научная статья по теме РЮКУА А. ЛЮБИТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ: УДОВОЛЬСТВИЯ ДОЗВОЛЕННЫЕ И НЕДОЗВОЛЕННЫЕ. ПАРИЖ: ЛЕ БЕЛЬ ЛЕТТР, 2008. 284 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЮКУА А. ЛЮБИТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ: УДОВОЛЬСТВИЯ ДОЗВОЛЕННЫЕ И НЕДОЗВОЛЕННЫЕ. ПАРИЖ: ЛЕ БЕЛЬ ЛЕТТР, 2008. 284 С»

РЕЦЕНЗИИ

Rucquoi A. AIMER DANS L'ESPAGNE MÉDIÉVALE. PLAISIRS LICITES ET ILLICITES. Paris: Les Belles Lettres, 2008. 284 p.

Рюкуа А. ЛЮБИТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ: УДОВОЛЬСТВИЯ ДОЗВОЛЕННЫЕ И НЕДОЗВОЛЕННЫЕ.

Париж: Ле Бель Леттр, 2008. 284 с.

Рецензируемая монография принадлежит перу одного из лучших французских специалистов по истории средневековой Испании. Автор -директор исследований (directeur d'études) в Высшей школе исследований социальных наук в Париже, опубликовавший к моменту выхода в свет данной работы еще четыре книги по истории Испании в Средние века, посвященные преимущественно социально-политическим пробле-мам1. Тематика ее пятой книги для многих была поэтому неожиданной, но богатство собранного в ней материала, его качественная проработка и мастерская подача не оставляют сомнения в том, что А. Рюкуа (к слову, наполовину француженка, наполовину испанка) изучала отраженные в книге сюжеты давно, серьезно и вложила в нее немалую часть души.

Исследование охватывает всю территорию Пиренейского полуострова с VI по начало XVI в. и построено на очень разнообразном материале: королевском законодательстве, фуэрос и муниципальных статутах, актах церковных соборов, пенитенциалиях, судебных решениях, частных грамотах, хрониках, проповедях, богословских, медицинских и юридических трактатах, житийной, морализаторской, полемической, художественной литературе... Использованы тексты как христианских, так и мусульманских и еврейских писателей. Насколько мне известно, А. Рюкуа хорошо знакома с испанскими, по крайней мере кастильскими, архивами, однако данная книга написана только на опубликованных источниках, что, впрочем, почти неизбежно в работе, претендующей на создание широкого исторического полотна. Кроме того, в ней активно используется информация, добытая другими исследователями, опирав-

1 Rucquoi A. Valladolid au Moyen Age. P., 1993; Eadem. Histoire médiévale de la Péninsule ibérique. P., 1993; Eadem. L'Espagne médiévale. P., 2002; Eadem. Rex, Sapientia, Nobilitas. Estudios sobre la Península Ibérica medieval. Granada, 2006.

шимися в первую очередь как раз на неопубликованные материалы2. Речь идет о книгах и статьях, посвященных истории брака, семьи, любви, сексуальности, но также положению женщины, повседневной жизни, преступности, проституции, медицине, межконфессиональным отношениям, некоторым другим проблемам.

Образ «Испании трех религий» различим почти на каждой странице монографии. Автор последовательно сравнивает нормы и повседневную практику трех религиозных общин Испании и демонстрирует их значительную близость, например в том, что касается регулярно провозглашавшихся запретов на браки и сексуальные отношения с людьми другой веры - и их систематические нарушения. По мнению автора, речь идет не столько о совпадениях, сколько о взаимовлиянии и проявлении сходных настроений.

Книга состоит из трех разделов. В первом, озаглавленном «Любовь без закона» (Amour sans loi), рассматриваются такие явления и понятия, как любовь, сексуальное влечение и наслаждение, и их трактовка - в целом, одобрительная - врачами, а также свободное сожительство мужчины и женщины, конкубинат, в том числе клириков, другие формы более или менее официального сожительства, иногда даже оформленного контрактом (barraganía, compañería, mancebía), проституция и бордели, сводничество, сутенерство, приворотная ворожба и простой флирт на улицах, наконец, отношение ко всему этому со стороны моралистов и властей. Возможно, этот раздел следовало бы назвать «Любовь без оглядки на закон». Из текста, впрочем, следует, что, по крайней мере, некоторые из названных явлений закону не были безразличны.

Второй раздел посвящен «дозволенным и недозволенным удовольствиям». Название также условно, поскольку здесь сгруппированы очень разные сюжеты, среди них запрет на брак, сексуальные связи, вообще на тесные контакты с людьми, принадлежащими к другим религиозным общинам (автор приводит яркие факты на этот счет, но показывает одновременно, что запреты не были очень успешными); инцест, его формы

2 См., например: Vinyoles i Vidal T.-M. La vida quotidiana a Barcelona vers 1400. Barcelona, 1986; Garcia Herrero M.C. Las mujeres en Zaragoza en el siglo XV. Zaragoza, 1990. Vol. 1-2; Narbona R. Pueblo, poder y sexo: València medieval (1306-1420). Valéncia, 1992; Sabaté F. Evolució i expressió de la sexualitat medieval // Anuario de Estudios Medievales, 1993. Vol. 23. P. 163-195; Idem. Femmes et violences dans la Catalogne du XIV siècle // Annales du Midi. 1994. T. 106. P. 277-316; Linehan P. Les dames de Zamora. Secrets, stupre et pouvoirs dans l'Eglise espagnole du XIII siècle. P., 1998; Molina A.L. Mujeres públicas, mujeres secretas. La prostitución y su mundo: siglos XIII-XVII. Murcia, 1998; Lopez Beltran M.-T. La prostitución en el reino de Granada a finales de la Edad Media. Málaga, 2003; Nirenberg D. Love Between Muslim and Jew in Medieval Spain: A Triangular Affair // Jews, Muslims and Christians in and around the Crown of Aragon: Essays in Honour of Professor Elena Lourie / Ed. H.J. Hames. Leiden, 2004. P. 127-156.

и отношение к нему со стороны Церкви и светских властей; гомосексуализм; адюльтер; похищение, в том числе по сговору; сексуальное насилие над взрослыми и малолетними; соблазнение девиц; сексуальные нравы среди белого и черного духовенства, судя по монографии, весьма свободные и попросту несовместимые со статусом клирика, тем более монаха и невесты Христовой.

В третьем разделе - «L'amour dans la loi» («Любовь в законе?», «Законная любовь»?) - речь идет в основном о браке, понимаемом одновременно как гражданский институт и как божественное установление. Исследуется сам институт брака и его трактовка юристами и богословами; его ритуальная сторона; организация брака родителями или сеньором и согласие вступающих в брак; супружеская любовь (согласно А. Рюкуа, явление реальное и нередкое); физическое воздержание в браке из религиозных соображений; материальное обеспечение брака, приданое и вдовья доля; представления о правильном поведении замужней женщины. Отдельно рассматриваются вопросы о двоеженстве и многоженстве, разводе, эмоциональных отношениях между родителями и детьми, аборты, детоубийство и отказ от детей, их подкидывание и воспитание другими людьми, в том числе по контракту.

Как следует из обзора, монография охватывает очень широкий круг проблем и позволяет составить хорошее представление о том, что означало «любить в средневековой Испании». Спектр, что и говорить, большой, а собранный материал - впечатляющий, но некоторые темы, которые можно было бы ожидать здесь найти, исходя из названия книги и ее разделов, оказались затронутыми лишь вскользь или вовсе незатронутыми, и это вызывает удивление. На мой взгляд, имело смысл осветить и такие вопросы, как соотношение чувственной и платонической любви, влюбленность и привязанность, культура ухаживания, кокетство, с другой стороны - повседневную жизнь супругов и любовников, их ссоры и примирения, возможность уединения и т.д. В контексте дозволенных и недозволенных удовольствий уместно было бы яснее сказать об эротике и о сексуальной практике как таковой и о попытках ее регулирования духовенством. Следовало, наверное, уделить больше внимания и некоторым социальным аспектам данной проблемы, прежде всего социальным барьерам на пути любви и брака и зависимости форм, которые принимали любовь и чувственность, от социального положения мужчины и женщины.

Можно, конечно, предположить, что на этот счет нет необходимых сведений, но в той весьма ограниченной, по сравнению с автором, мере, в какой я представляю себе ее источники и историографию, дело, на мой взгляд, обстоит совсем не безнадежно, тем более что А. Рюкуа -исследователь высокого класса и умеет добывать нужную информацию. Пенитенциалии, акты церковных соборов, проповеди, богатейшая художественная литература Испании позднего Средневековья, судебные протоколы того же периода, несомненно, бросили бы свет и на те вопросы,

которые оказались недостаточно освещены в ее работе3. В частности, тексты каталонских трубадуров, которые она не раз цитирует, содержат немало сведений, небезынтересных с этой точки зрения4. Дело, видимо, все же в изначальном отборе аспектов, подлежащих исследованию. Справедливости ради, это бесспорное право автора.

Другой недочет, который мне бросился в глаза, связан с недостаточностью параллелей между той ситуацией, что имела место в Испании, и обстановкой в других европейских странах. Этот недостаток тем более очевиден, что А. Рюкуа настаивает на уникальности средневекового испанского опыта в сфере любовно-сексуальных отношений. По ее мнению, Испанию той эпохи отличала редкая свобода нравов, выросшая из убеждения, что нарушение запретов и ограничений в этой сфере не является смертным грехом и что радости, приносимые любовью и сексом, являются Божьим даром и потому богоугодны. Исследовательница объясняет этот феномен сочетанием нескольких факторов, а именно влиянием арабской культуры, беспрерывными войнами, делавшими жизнь хрупкой и побуждавшими людей брать от нее все, что можно, и дефицитом населения, заставлявшим гораздо более терпимо относиться к незаконнорожденным (которые могли достаточно легко преодолеть ущербность своего социально-правового статуса), а значит, и к внебрачным связям. Объяснения вполне убедительные, хотя и вряд ли достаточные, но их следовало подкрепить сравнительно-историческим материалом, доказывающим уникальность испанского подхода к решению данной проблемы. Возможно, автору просто не хватило листажа. Известно, что западные издатели крайне неохотно публикуют объемные монографии...

Как бы там ни было, и в настоящем виде книга очень хороша. Она представляет собой серьезное основательное исследование и при этом легко читается. Ее самая сильная сторона - сведение воедино огромного количества данных и их успешный синтез, редко осуществимый в рамках локальных исследований, посвященных к тому же, как правило, ограниченному по времени периоду и узкому кругу вопросов, - даже когда такие исследования

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком