научная статья по теме «РУССКОСТЬ»: ДИАСПОРА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США (1867–1980 ГГ.) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««РУССКОСТЬ»: ДИАСПОРА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США (1867–1980 ГГ.)»

Русские американцы

УДК 94

«РУССКОСТЬ»: ДИАСПОРА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США (1867-1980 гг.)

© 2013 г. А.А. Хисамутдинов

Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток

Статья описывает историю российской диаспоры, даются сведения о русских газетах, журналах и книгах в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Сиэтле. Автор делит этот период на четыре волны иммиграции, давая социальную и политическую характеристику каждой из них.

Ключевые слова: русские американцы, русский язык и диаспора, волны иммиграции, периодическая печать.

Русская эмиграция дала миру уникальную возможность познакомиться с русской духовной культурой. Эмигранты о себе писали: «Российская эмиграция... без собственной территории, без своего правительства, даже без единого представительства, разбросанная по всей земле, по всем пяти континентам. Признаем, что есть эмигранты, оторвавшиеся от эмиграции почти целиком, ушедшие в чужую жизнь, забывшие или забывающие родной язык, но я не верю, что из душ их начисто выметена наша русскость» [34].

Русский язык явился основой не только для общения выходцев из России различных национальностей, но и скрепляющим цементом подавляющего числа иммигрантов, поэтому было решено выделить отдельный термин - «русская диаспора», предпочитая слово «русские» слову «россияне». Впервые такой термин к выходцам из России был применён в уставе Русского благотворительного общества, основанного в Сан-Франциско в 1883 г. Третья статья его устава гласила: «Под именем "русского" разумеется всякий, кто родился в России и состоит или состоял в её подданстве, без различия религии или пле-

* ХИСАМУТДИНОВ Амир Александрович - доктор исторических наук, заведующий кафедрой восточных языков Дальневосточного государственного технического университета (Владивосток). E-mail: khisamut@yahoo.com

Автор приносит благодарность русскому библиографу библиотеки Гавайского университета Патриции Полански (Гонолулу) и сотруднику Музея русской культуры в Сан-Франциско Иву Франкьену за возможность использовать в настоящей статье материалы, хранящиеся в зарубежных коллекциях.

мени» [42]. Это означает, что членом русской диаспоры мог стать и представитель другой национальности.

Под термином «русская эмиграция (эмигрант)» понимаются граждане, уехавшие из Российской империи или Советского Союза на постоянное местожительство в другую страну. Российская иммиграция (иммигрант) - это въехавшие на постоянное жительство в США или другие страны. Особенностью США является и то, что русские иммигранты здесь получали вид на жительство (грин-кард с правом работы), который практически ничем не отличался от полного гражданства, за исключением отсутствия избирательного права. Подавляющее число иммигрантов стремились получить через пять лет такое гражданство США. В то же время имелась большая категория лиц, которые подчёркивали, что они не являются полноправными гражданами США, так как не хотят терять связи с Россией.

История эмиграции из России в Америку насчитывает столько же лет, сколько существуют США. На самом первом этапе большинство выходцев из России не были этническими русскими, а являлись национальными меньшинствами. На протяжении всей истории русской эмиграции - иммиграции огромное значение приобретает собственная идентификация каждого члена русской диаспоры, степень понимания своей русскости ими самими. В принципе русским может считаться представитель любой национальности, проживавший на территории Российской империи или СССР.

Учитывая особенности истории на Тихом океане, продажу Российской Американской компании (РАК), а также деятельность российской и русской диаспор во всем регионе, автор статьи приходит к необходимости дифференцированного анализа отдельных общин. По основным задачам, формам и видам деятельности историю русской диаспоры в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно разбить на периоды: 1867-1916 гг., 1917-1941 гг., 1945 - 1980-е годы и современный этап.

Анализ статистико-демографических сведений по США и другим странам изменяет принятое понятие волн перемещения граждан Российской империи и СССР. С середины XIX века до ноября 1917 г. в США проживало от 1 до 1,5 млн. выходцев из России. В Китае, Японии или Австралии - единицы. Поэтому решено было назвать их первой волной русской эмиграции, которая носила больше экономический характер. Подавляющее большинство в ней составляли крестьяне или неквалифицированные рабочие, приехавшие в другие страны на заработки или в поисках лучшей жизни. Большой процент составляли лица, покинувшие Россию по религиозным причинам (молокане, староверы или духоборы) или национальным (евреи), число политических деятелей в этот период было очень незначительным.

События Гражданской войны (1917-1922 гг.) и установление Советской власти в России привели к перемещению миллионов россиян по всему миру. Так появилась вторая волна русской эмиграции. Около миллиона выходцев из России оказалось в странах АТР, включая Японию, Корею, Китай, Австралию, Северную и Южную Америку. Вторая волна была преимущественно политической. Одной из особенностей было то, что русские беженцы старались жить

вблизи советской (российской) границы (Китай, частично Япония), предполагая, что смогут быстро вернуться на Родину после падения Советской власти.

С началом Тихоокеанской войны в 1941 г. перемещение гражданского населения в районе боевых действий остановилось, но завершение Второй мировой войны в 1945 г. и поражение Японии стало причиной новых масштабных перемещений: подавляющему числу русских эмигрантов пришлось покинуть Китай и искать постоянное место жительства за пределами этой страны. Большинство из них предпочли эмигрировать в Австралию, в Северную или Южную Америку. Третья волна отражает весь спектр предыдущих потоков россиян.

В 1980-е годы массовое перемещение бывших граждан России по указанному региону полностью прекратилось. По естественным причинам завершилась жизнь подавляющего числа деятелей русской диаспоры первой и второй, а частично и третьей волн. Всё это и стало основанием ограничить тему статьи данным временем.

Русская периодическая печать Аляски зародилась в Сан-Франциско благодаря Агапию Гончаренко, священнику из Греции, бежавшему в Англию. Он стал первым русским и греческим православным священником в США и сыграл важную роль в жизни русской диаспоры в Америке. 1 января 1865 г. с греческим паспортом на имя священника Агапия из Афин Гончаренко высадился в Бостоне. Имея тесные связи с Герценом и Огарёвым в Лондоне, он хотел основать на Аляске независимое русское издание, которое могло бы снабжать нелегальной литературой русский Дальний Восток. Сразу по приезде он открыл русскую домовую церковь на квартире греческого консула в Нью-Йорке, затем освятил место для будущей церкви в Новом Орлеане. Чтобы заработать деньги для типографии, Гончаренко преподавал греческий язык и занимался гравёрными работами. Вскоре он купил шрифты и отправился в Калифорнию, чтобы оттуда уехать на Аляску. Приехав в ноябре 1867 г. в Сан-Франциско, узнал, что территория РАК продана США. Понимая, что в Ситке он сразу же попадёт под цензуру американских военных властей, Гончаренко решил обосноваться в Сан-Франциско и оттуда посылать литературу на Аляску [35, с. 251-256]. В первом номере своего издания «Аляска Геральд» (Alaska Herald) он писал: «Мы видим, что Америка и Сибирь обращаются лицом к лицу, чтобы работать вместе на пользу человечества. Понимая это, мы поставили в Америке русский станок, сознавая, что книгопечатание есть единственное средство соединять народы, низвергать всякого рода идолов и способствовать благоденствию народов» [10, с. 4]. Чуть позже А. Гончаренко более конкретно пояснил цель своего издания. С одной стороны, он хотел заняться просветительской деятельностью среди русских в Америке, не оставляя без внимания и алеутов, знающих русский язык. С другой - его привлекала возможность распространять своё независимое издание в Сибири и на русском Дальнем Востоке [14, с. 4].

Со временем Гончаренко пришлось отказаться от распространения своего издания в России, и он целиком сконцентрировался на Тихоокеанском побережье США. Особое значение он придавал разъяснению прав бывших служащих РАК, оставшихся жить в Америке.

Гончаренко объяснял, что никаких обязательств у русских перед компанией нет. Немаловажным было и то, что он сообщил сведения о минимальной заработной плате (5 долларов в день), существовавшей тогда в США. Гонча-ренко настаивал на продолжении просвещения русского населения на Аляске, на замене военного положения гражданским управлением. Он посылал бесплатно около 200 номеров своего журнала на Аляску. «Прошу вас, друзья мои, действуйте со мною и не отвергайте моих братских советов, - писал он. -Я один не могу достигнуть цели, т.е. вашего благоденствия. Вы должны помочь мне трудолюбием, честностью и трезвым поведением заслужить уважение американцев» [12, с. 8]. И далее: «...русский человек, страдающий от деспотизма богатства - с одной стороны, а, с другой - сибиряки каторжные, полные доблести и чести, далее наши свободные лондонские друзья, их знакомые виды и образы давали нам веру и силу работать для вас во имя Свободы» [13, с. 7]. Эти слова были напечатаны в последнем номере его журнала.

Первая волна (1870-е годы — 1917 г.). Русская диаспора является одной из старейших в Америке, она стала формироваться в середине XIX века, после продажи Российской Американской компании. Правда, выходцев с Аляски в ней было не так много. Некоторая часть русских иммигрантов попадала в Америку нелегально. Так, в 1893 г. десять каторжников совершили побег с о. Сахалин [40]. Американские власти разрешили им въезд на постоянное жительство в Америку [43]. В основном, в диаспору вошли русские, вынужденные уехать из России по политическим и иным причинам, причём русских людей, как таковых, в ней на первом этапе было незначительно. Большинство составляли евреи, финны, латыши, литовцы и представители других национальностей Российской империи [25, с. 198-205, 209-210, 213, 216-225, 230-231, 249-250, 252].

Пол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком