научная статья по теме РУССКИЙ СТИЛЬ В ДОМЕ ОСТЕРМАНА Науковедение

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ СТИЛЬ В ДОМЕ ОСТЕРМАНА»

РУССКИЙ СТИЛЬ В ДОМЕ ОСТЕРМАНА

Ольга ПРОТОПОПОВА, журналист

Сокровищница Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства как по материалам (дерево, ткани, металлы, керамика, стекло, кость и т. д.), видам творчества (резьба, живопись, литье, кружевоплетение, вышивка, конструирование мебели и пр.), так и по географии центров развития соответствующих промыслов, производств (от Архангельска до Кавказа и от Санкт-Петербурга до Якутии) поистине неисчерпаема. И, конечно, каждый раздел экспозиции заслуживает подробного рассказа.

Мы же сосредоточим внимание на представленных в ней знаковых произведениях, наиболее ярко характеризующих русский стиль, распространившийся в нашей стране во второй половине XIX в. на все виды творчества.

Музей, куда мы совершим путешествие, находится в районе Москвы, где в XVII в. были загородные владения боярина Лукьяна Стрешнева, отца второй жены царя Михаила Романова — Евдокии Лукьяновны. В 1783 г. усадьба перешла по наследству графу Ивану Остерману, и через три года он возвел здесь величественный каменный трехэтажный дворец, соединив его крытыми галереями с двухэтажными флигелями, имевшими арки для проезда на задний, хозяйственный, двор. В таком виде, без больших изменений, ансамбль, созданный архитектором предположительно круга Матвея Казакова*, сохранился до наших дней.

В 1834 г. дом Остермана, как его и сейчас нередко называют, сильно пострадавший при пожаре во время

*Матвей Казаков — один из основоположников русского классицизма, создатель зданий сената в Кремле, университета и других уникальных строений Москвы; см.: Н. Фролова. Архитектурная сокровищница. — Наука в России, 2007, № 5 (прим. ред.).

Отечественной войны 1812 года, продали святейшему Синоду, разместившему тут Московскую духовную семинарию. В 1918 г. здание занял Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов, в 1945 г. — Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. А в 1981 г. здесь расположился основанный в том же году музей, о котором мы рассказываем, — один из крупнейших такого профиля в мире и единственный в нашей стране, объединивший в своих экспозициях изделия отечественных ремесленников Х1У-ХУ11 вв., произведения выдающихся художников ХУШ-ХХ вв. и наших современников.

Впрочем, столь молодое культурно-просветительское учреждение имеет давнюю историю. В 1885 г. предприниматель, меценат, поборник сохранения национального культурного наследия Сергей Морозов учредил в Москве Торгово-промышленный музей кустарных изделий (в 1931 г. получивший имя основате-

ля). И тогда же его сотрудники начали составлять коллекции бытовых предметов «русской старины», лучших произведений декоративно-прикладного искусства ведущих художников, продукции крестьянских промыслов, помогали народным умельцам в освоении ее новых видов.

Вскоре о «храме ремесел», представлявшем творения рук отечественных мастеров на международных выставках в Париже (1904 г.), Милане (1906 г.), Лейпциге (1907 г.), восторженно заговорили в Европе. Своей славой он во многом обязан сотрудничеству с виднейшими живописцами, в том числе с Аполлинарием Васнецовым, Василием Ватагиным, Сергеем Голоушевым, Иваном Овешковым, — приверженцами господствовавшего у нас русского стиля*. Ценность для мировой культуры этого яркого явления едва ли не первым осознал Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, сделав его одним из главных направлений своей деятельности. В 1999 г. он принял в фонды упомянутое морозовское собрание, а в 2010 г., как его правопреемник, отметил 125-летие.

Раньше всего русский стиль заговорил о себе в изделиях из керамики. Еще в 1780-1790-х годах Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург)** изготовил группы скульптур «Торговцы и ремесленники», «Народы России». А подхватившее национальную тему подмосковное предприятие Франца Гарднера (старейшее и к началу XIX в. крупнейшее частное в нашей стране) в 1820-1830-х годах выпустило великолепный чайно-кофейный сервиз в клас-

*См.: Т. Гейдор. Полистилизм в русской архитектуре. — Наука в России, 2009, № 5 (прим. ред.).

**См.: Т. Мозжухина. «Зеркало культуры». — Наука в России, 2010, № 3 (прим. ред.).

сических формах, украшенный удивительно реалистичными изображениями разнообразных сцен из крестьянской жизни.

Необычайно интересен набор посуды, выполненный на упомянутом заводе в городе на Неве по эскизам архитектора, академика живописи Федора Солнцева: края тарелок опоясывает традиционный русский орнамент, а крышки объемных предметов имеют навершия в виде богатырских шлемов (1848 г.). Замечательные изделия с 1850-х годов производила и петербургская фабрика братьев Корниловых. В их числе прежде всего поистине царский сервиз «Tete-atete» (1860-1880-е годы) в белом и бордовом тонах, декорированный золотым узором, вызывающий в памяти чаши и блюда работы отечественных мастеров XVII в., экспонируемые в Государственном Историческом музее*.

Как известно, самым распространенным материалом в России во все времена было дерево, в изобилии имевшееся на ее широких просторах и издавна служившее не только для строительства домов, но и для изготовления практически всего необходимого человеку. Именно начиная с выполненных из него изделий во все виды искусства в середине XIX в. стал проникать национальный колорит. В музее находится один из ранних образцов мебели в русском стиле — высокий шкаф, сделанный в 1870-х годах в Нижегородской области. Две его нижние полки, стоящие на подставке, сильно выступают вперед относительно верхней. А на резных дверцах хорошо сохранилась слюдяная фольга: в XVII в. ее использовали для «застекления», а тут применили, чтобы приблизиться к старинному про-

*См.: В. Егоров. Сокровищница отечественной истории. — Наука в России, 2004, № 5; О. Базанова. Драгоценные свидетельства истории. — Наука в России, 2008, № 1 (прим. ред.).

образу. Есть в экспозиции и экземпляр кресла «Дуга, топор и рукавицы» с надписью на спинке-дуге: «Тише едешь, дальше будешь», почти 40 лет не выходившего из моды (1871 г.; автор Василий Шутов, преподаватель петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица*).

С использованием технологических приемов прошлого и традиционного орнамента выполнено большинство экспонируемых изделий из позолоченной бронзы (1860-1880-е годы). А, скажем, мелкая пластика утилитарного назначения (подсвечники, письменные приборы и пр.) представляет собой большей частью мужские и женские фигуры. Наглядные примеры — пресс для бумаги «Отдыхающий крестьянин», пресс-папье «Танцующий крестьянин» неизвестного автора (1850-1860-е годы), парные канделябры

"Центральное училище технического рисования — ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, носящая имя своего основателя и попечителя Александра Штиглица, крупнейшего российского финансиста, поклонника искусства и мецената (прим. ред.).

«Мальчик и девочка тянут бочки», созданные в 1880-х годах по эскизу скульптора Евгения Лансере-отца.

Эпоху расцвета, несомненно связанного с возвращением к истокам, переживало во второй половине XIX — начале XX в. отечественное золотое и серебряное дело, история которого к тому времени насчитывала уже тысячу лет. Талантливые мастера возрождали древние приемы и формы вплоть до перегородчатой эмали — сложнейшей ювелирной техники (контур будущего изображения наносят на тонкую, например, серебряную пластину, вертикально закрепляют на ней узкие полоски из того же металла и в получившиеся емкости доверху заливают эмаль нужного цвета), упоминаемой еще в летописях начала XII в.

Первой в нашей стране к отечественной истории и искусству обратилась фирма Игнатия Сазикова, имевшая заводы в Москве, Петербурге и слывшая в середине XIX в. в числе лучших. Не менее успешно в русском стиле работали предприятия Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова, находившиеся в тех же

городах. Отметим: в 1990 г. столичный коллекционер Геннадий Кубряков безвозмездно передал музею большое собрание предметов из металла, в том числе великолепную уникальную серебряную вазу высотой более 35 см с эмалью, сканью и позолотой, изготовленную в начале ХХ в. мастерами фабрики Овчинникова. Ее украшают портрет богатыря в шлеме, поражающего булавой змия, и вставки из полудрагоценных камней. Кроме того, среди дарений — бронзовые литые иконы, поддужные колокольчики, множество разнообразных самоваров и т.д.

В отделе стекла особо примечательны графин из сервиза, выполненного в 1870-х годах на Императорском стекольном заводе (Петербург) по рисунку архитектора Ипполита Монигетти, а также набор для крепких напитков Дятьковского хрустального завода Мальцовых (Брянская область), так и прозванный «с чертями» — зеленый штоф и стаканчики, разрисованные пляшущими бесенятами и снабженные поучительными надписями. Автором столь назидательной продукции была сотрудничавшая с этим предприятием в 1890-х годах, в частности разрабатывавшая образцы посуды в «русском духе», известная художница, рисовальщица Елизавета Бём.

Следующая по времени «ипостась» данного стиля — так называемый неорусский (одно из течений «модерна»*, распространившегося в отечественной культуре на рубеже Х1Х-ХХ вв.), сформировавшийся в результате новаторских поисков в области декоративно-прикладного искусства, переосмысления, как бы открытия заново средневековой архитектуры, монументальной живописи, иконописи, народных ремесел. «Родиной» данного направления стало подмос-

*См.: Т. Гейдор. Русская архитектура Серебряного века. — Наука в России, 2009, № 6 (прим. ред.).

ковное имение Абрамцево предпринимателя Саввы Мамонтова — русского Лоренцо Медичи, как именовали его современники, человека недюжинной энергии, преданного искусству, покровителя талантов.

Там собирались такие выдающиеся живописцы, как Илья Репин, Виктор Васнецов*, Василий Поленов, Константин Коровин**, Валентин Серов, Михаил Нестеров, а также организаторы художественной кустарной промышленности, исследователи народного творчества Мария Якунчикова и Елена Поленова. Первая из этих замечательных женщин в 1

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком