизбежными и всегда драматическими противоречиями и попытками выхода из них, бытованием понятийных стереотипов и переживаний в границах тех или иных конкретных сюжетов реальной жизни. Стало быть, эта проблема должна рассматриваться на стыке истории, истории культуры, литературоведения, социальной психологии и психологии личности, этнолингвистики и других областей гуманитарного знания.

Представление о Европе как высшем типе цивилизации складывалось в рамках западноевропейской культуры (подразумеваются промышленно и социально развитые страны Западной Европы), утверждающей цивилизаци-

Хорев Виктор Александрович - д-р филол. наук, зам. директора Института славяноведения РАН.

онное и нравственное превосходство своего мира над чужим миром "варваров". Этот европейский автостереотип был воспринят и в русской культуре, географически также относящейся к Европе, но в силу разных причин сомневающейся в своей принадлежности к европейскому культурному пространству, и развивался как в позитивном плане (образец для подражания), так и в противопоставлении ему идеи о пагубности европейской цивилизации.

История мифа Европы в России, в том числе "польского мифа"- это не только история историософской и философской мысли, но и история литературы и культуры. Они в своих формах и своими средствами создают, навязывают и развенчивают этот миф, который тесно связан с отношением к истории и духовной культуре своей страны (и внутри нее к себе лично) и к другой, чужой истории и другой культуре. Отношения эти видоизменяются в своих конкретных проявлениях-сюжетах, но эти исторически обусловленные изменения имеют свои типологические сходства, которые можно обозначить как исторические закономерности. Одной из таких закономерностей в рамках проблемы русского мифа Европы оказывается драматическая история отношения России к ее ближайшему западному соседу - Польше как части Европы. Отношение в России к Польше и в Польше к России как часть этой общей проблемы имеет смысл рассматривать сегодня, когда накоплен большой эмпирический материал из истории взаимоотношений двух государств и культур именно в обозначенных выше параметрах, чтобы уяснить и общую логику развития этих отношений, и ее повторяющиеся закономерности.

История русско-польских отношений насчитывает много веков. Упоминания о Польше как соседе Руси имеются уже в древних летописях, которые служат как историческим первоисточником, фиксирующим отношения, так и отражают видение и мироощущение живых людей, т.е. создают и "навязывают" будущему некий образ соседа и эмоционального отношения к нему. По тому, как видоизменялся - или оставался стабильным - образ Польши и поляка в русской культуре как раз и можно попытаться в хаотичном эмпирическом материале отдельных свидетельств и фактов определить общие закономерности видения друг друга - закономерности, обусловленные как конкретной политической ситуацией, ходом истории, развитием цивилизации в целом, так и особенностями человеческой психологии, которая оказывается не менее важным и мощным импульсом к тому или иному историческому выбору пути. В этой системе, формирующей образование и восприятие мифа, и следует разобраться, ставя вопрос о мифе Польши для России как одном из специфических сюжетов мифа Европы в целом.

Русские изоляционисты, славянофилы, панслависты, евразийцы немало способствовали распространению в общественном сознании мысли об особом, отличном от Европы пути развития России. Они противопоставляли Европе более духовную, с их точки зрения, российскую культуру. Русские же западники идеализировали Европу и сложившийся в ней тип цивилизации. Если говорить о цивилизационно-бытовом уровне жизни, то Европа, не только Западная, но и та же Польша в силу разных исторических обстоятельств имела - и до сих пор имеет - преимущество перед Россией. Но для историка, в том числе историка культуры, определяющим фактором европеизма являются итоги духовного развития нации и, в первую очередь, уровень развития культуры (в том числе литературы как одного из главных интеллектуальных языков), ее

ориентированность на общие для европейцев культурные и нравственные ценности, главной из которых является личность и ее свобода.

Начиная с момента возникновения русской литературы в ней шла напряженная борьба за утверждение именно этих ценностей. В XIX в. русская литература завоевала передовые позиции в Европе и в мире. И не только литература, но и музыка, живопись, театр и все другие компоненты русской культуры ощущались, воспринимались и осмыслялись как европейские по мироощущению и стилю. "Россия, - сказал недавно Ч. Милош, - создала в XIX веке великий роман. XIX век был веком романа во всей Европе, но России удалось создать великий роман, чего в Польше не было" [1. С. 5].

Если обратиться к истокам российской государственности, то следует вспомнить, что образовавшееся в середине IX в. государство Рюриковичей с принятием христианства вошло в семью европейских народов. Xристианская, т.е. европейская, культура пришла на Русь до разделения церквей - тогда, когда еще не было никаких оснований для враждебного отношения к "латинской" Европе. Но и позднее, с расколом Европы на католическую и православную части, ее границы никогда не совпадали с границами латинской образованности. Д.С. Лихачев писал в этой связи: «На самом же деле Россия - это никакая не Евразия. Если смотреть на Россию с Запада, то она, конечно, лежит между Западом и Востоком. Но это чисто географическая точка зрения, я бы даже сказал - "картографическая". Ибо Запад от Востока отделяет разность культур, а не условная граница, проведенная по карте. Россия - несомненная Европа по религии и культуре. При этом в культуре ее не найти резких различий между западным Петербургом и восточным Владивостоком. Россия по своей культуре отличается от стран Запада не больше, чем все они различаются между собой: Англия от Франции или Голландия от Швейцарии. В Европе много культур. Главная связующая среда России с Западом - это, конечно, интеллигенция, хотя и не одна она» [2. С. 3].

Исследования Лихачева показали, что уже в XI-XVI вв. общая для православных славян литература не была обособлена в европейском мире (см.: [3]). И речь идет не об одной только литературе. Д.С. Лихачев вспоминал, как видный итальянский искусствовед, рассматривая однажды в Третьяковской галерее иконы Рублева и Дионисия, воскликнул: "Вот где наше родство с вами!". Суждения об обособленности древней русской культуры как следствия ее особого положения между Востоком и Западом - это мифы, созданные в России в XIX в. под гипнозом географического положения между Азией и Европой и субъективно болезненного отношения к отставанию ее политического устройства. Если же говорить о литературе, то уже "Древняя Русь знала переводы с греческого, с латинского, с древнееврейского, знала произведения, созданные в Болгарии, Македонии и Сербии, знала переводы с чешского, немецкого, польского, но не знала ни одного перевода с турецкого, татарского, с языков Средней Азии или Кавказа" [3. С. 10-11]. И, стало быть, древнерусская литература не была изолирована от европейской, получая от нее мощные импульсы и образцы для своего развития.

Мысль о родстве Киево-Новгородской Руси с европейским Западом присутствует и в размышлениях известного русского историка и философа культуры Г.П. Федотова. В 1945 г., уже двадцать лет живя в эмиграции в Европе и будучи европейцем по своим культурным установкам, он писал в статье "Россия и свобода" о том, что "византийское православие было, конечно,

ориентализированным христианством, но прежде всего оно было христианством; кроме того, с этим христианством связана изрядная доля греко-римской традиции. И религия, и эта традиция роднили Русь с христианским Западом даже тогда, когда она не хотела и слышать об этом родстве" [4. С. 199].

От западноевропейской культуры и цивилизации, от таких основополагающих их постулатов, как личностное начало, вера в прогрессивное общественное развитие, частная собственность, стремление к правопорядку, Русь отгородило, как известно, монгольское нашествие. По словам А.И. Герцена, "именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе" [5. С. 402]. Татаро-монгольское иго, - писал Д.С. Лихачев, - "установило непроходимую стену с Западом, но не установило прочных культурных связей с Востоком, хотя русский государь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком