научная статья по теме РУССКИЙ МИР В АРГЕНТИНЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ МИР В АРГЕНТИНЕ»

НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Е.М.Астахов

Русский мир в Аргентине

В статье излагаются размышления бывшего посла России в Аргентине об истории формирования русской диаспоры и становления Русской православной церкви на берегах Ла-Платы. Анализируются основные волны российской эмиграции в Аргентину, особенности адаптации эмигрантов, отношения к ним со стороны местных властей. Отдельно рассматривается история русского православия в указанной стране. Дается оценка взаимодействия аргентинцев с русской диаспорой.

Ключевые слова: Аргентина, эмиграция, соотечественники, русское зарубежье, православная церковь, Патриархия.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Впервые за продолжительное время в свет выходит статья, в которой обстоятельно рассматривается положение русского православия в Аргентине и его место в жизни русскоязычной колонии. Православная вера на протяжении многих веков служит духовным базисом и объединяющим началом не только для миллионов жителей России, но и для русской диаспоры, что признается даже людьми, далекими от христианства. Общеизвестно, что русские эмигранты, оказываясь на чужбине, первым делом брались за возведение храма, подчас не имея еще ни жилья, ни работы (так, в Венесуэле первая русская церковь была построена более 60-ти лет назад из деревянных ящиков, собранных в порту).

Из этих мест общей молитвы с неизменными куполами-луковками и вырос Русский мир в зарубежье. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, убежденный сторонник и защитник концепции Русского мира, отмечает, что это — особая цивилизация, к которой принадлежат люди, называющие себя сегодня разными именами, — и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать и люди, которые вообще не относят себя к славянам, но воспринимают культурную и духовную составляющую

Eвгений Михайлович Астахов — Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД России (elastakhova@yandex.ru).

Статья основана на личных воспоминаниях и впечатлениях автора. Использованы также материалы Церковного вестника Воскресенского кафедрального собора Русской православной церкви заграницей в Буэнос-Айресе.

этого мира как свою собственную. Таких людей немало на далекой аргентинской земле. Автор знает тему своего очерка не понаслышке: работая в Буэнос-Айресе, он не только внес вклад в укрепление российско-аргентинского диалога, но и сотрудничал с Аргентинской и Южноамериканской епархией Московского Патриархата. Отрадно, что его связи с Русской церковью сохраняются и сейчас.

МИГЕЛЬ ПАЛАСИО,

сотрудник отдела внешних церковных связей Московской патриархии

В истории российско-аргентинских отношений никогда не было серьезных проблем, а тем более конфликтов. Возможно, этот фактор, а также благоприятный иммиграционный климат, удаленность от мировых центров политических и военных потрясений способствовали притоку в Аргентину десятков тысяч переселенцев из России.

С конца XIX в. Аргентина приняла несколько исторических волн российской эмиграции. Причины исхода из России были разные — экономические, политические, идеологические. Было и общее для всех людей стремление к лучшей жизни. Представители различных потоков российской эмиграции в Аргентине имели очень разный образовательный и культурный уровень. Отличались они и этнически. По-разному сложились и их судьбы.

Первыми эмигрантами из России в Аргентину были русские немцы с Волги, переселившиеся к нам во времена Екатерины II. После введения в России всеобщей воинской повинности некоторые группы поволжских немцев решили переехать в Аргентину, пользуясь ее новым иммиграционным законом от 1876 г. К 1910 г. в Аргентине их было около 45 тыс.1. Сегодня значительная часть их потомков причисляет себя к немецкой диаспоре, достигающей почти миллиона человек. Многие из них получили германские паспорта, поскольку могли доказать свое этническое происхождение двухвековой давности. Однако часть этой диаспоры и по сей день называет себя «русскими немцами».

Вторую волну переселенцев сформировали евреи, которые приблизительно с 1890 г. стали прибывать в Аргентину из западных областей Российской Империи. В 1891 г. в Лондоне бароном Морисом де Гиршем было основано «Общество для помощи еврейской колонизации» («Jewish Colonization Association»), которое содействовало переселению евреев в Аргентину. К 1914 г. там уже проживали около 100 тыс. евреев из России2. Часто они сами себя называли «русскими», так как прибыли в Аргентину с российскими паспортами. Однако сегодня уже практически никто из них не причисляет себя к русской диаспоре.

Третью волну эмигрантов составляли сезонные работники, главным образом крестьяне из западных губерний России. В начале ХХ в. этот слой эмиграции «застрял» в Аргентине в результате Первой мировой войны и революций 1917 г. Число переселенцев в Буэнос-Айресе и в земледельческих провинциях Аргентины доходило до 200 тыс. человек3. Приблизительно в

то же самое время аналогичные потоки эмиграции направлялись и в соседние Бразилию и Уругвай. Для их духовного и культурного окормления Русская православная церковь стала строить храмы на севере Аргентины, а также в Бразилии, Парагвае и Уругвае. В начале 20-х годов ХХ в. в Аргентину прибыли тысячи переселенцев из тех частей Белоруссии и Украины, которые были переданы Польше. Социологически их тоже можно включить в состав третьей волны эмигрантов. Однако не все потомки переселенцев этой волны сегодня причисляют себя к русской диаспоре. Установить их количество затруднительно, так как ассимиляция бытовых эмигрантов происходит значительно быстрее, чем политических. Приблизительно оно оценивается в несколько сотен тысяч, но это уже ассимилированное население, в большинстве случаев смешанного происхождения.

Особое место занимают русские белые эмигранты. В 20-х годах прошлого столетия в Южную Америку их прибыло около 3 тыс. Трудно установить, сколько человек из них попали в Аргентину, но на основании некоторых свидетельств можно предположить, что около тысячи. В 30-х годах в Буэнос-Айресе проживали приблизительно 500 русских из этой волны. Однако даже такое небольшое количество людей сумели наладить богатую культурную и общественную жизнь. Белые эмигранты оставили значительный след в истории Аргентины. В начале 30-х годов прошлого века в соседний Парагвай тоже прибыли несколько сотен русских, служивших в парагвайской армии во время войны с Боливией. Некоторые из них со временем перебрались в Аргентину .

Пятая волна — послевоенная. После Второй мировой войны начался второй исход русских (обусловленный политическими причинами) в Южную Америку. Первой страной, пригласившей к себе белых эмигрантов после войны, была именно Аргентина. Президент Хуан Доминго Перон издал в 1948 г. декрет о приеме 10 тыс. русских независимо от их возраста и семейного положения. В Аргентину тогда, по-видимому, прибыли около 7 тыс. человек. Среди приехавших в 1948—1952 гг. были не только белые эмигранты, проживавшие до войны в странах Западной Европы, но и значительное число бывших советских военнопленных из Германии, нередко под чужими фамилиями. В этой волне были и православные священнослужители, принадлежавшие как к Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), так и к Московской патриархии. Эмигрировали также и несколько сотен белых военных. В Аргентине жили и скончались восемь русских генералов, несколько десятков полковников, около сорока Георгиевских кавалеров и более двадцати морских офицеров. Прибыли также около 250 учащихся русских кадетских корпусов, действовавших за рубежом. Сегодня от этой волны остались некоторые институционные структуры и почти десяток православных храмов. В целом ее вклад в развитие российско-аргентинских связей был довольно значительным.

Постсоветская волна. После распада СССР и второго расчленения территории исторического российского государства в Аргентину переехали тысячи граждан, главным образом Российской Федерации, Украины и Ка-

захстана. Их точное число установить трудно, тем более что некоторые определяют себя не по этническому, а по государственно-территориальному признаку, следуя в этом за местной практикой.

Разношерстность эмигрантских волн из России предопределяла немалые трудности для наших загранучреждений в Аргентине. К тому же многие годы работа с соотечественниками считалась второстепенной. Руководство в Москве эту проблематику лишь обозначало, причем в самых общих чертах. Для оценки деятельности посольства это направление не было определяющим. Главными, как и во все времена, были политические и экономические задачи. Культурная дипломатия осуществлялась по остаточному принципу. Она сводилась в основном к классическим формам культурного обмена: выставками, гастролями театральных и музыкальных коллективов и т.д. Наиболее существенная часть гуманитарного направления — поддержка соотечественников — была фактически выхолощена. Здесь мы заметно проигрывали другим странам. Итальянское правительство, например, выделяло многомиллионные средства на содержание в Аргентине кафедр итальянского языка и литературы в университетах и средних образовательных учреждениях, а также на материальную помощь организациям итальянских диаспор и отдельным гражданам, имеющим итальянские корни. У России ничего этого не было: ни конкретных политических задач, ни соответствующих финансовых средств. Усилия представительства «Россотрудничества» выправить положение не могли. Оно располагало лишь библиотекой, курсами русского языка и, в лучшем случае, энтузиазмом сотрудников. А если энтузиазма не хватало, то представительство поддерживало контакты с соотечественниками вяло и формально, ограничиваясь разовыми мероприятиями. Здесь следует оговориться, что некоторые наши загран-представительства, в том числе и в Аргентине, активно работали с выходцами из бывшего СССР. Но в целом в этой сфере многое зависело от практических шагов конкретного посольства; должной системы не было, по крайней мере в 90-е годы ХХ в.

В Буэнос-Айресе посольство концентрировало свои усилия на двух направлениях. На первом этапе были активизированы контакты с наиболее заметными ф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком