научная статья по теме РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА (XI КЛАСС) Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА (XI КЛАСС)»

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа

(XI класс) *

Цели урока: 1) совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания; 2) формирование культуроведческой, коммуникативной компетентности учащихся; 3) воспитание личности, бережно относящейся к отечественной культуре, к слову как неотъемлемой части русской наци опальной культуры.

Ход урока.

(На доске записано название темы урока с пропуском одного слова: «Русский язык как ... часть национальной культуры русского народа», а также четыре слова: неотъемлемая, важная, нужная, необъятная.)

1. Организационная часть.

2. Слово учителя.

— Ребята, на доске записана тема урока, в которой пропущено одно слово. Как вы думаете, какое из четырех предложенных слов полнее характеризует роль русского языка и его место в национальной культуре? (Ученики сра зу исключают слова необъятная и важная, дискутируя по поводу того, какое слово — неотъемлемая или нужная — подходит больше; в конце концов останавливаются на слове неотъемлемая).

— Почему все-таки неотъемлемая часть, а не просто нужная? (Слово нужная имеет значение «необходимая», «полезная», а слово неотъемлемая обозначает то, что невозможно отделить от чего нибудь, в данном случае от национальной культуры.)

— Я согласна с вашим выбором. Л что такое культура? Поскольку на этот

* Урок создан на основе учебника: Д с й к и и а Л. Д., II ах нова Т. М. Русским язык: Учебник-практикум для старших классов. - М„ 2001. Занятие рассчитано на 2 часа.

вопрос трудно ответить однозначно, я попросила нескольких учеников заранее выписать из различных словарей определения значений слова культу ра. (Ученики читают выписанные из словарей определения значений слова, особо обращая внимание на то, что культура предполагает высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.)

— Скажите, а связано ли такое понятие, как культура речи, с высоким развитием, умением? От чего культура речи вообще зависит? (Учащиеся говорят, что культура речи связана с тем. что человек читает, а культура чтения связана с такими понятиями, как хороший вкус, чувство слова. Именно они помогают читателю отличить хорошую книгу от плохой, талантливое стихотворение от поделки.)

Учитель подводит итог.

— Правильно, культура речи связана с чувством языка, с чувством слова. Тот читатель, который обладает чувством слова, становится как бы соавтором писателя. Его можно назвать талантливым читателем. А читать талантливо — это значит читать вдумчиво, медленно, вчитываясь в каждое слово, привлекая творческое воображение.

Мы проверим свои читательские способности, анализируя стихотворение А. А. Ахматовой (упр. 4):

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней — царственное слово.

— Обратите внимание, что Ахматова не дала стихотворению названия. Как вы думаете, почему? Почему многие поэтические произведения не имеют наз-

вания? (Ученики говорят о том. что определить тему поэтического текста часто довольно трудно, потому что тем может быть несколько.)

— Действительно. Ю. М. Лотман писал, что определить тему поэтического произведения очень трудно, так же трудно, как определить тему произведения музыкального. Иногда озаглавить стихотворение — значит сузить тематику текста. Как вы думаете, какова при этом роль читателя?

(Учитель старается подвести учеников к мысли, что от уровня подготовки читателя, от того, насколько он владеет культурой чтения, духовно развит, от его филологической подготовки, зависит то, какие именно темы он сумеет найти при анализе стихотворения).

— Чтобы приблизиться к авторскому замыслу, попробуем определить, во имя чего это стихотворение создавалось, попробуем найти ключевое слово. (Выполнение задания 1.

Ученики говорят, что речь в этом тексте идет не о золоте, не о стали или мраморе, а о слове. Именно оно и является ключевым).

— Как же выделено это имя существительное в качестве ключевого слова? (Во-первых, это слово является рифмующимся и завершает стихотворение, значит, играет важную смысловую роль; во-вторых, это единственное существительное в тексте, которое имеет при себе определение: царственное слово.)

— Подберите синонимы, которые могли бы объяснить значение эпитета царственный в контексте стихотворения.

Учитель записывает на доске синонимы, которые подобрали ученики: прекрасный, властный, независимый, величественный и др.

— Для Ахматовой было важно независимое и в то же время повелевающее слово. Такое отношение к слову характерно для русской поэзии XIX и особенно XX века. Вспомним строки поэта начала XX века Н. С. Гумилева:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Значит, главная тема стихотворения Ахматовой — роль слова. Существи-

тельное слово является ключевым во многих поэтических текстах Ахматовой. Обратимся к материалу для самопроверки после упр. 4. Там даны отрывки из текстов Ахматовой. Дома вы должны будете найти строки из стихотворений поэта, где существительное слово тоже является ключевым.

А теперь давайте попробуем определить, какие еще темы присутствуют в этом стихотворении, для чего выполним задание 2 к упражнению. Нач<ио стихотворения лаконично. Ахматова использует короткие нераспространенные предложения, ставя на первое место глаголы-сказуемые. Что это за глаголы, что их объединяет и о чем они нам говорят? (Глаголы ржавеет, истлевает, крошится являются контекстуальными синонимами. Именно с их помощью в стихотворение вводится тема смерти. Об этом говорит второе предложение текста: К смерти все готово.)

— 3-я и 4-я строки стихотворения противопоставлены 1-й и 2-й. Давайте прочитаем их и подчеркнем грамматические основы этого предложения. Это сложносочиненное предложение. Почему же между его частями не стоит запятая? (Ученики вспоминают, что запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении не ставится, если есть общее слово для 1-й и 2-й части, в данном случае слово всего.)

— Есть ли в 3-й и 4-й строках синонимы? (Да, это слова долговечней и прочнее.)

— Какую тему они раскрывают в стихотворении? (Тему вечности, бессмертия.)

— Таким образом, тема смерти, разрушения. тления в 1-й и 2-й строках стихотворения противопоставлена теме вечности, бессмертия в 3-й и 4-й строках. Как называется этот прием? (Скрытая антитеза.)

— Зачем в последнем предложении поэт ставит тире между подлежащим и сказуемым, выраженным сравнительной степенью прилагательного? (В данном случае тире — это авторский знак препинания, необходимый для того, чтобы после паузы логическим ударением особо выделить слова печаль и слово, последнее является ключевым для всего поэтического текста.)

— Строки этого стихотворения, написанные в 1945 г., сейчас довольно часто цитируются. История этого тек ста необычна. Послушайте отрывок- из воспоминаний писательницы Натальи Ильиной и ответьте на вопрос: чем интересна история второго рождения этого стихотворения?1

Ноябрь 1955 года Ахматова провела в Ленинграде, а в конце этого месяца вновь приехала в Москву, куда привели ее дела, связанные с выходом книги переводов корейских поэтов.<...> Однажды зимой Ахматова была у меня на улице Кирова. Собирались обедать, поджидали А. А. Реформатского, задержавшегося на заседании. Он пришел наконец. «А я только что слышал строчку ваших стихов, Анна Андреевна, которых раньше не знал ... "Ржавеет золото, и истлевает сталь..."» — «От кого вы это слышали?» — спросила Анна Андреевна таким странным, взволнованным голо сом, что я, возившаяся у стола, изумленно обернулась. Александр Александрович перестал улыбаться, почувствовав за этим что-то серьезное. стал рассказывать... Он курил в корн доре, стоя у окна, и борода его (в те годы рыжевато-русая), видимо, золотилась на солнце, ибо проходивший мимо В. В. Виноградов произнес: «Помните, у Ахматовой? "Ржавеет золото, и истлевает сталь..."» — «И все? И ничего не добавил?» — «Ничего!» — «Надо немедленно позвонить Виноградову, быть может, он помнит! Или у него записано. Это мои стихи из сожженной тетради, я забыла про них! А кому-то читала, кто-то запомнил, записал, быть может!» Анна Андреевна попросила карандаш и бумагу, стала восстанавливать эти утраченные стихи, звонила Виноградову. Стихотворение было восстановлено. В сборнике «Бег времени» опубликована его последняя строфа:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней - царственное слово.

1 См.: П а х н о в а Т. М. «О, есть неповторимые слова...» (Слово Ахматовой и слово об Ахматовой на уроках русского языка) // РЯШ. -2005. - № 1, 2.

Примечание: При необходимости поясняется, кто такие Б. I). Виноградов и А. А Реформатский.

Ученики говорят о том, что история второго рождения стихотворения подтверждает мысль о долговечности «царственного слова». Талантливое слово бессмертно, как и его место в сокровищнице национальной культуры русского народа.

— Чем интересно было для вас сегодняшнее занятие? В чем его отличие от других уроков русского языка? (На этом уроке такие культуроведческие понятия, как культура, национальная культура, культура чтения, осмысливались в процессе выполнения практических заданий, связанных с анализом поэтического текста.)

3. Заключительное слово учителя.

- Урок показал нерасторжимую связь русского языка и литературы как важнейшего явления русской национальной культуры. А литература, как искусство слова, требует талантливого читателя, обладающего высокой культурой чтения. Поэтому именно культуре чтения мы будем учиться на уроках русского языка и литературы в XI классе. Хочется закончить урок словами В. Распутина: «Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа -это самый надежный и чудодейственный инструмент национального спасения».

А. Домашнее задание.

1) Найти в стихотворениях А. А. Ахматовой примеры использования существительного слово как ключевого. 2) Выучить наизусть стихотворение Ахматовой и подготовиться к письму 110 памяти. 3) К соч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком