научная статья по теме РУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА Металлургия

Текст научной статьи на тему «РУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА»

РУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА

З.Г.Малаева, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

*

с с Я! Е-

Вантичное время чугун не был известен, хотя, возможно, при получении железа в сыродутных горнах, которыми пользовались в древности, случайно мог быть произведен и чугун, но он не имел какого-либо практического значения. Честь открытия технологии производства чугуна принадлежит китайцам, которые уже в \/Ш-\/ вв. до н.э. стали выплавлять чугун, применяя два способа - тигельный и в так называемых китайских вагранках. В этот же период в Китае научились получать сложные чугунные отливки, которые положили начало художественному литью из чугуна.

Чугун, как материал для фигурного и художественного литья ценился за высокую технологичность, что и обусловило широкое распространение его в художественном литье. В руках умелых мастеров чугун приобрел высокие эстетические качества, стал традиционным материалом для создания монументальных произведений, парковых оград, кабинетной скульптуры и художественных изделий прикладного характера. Не всякий металл может сравниться с чугуном прекрасной прорисовкой и изяществом ажурных литых изделий, визуальной монументальностью городской скульптуры и памятников, графической четкостью силуэта самых разнообразных деталей в архитектурных ансамблях.

Чугунные изделия в Европе стали широко применять в XV в. Практически одновременно с изготовлением из чугуна пушек и ядер появляется хозяйственно-бытовое литье из чугуна и как более совершенное воплощение последнего - художественные предметы.

Самыми простыми и широко распространенными изделиями были чугунные плиты для пола с плоским невысоким рельефом и фигурные ножки печей. В XVII и XVIII вв. в Германии, Франции и Нидерландах из чугуна отливали каминные и надгробные плиты, кресла, дверные накладки, решетки и колодезные кольца. Во второй половине ХУШ-первой четверти XIX в. в Германии и Англии, в период господства классицизма и ампира, возникает художественное литье декоративных предметов интерьерного значения. С начала XIX в. в Германии особенно широко

распространяются садово-парко-вая и городская чугунная скульптура, мемориальные сооружения, медальоны с рельефными портретными изображениями различных исторических деятелей и знаменитостей и так называемые новогодние поздравительные плакетки.

Из небольших функциональных вещей можно отметить литые чернильницы, вазы, подсвечники, подчасники, настенные тарелки и изумительные по тонкости и чистоте литья ювелирные украшения. Появляется первая кабинетная скульптура и бюсты, отливается садово-парковая мебель и осветительная арматура.

Наибольшую известность и широкую популярность в Европе в первой половине XIX в. получили художественные изделия Берлинского королевского литейного завода, модели для которых создавались профессиональными художниками и архитекторами.

Однако нигде в мире искусство художественного литья из чугуна не имело такого распространения, не достигло такого совершенства и не получило такой искренней любви со стороны покупателей, любителей искусства и коллекционеров, как в России.

Замечательные страницы в мировую историю развития художественного литья из чугуна вписали русские литейщики. Ими созданы не только широчайший спектр камерных вещей интерьерного характера, но и архитектурное убранство дворцов и усадеб, монументальные памятники и садово-парковое литье. Художественные чугунные отливки XIX - первой трети XX вв. разных российских металлургических заводов, в том числе и прославленных Каслинского и Кусинского заводов, пользуются и сейчас большим спросом у знатоков русского декоративно-прикладного и промышленного искусства, и представляют собой не только востребованный раздел современного антикварного рынка, но и являются предметами активного частного и музейного собирательства.

В России художественное чугунное литье началось с изготовления пушек и разнообразных хозяйственно-бытовых изделий ( плиты для пола, печные дверцы, посуда ) и украшения их рельефными орнаментами. На развитие художественного литья из чугуна повлияла, прежде всего, потребность в фигурных деталях для нужд строительства. Многие чугунолитейные и железоделательные заводы отливали для своих цехов, заводских управлений и городских зданий художественно оформленные строительные детали - чугунные колонны и капители, лестницы, перила, уличные козырьки, кронштейны и декоративные украшения фасадов. Так, в построенной в XVIII в. Демидовым нижнетагильской церкви цоколь был облицован чугунными плитами с узорами.

Появление в нашей стране фигурного чугунного литья относится ко времени правления Пет-

ра I, когда было положено начало развитию металлургической промышленности. Первыми крупными петербургскими литейными заводами, на которых было начато производство художественного литья были заводы Арсенальный, Александровский чугунолитейный казенный и завод Серебрякова. В 1800 г. был построен литейный и машиностроительный завод К.Н. Берда, где было отлито значительное количество чугунных скульптур и композиций.

Новый импульс художественное литье из чугуна получает в конце 20-х гг. XIX в. Теперь не только скульпторы увидели в чугуне новый и дешевый материал, но и литейщики проявили к нему большой интерес. И заинтересованность эта была столь высока, что многие предприятия, отливавшие скульптуру из чугуна, выставили в 1829 г. свои работы в этом металле на первой Всероссийской промышленной выставке в Петербурге как новинку и как достижение в сложном художественном литье.

В первый трети XIX в. чугун в России стал привычной частью убранства архитектурных ансамблей. Крупнейшие русские архитекторы (А.Н.Воронихин, К.И.Росси, О.И.Бо-ве, Д.И.Жилярди, В.И.Стасов) разрабатывали проекты чугунных садовых решеток, ваз и статуй для украшения строящихся дворцов и дворянских поместий. Из литого чугуна сооружали триумфальные арки в честь русских побед в войнах, парковые беседки, павильоны, городские монументы. К хозяйственно-бытовой продукции относилось производимые большинством металлургических заводов печные дверки и посуда. Последняя отличалась простотой форм и иногда имела несложный растительный декор. Печные дверцы, напротив, большей частью богато украшались растительным и геометрическим орнаментом или сюжетными сценками, так как они рассматривались в качестве важной художественной детали интерьера.

Растущие потребности страны в художественном металле в начале XIX в. удовлетворяли многочисленные частные и казенные предприятия, сосредоточенные, главным образом, в Центральной России и на Урале.

Первое камерное литье из чугуна, предназначенное для украшения мужских кабинетов, гостиных и библиотек дворянских поместий появилось в первой четверти XIX в. До настоящего времени сохранилось очень немного этих предметов и лишь изредка можно встретить раритетные на сегодняшний день чугунные иконы, портретные и культового характера настенные барельефы, небольшую по размерам круглую скульптуру и бюсты русских имерато-ров, медали, пресс-папье, чернильницы и некоторые другие вещи, созданные на Верх-Исетском, Кушвинском, Шантанском, Кыновском и других заводах. Одним из первых был построен на Урале Невьянский завод, выдавший первую плавку чугуна в 1701 г. В 1703 г. строится знамени-

тый Александровский завод (Олонецкая губ.), в 1704 г. - Петровский и т.д. В 1747 г. основан широко известный Каслинский завод, а в 1789 г. был пущен Кусинский завод. Именно эти два завода составили славу и гордость русского художественного литья из чугуна.

Со второй половины XIX в. художественное чугунное литье становится самостоятельной ветвью де-коративно-прикладного искусства. На Всероссийских и престижных Всемирных художественно-промышленных выставках русские изделия из чугуна получили всеобщее признание и самую высокую оценку критиков за эстетику внешнего вида и прекрасный уровень технического исполнения. Этому триумфу, продлившемуся более полувека, Россия обязана полностью чугунным изделиям Каслинского завода - хотя с 1887 г. широкую известность стала приобретать художественная продукция и другого южноуральского завода - Кусинского. Конкурировать с прославленными кабинетными изделиями Каслей Кусинско-му заводу позволили, прежде всего, высокое качество чугунных отливок и одновременно более низкая их стоимость, достаточно широкий ассортимент кабинетной скульптуры и разнообразных функционально-бытовых предметов, без которых уже не мыслилась культурная среда комфортного в психологическом отношении жилого или общественного интерьера того времени. В конце XIX в. оба предприятия были отмечены многочисленными наградами (золотыми и серебряными медалями, дипломами и призами) и имели почетное право ставить на всей своей художественной продукции оттиск с изображением российского двуглавого орла. Тем не менее, следует напомнить, что на этих уральских заводах, как и на других металлургических предприятиях страны, главной продукцией всегда оставались чугун и разного сорта железо, идущее для нужд отечественной и европейской промышленности. Эпизодическое изготовление небольшого количества художественного литья разными русскими заводами в первой половине XIX в. и впоследствии уже целенаправленное производство целого ассортимента художественного литья на Каслинском и Кусинском заводах во второй половине XIX - начале XX в. были вызваны желанием подчеркнуть высокое качество российского металла и обеспечить ему конкурентоспособность на рынке сбыта.

Ассортиментные изделия Каслинского и Кусинского заводов покупались специализированными магазинами, также по желанию их можно было заказать по специально существующим на каждом предприятии Альбомам-ката-логам и Альбомам-прейскурантам. С 1880 г. в Екатеринбурге был открыт магазин по реализации каслинских художественных изделий. Также известно, что в 1900 г. в Берлине существовала специальная распродажа русского чугунного литья. В Петербурге в 1913 г. Управлением казенных горных заводов была устроена постоянная выставка кусинских эталонных образцов. Продукция обоих заводов с большим успехом раскупалась на всех оте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком