научная статья по теме РУССКИЙ ПРАЗДНИК И ДЕМОГРАФИЯ В ХХ - НАЧАЛЕ ХХI В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ ПРАЗДНИК И ДЕМОГРАФИЯ В ХХ - НАЧАЛЕ ХХI В»

ЭО, 2011 г. № 4 Л.А. Тульцева

РУССКИЙ ПРАЗДНИК И ДЕМОГРАФИЯ В ХХ -НАЧАЛЕ XXI в.

Ключевые слова: демографическая программа, демографическая политика, статистика, демографический ресурс, демографический кризис, депопуляция, межпоколенные связи, традиционный праздник, этническая культура

В статье прослеживается судьба русского праздника в зависимости от этнокультурных и социальных трансформаций, но особенно в связи с численным сокращением русского населения и в совокупности с динамикой межпоколенной передачи этнически значимой информации. Главное направление исследования: праздник в свете преемственности поколений и динамики демографических процессов - ставится впервые и решается с привлечением этнографических и демографических источников. В статье анализируется также опыт советского государства по "традиционализации" обрядово-праздничных мероприятий, что в определенной мере способствовало стабилизации динамики рождаемости. В качестве источника широко используются и общероссийские статистические материалы.

Забота о рождении нового поколения детей и жизнеобеспечении - важнейшие задачи для выживания любого общества, в силу чего они были сакрализованы у разных народов циклами ритуалов, праздников и обрядов календарно-астрономических рубежей и смены сезонов. В православной культуре межевые ритуально-праздничные циклы, изначально имевшие свето-солнечную и аграрную направленность, соотнесены с годовым кругом литургического времени церковного календаря. Соответственно в пространство и время народных святцев оказались органично вплетенными представления и обрядность, санкционировавшие программу выживания, то есть рождения детей и всего сущего и "плодущего". Иными словами, демографическое поведение в традиционном обществе веками находилось под его контролем.

Другой особенностью традиционного крестьянского праздничного календаря было соответствие его циклов тем ритуальным ролям, которые должна выполнять каждая возрастная группа. Половозрастная специализация ритуалов традиционного праздника предполагает наличие демографического баланса поколений. Этот баланс, в свою очередь, базировался на уравновешенном соотношении брачных пар (что достигалось благодаря институту свах) и на крепких позициях патрилокальной многодетной семьи. В сохранении, укреплении и связи этого баланса между семьей и демографическими ресурсами народа наряду с соответствующими социально-нравственными установками (из них главная: дети - это Божий дар) заметную роль играл годовой круг праздников крестьянского календаря. Среди них выдающееся место занимают престольные праздники.

Совокупность календарных дат престольных праздников конкретной территории охватывала основные вехи всего календарного круга, поскольку праздники справлялись каждой деревней по очереди с приглашением на гулянье жителей соседних деревень. За престольными праздниками закрепились названия сборные, съезжие, гулевые поскольку они собирали в семье всё патронимическое гнездо, а в деревне -всю округу.

Людмила Александровна Тульцева - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: atultseva@mail.ru

Знаток практического богослужения Православной Церкви С.В. Булгаков писал: "Для прихода престольный праздник составляет как вторую Пасху". В то же время если Пасха - это Светлое Христово Воскресение, отмечаемое радостью всенародного ликования, то престольный праздник - это семейно-родовое ликование одной общины или прихода в честь храмоименования приходского собора, церкви или часовни.

Несмотря на массовое разорение культовых сооружений и пропаганду "красных" праздников и обрядов, если речь вести о престольных праздниках, то победа в конечном счёте осталась на стороне родовой солидарности народа; в Европейской России сформировалась такая модель общинно-родового праздника, которую не смогли подорвать социальные потрясения ХХ в. (подробнее см.: Тульцева 1998: 157-210; 2001: 124-167). Прошла испытание временем и основная объединяющая традиция престольных праздников как праздников съезжих - это обязательный сбор в отчем доме всего семейно-родового гнезда именно в день престола. На свадьбы, похороны, большие праздники "сродство" созывалось в полном составе, поэтому в крестьянских календарях "престолы" помечались большим знаком креста в круге как годовые и самые важные праздники сбора всей "родни".

Сама данность престольного праздника в совокупности с множественностью родственных межпоколенных связей, представленных на торжестве во всей полноте исторического и генеалогического времени, укрепляла крестьянский социум как духовно, так и физически. Духовно - благодаря сбору под одной крышей разных поколений и передаче премудрых знаний; физически, поскольку после завершения литургической части праздник перемещался из храма в избу, к праздничному "всеяствию", сытости, веселью, тем витальным факторам, благодаря которым генеалогическое древо расцветало новыми поколениями.

Например, в с. Красном Кимрского р-на Тверской обл. осенний престольный праздник Исповедники открывал Филипповки (15 ноября по ст. стилю). В Филиппово заговенье справлялись последние перед постом свадьбы. Престольный праздник имел особенное значение, собирая родню по поводу и престола, и свадьбы - так оценивали роль престольных праздников в жизненном круге родственников/свойственников наши рассказчицы. Благодаря таким праздникам сберегалась традиция поддержания всей разветвленной сети семейно-родственных уз, что было важным для поддержания баланса браков и рождений и увеличивало плотность межпоколенных связей (Винокурова 1995: 50, 57, 61-62).

Примечательна этнокультурная динамика престольного праздника в 1940-1950-е годы. Предпринятое нами в конце 1960-х годов изучение традиций в среде сельского православного населения Рязанской обл. показало, что в первые годы после окончания Великой Отечественной войны престольные праздники внешне будто бы утрачивают свой общесельский характер и в официальных кругах считаются почти ушедшими из жизни. Однако этот момент в функционировании праздника имел свои психологические и демографические причины. В те годы первый план в жизни каждой семьи заняли вдовьи и материнские поминальные традиции по убиенным воинам. Страну охватили разруха и голод. Демографической реальностью была исчисляемая многими миллионами катастрофическая потеря здоровых мужчин и массовая гибель мирного населения на оккупированных территориях. Не будем забывать, что на демографическом потенциале народа эхом отразились также Первая мировая и гражданская войны, голод и массовые жертвы раскрестьянивания 1930-х годов. От этих социальных потрясений Россия простых тружеников едва оправилась к середине 1950-х - началу 1960-х годов. Как показал наш этнографический материал, для колхозного крестьянства среднерусской полосы потребовалось около 10-12 послевоенных лет, чтобы в его среде вновь воскрес престольный праздник. Попытаемся наметить причины столь быстрого восстановления праздника.

3 Этнографическое обозрение, № 4

1. Это прежде всего глубокая интериоризация праздников аграрно-православных святцев в самосознании, повседневной и общественной жизни общинной Руси. Праздник был соединен с аграрным опытом, трудом на земле, освящен чувством близкого присутствия и помощи святых угодников и Божьей Матери на пашне, выгоне, на скотном дворе, во всей Божьей мироколице. Хранители традиций послевоенного времени - это старшие поколения 1880-1910-х годов рождения, православное самосознание которых сформировалось задолго до коллективизации. Большую их часть составляли женщины. В их памяти полностью сохранялась сеть приходов, престольных и обетных/ заветных праздников на территории сельской округи. Именно они были носителями семейных обрядово-праздничных традиций, хранителями вседневных святынь православного культа. Их драгоценные реликвии передавались от поколения к поколению на протяжении всего ХХ в.

2. Есть все основания полагать, что вторая половина 1950-х и 1960-е годы была временем оптимистически настроенных, сильных духом людей. В жизнь влились когорты молодежи, рожденные за несколько лет до войны. Ни эта молодежь, ни тем более их отцы не нуждались в "национальной идее", потому что в каждом жили чувства победы, родины, единения народа, готовности к самопожертвованию. После войны люди особенно дорожили родным очагом и малой родиной, а в сельской местности символом семьи - престольным праздником. В глазах крестьянства престольный праздник - это свой, или наш праздник. Он был знаком "идентичности", так как объединял конкретную социально-пространственную среду вместе с празднующим социумом в единое целое.

3. В массовом народном самосознании, несмотря на жесткий контроль в сфере свободы вероисповедания, одной из доминирующих констант оставалась православная идентификация. Престольный праздник и красный угол крестьянской избы с иконами - крепкие национальные традиции русских на протяжении всего ХХ в. - оставались в числе ее доминант. В сокровенных глубинах народной жизни не было места для "национального богоотступничества и беспамятства".

4. В то же время, несмотря на все горести и трудности, жизнь тех поколений сопровождалась песнями, которые слышались везде и всегда. Песни народные и советских композиторов постоянно звучали на завалинках, у околиц, по всей деревенской округе. Люди умели и любили петь! Праздники ждали. Важно и то, что оптимистическое мироощущение того времени совпало с благоприятным социально-бытовым и демографическим фоном, сложившимся к середине 1950-х годов. Речь идет, во-первых, о некотором улучшении скромного материального достатка народа-победителя; во-вторых, в социальную структуру советского общества начали вливаться многочисленные когорты людей, рожденных в середине 1930-х годов, а это означает, что середина 1950-х годов стала временем многочисленных свадеб, а вслед за ними рождений и крестин детей. В 1955-1960 гг. население России восполнило утраченные миллионы жизней, восстановившись в численности до уровня 1940 г. Рождаемость в этот период не только стабилизировал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком