научная статья по теме РУССКИЙ ЛИБЕРТАРИЙ А.А. КАРЕЛИН История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ ЛИБЕРТАРИЙ А.А. КАРЕЛИН»

Исторические портреты

© 2008 г. А. В. РЕПНИКОВ*

ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИХОМИРОВ

Жизнь и мировоззрение Л.А. Тихомирова привлекают внимание многих отечественных исследователей1. Переиздаются его сочинения (например, «Монархическая государственность» с 1992 г. - не менее 4 раз)2. Споры о Тихомирове не смолкают и по сей день не только в среде историков. Он стал одним из главных героев романов Ю.В. Давыдова и О.Н. Михайлова, дважды была издана книга А.И. Яковлева «Корона и крест», в которой важное место уделено эволюции взглядов бывшего народовольца3. Одни, подобно публикатору трудов Тихомирова М.Б. Смолину, восторгаются им, другие считают неплодотворной идеализацию этого деятеля4. Разнообразие оценок не только делает дискуссию о жизни и взглядах Тихомирова злободневной, но и все больше отдаляет нас от терзавшегося сомнениями в своей правоте Льва Александровича с его непростой жизнью и мировоззрением. Представляется, что только внимательное и критическое изучение дневниковых записей и воспоминаний самого Тихомирова позволит нам реконструировать внутренний мир и биографию этой неординарной личности. Особое значение имеет его дневник, хранящийся в его личном фонде в Государственном архиве Российской Федерации (ф. 634)5.

Тихомиров родился 19 (31) января 1852 г. в Геленджике в семье военного врача Александра Александровича Тихомирова и Христины Николаевны (урожденной Каратаевой). Родословная отца уходила своими корнями в Тульскую губ. Практически все предки Тихомирова были из духовенства, но отец, получив воспитание в духовной семинарии, прервал сложившуюся традицию и пошел по медицинской стезе, поступив в Московскую медико-хирургическую академию.

В 1864 г. Лев поступил в Александровскую гимназию в Керчи, где увлекся революционными идеями: «Что мир развивается революциями - это было в эпоху моего воспитания аксиомой (здесь и далее курсив Л.А. Тихомирова. - А.Р.), это был закон. Нравится он кому-нибудь или нет, она придет в Россию, уже хотя бы по одному тому, что ее еще не было; очевидно, что она должна прийти скоро... революция считалась неизбежной даже теми, кто вовсе ее не хотел»6. Гимназист Тихомиров с увлечением читает «Русское слово», а его любимым писателем становится Д.И. Писарев.

Окончив гимназию с золотой медалью в августе 1870 г., он поступил на юридический факультет Московского университета, откуда вскоре перевелся на медицинский факультет. Он стал одним из активных участников народнического движения и осенью 1871 г. вошел в кружок «чайковцев». Летом 1873 г. Тихомиров переехал в Петербург, где продолжал заниматься революционно-пропагандистской деятельностью. В ноябре того же года он был арестован и более четырех лет провел в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения. В октябре 1877 г. проходил по «процессу 193-х» народников-пропагандистов. Годы тюрьмы были зачтены в срок наказания, и он был освобожден в начале 1878 г. Однако самому Тихомирову такое наказание казалось чрезмерным - он, «мальчик, полный жизни», пострадал «за вздор, за дурацкую брошюру». Вышедший на свободу Тихомиров был отдан под административный над-

* Репников Александр Витальевич, доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории.

зор полиции с определением обязательного места проживания. «При моей молодости и жажде широк[ого] наблюдения, - вспоминал он впоследствии, - эта мера поразила меня, как громовый удар. Мне казалось, что я снова попадаю в нечто вроде недавно оставленной тюрьмы, и я немедленно бежал, без денег, без планов, даже не зная, кого из революционных друзей сумею разыскать. С этого момента начинается моя нелегальная жизнь»7.

Авторитет Тихомирова в революционной среде к тому времени значительно возрос, чему в немалой степени способствовали годы, проведенные в заключении. У него завязывается роман с С.Л. Перовской. Еще когда Тихомиров находился в Доме предварительного заключения, она представлялась его невестой, используя обычную практику революционеров, применявшуюся для связи с находившимися в тюрьме. Именно Перовская предложила Тихомирову, высланному на родину в Новороссийск, покинуть ссылку и присоединиться к революционерам. Как впоследствии утверждал сам Тихомиров, это предложение стало «последней каплей, решительным ударом». Об увлечении соратницей говорит и то, что он даже сообщил родителям о возможной свадьбе. Но все получилось иначе: он влюбился в учившуюся на фельдшерских курсах уроженку г. Орла Екатерину Дмитриевну Сергееву и летом 1880 г., использовав фальшивый паспорт, женился на ней. Брак Тихомирова был официальным и, вопреки неписаной революционной традиции, закреплялся обрядом венчания, на котором шафером выступил Н.К. Михайловский. Судьба подарила Тихомирову двух сыновей - Николая и Александра (в 1907 г. принял постриг с именем Тихон) и двух дочерей - Веру и Надежду.

После раскола «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю» Тихомиров примкнул к последней, став членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». Одним из наиболее известных произведений революционной пропаганды тех лет стала написанная им «Сказка о четырех братьях»8. В.Г. Короленко вспоминал, что сказка широко использовалась для пропаганды в крестьянской среде и имела успех. Но уже в этот период Тихомиров начинает сомневаться в правоте своего дела. На одном из заседаний Исполнительного комитета «Народной воли», проходившем в середине 1880 г., он заявляет о своем желании выйти из революционной организации. А.П. Прибылева-Корба вспоминала, что эта сцена была «в высшей степени мучительна». Товарищи напомнили Тихомирову о том, что по условиям устава Исполнительного комитета о выходе из него не может быть и речи, и решили дать ему «временный отпуск для поправления здоровья». Арестованный через несколько месяцев после этого заседания А.Д. Михайлов писал из тюрьмы о необходимости «беречь и ценить» Тихомирова как «лучшую умственную силу», и просил прощения за то, что часто упрекал его в бездействии9. Но сам Тихомиров к этому времени уже не был тем «Тигричем», которым знали его товарищи. К нему гораздо больше подходила другая подпольная кличка - «Старик», поскольку душевные метания и нелегальная жизнь отразились даже на его внешности. Одна из соратниц по «Народной воле» Ольга Любатович так описала его портрет конца 1870-х гг.: «В нашей среде Л. Тихомирова звали стариком. И в самом деле, этот худой, с бритым, ради конспирации, по-департаментски подбородком и английскими баками человек, с маленькими выцветшими серыми глазами и полинялыми жидкими волосами, казался стариком, хотя ему вряд ли было за 30»10.

После убийства Александра II народовольцами и разгрома партии, в 1882 г. Тихомиров уехал за границу, направив перед этим Александру III открытое письмо Исполнительного комитета «Народной воли». За границу выехала и Екатерина Дмитриевна. Обосновавшись в Париже, Тихомиров продолжал заниматься революционной деятельностью и вместе с П.Л. Лавровым редактировал «Вестник Народной воли» (18831886). В эмиграции во взглядах Тихомирова происходит серьезный перелом. Тяжкие думы усугублялись постоянным безденежьем, порождавшим ссоры между супругами, и болезнью сына (менингит). Немало нервов испортил Тихомирову заведующий русской полицейской агентурой в Париже П.И. Рачковский, следивший за каждым его шагом.

Пытаясь найти ответ на мучившие его вопросы, Тихомиров обратился к Библии. Все чаще книга открывалась на фразе «И избавил его от всех скорбей его и даровал мудрость ему и благоволение царя египетского фараона» (Деян. 7. 10). Пытавшегося вникнуть в смысл написанного Тихомирова озарило: «Да не государь ли это? Не на Россию ли мне Бог указывает?». Постепенно он все больше начинал верить в то, что имеет «некоторую миссию». Так происходило его внутреннее перерождение. Предпосылки к этому уже имелись. «Строго говоря, я не был вполне безбожником никогда, - вспоминал Тихомиров. - Один раз во всю жизнь я написал: "Мы не верим больше в руку Божью", и эта фраза меня смущала и вспоминалась мне, как ложь и как нечто нехорошее»11. Он анализировал пройденный путь, и предварительные итоги были весьма печальными: «Передо мною все чаще является предчувствие или, правильнее, ощущение конца. Вот, вот конец жизни... Я уже почти не имею времени что-нибудь создать: мне уже - страшно сказать - тридцать шесть лет, и я, видимо, дряхлею. Ужасно! Еще немного, - и конец, и ничего не сделано, и перед тобой нирвана. И сгинуть в бессмысленном изгнании, когда чувствуешь себя так глубоко русским, когда ценишь Россию даже в ее слабостях, когда видишь, что ее слабости вовсе не унизительны, а сила так величественна»12.

В 1888 г. в Париже небольшим тиражом вышла брошюра Тихомирова «Почему я перестал быть революционером», которая окончательно подвела черту под его революционным прошлым. 12 сентября 1888 г. Тихомиров подал Александру III прошение с просьбой о помиловании. Он писал о нелегком пути от революционного радикализма к монархизму, о том, что своими глазами увидел «как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза»13. Он писал о своем раскаянии, просил государя отпустить его «бесчисленные вины и позволить ... возвратиться в отечество»14. Экземпляр брошюры был направлен товарищу министра внутренних дел В.К. Плеве вместе с прошением о возвращении в Россию.

Бывшие соратники дали различные оценки произошедшего переворота15. Н.А. Морозов писал, что у Тихомирова «никогда не было прочных убеждений в необходимости изменения самодержавного образа правления»16. А.П. Прибылева-Корба утверждала: «Позорное и смешное поведение Тихомирова в период от 1884 года и позднее есть последствие его психического заболевания. И у него было достаточно причин, чтобы сойти с ума! Нам, видевшим его в касчестве основателя страшной ее врагам революционной партии "Народной воли", и позднее в качестве популярного и любимого вожака во главе этой

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком