научная статья по теме С.А. ТОКАРЕВ: НАЧАЛО ПУТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «С.А. ТОКАРЕВ: НАЧАЛО ПУТИ»

ИСТОРИЯ НАУКИ

ЭО, 2010 г., № 3

© Ю.Д. Анчабадзе

С.А. ТОКАРЕВ: НАЧАЛО ПУТИ

Ключевые слова: С.А. Токарев, биография, МГУ, Институт истории, Общество историков-марксистов, Комакадемия, Музей народов СССР, австраловедение, сибиреведение, религиеведение, этнография

Знание путей духовного и интеллектуального "взросления" исследователя - это важнейший ключ к пониманию его творчества в целом. Между тем даже в наиболее фундированных работах, посвященных Сергею Александровичу Токареву, именно начало творческого пути осталось наименее освещенным периодом его научной биографии (Алексеев 1985; Козлов 1999, 2004). В этом отношении весьма характерна замечательная книга "Благодарим судьбу за встречу с ним" (1995). Ее авторы - маститые ученые - вспоминают о своих встречах с С.А. Токаревым, совместной работе в Институте этнографии и на одноименной кафедре МГУ, участии в общих исследовательских проектах, характеризуют вклад Токарева в изучение конкретных проблем и направлений этнографической науки и др.

При этом авторы часто обращаются к эпизодам первых встреч с Сергеем Александровичем, к тому чарующему впечатлению, которое с начальных минут общения произвела на них - тогда совсем молодых людей - необыкновенно обаятельная личность собеседника. Естественно, в этих воспоминаниях С.А. Токарев предстает крупным ученым, мэтром, классиком этнографии, поражающим глубиной и широтой познаний, блеском энциклопедической эрудиции; в это время он уже заведует кафедрой и руководит отделом, возглавляет исследовательские коллективы, разрабатывает и ведет научные проекты, консультирует, рецензирует, выступает в качестве эксперта...

Вместе с тем С.А. Токарев сам когда-то был молодым - студентом, аспирантом, начинающим исследователем, делающим первые шаги на творческом пути. У него тоже были учителя и наставники, которым он обязан профессиональным становлением и ростом, личное общение с которыми на всю жизнь служили яркими воспоминаниями юности и молодых лет. Научные интересы и исследовательские предпочтения обычно формируются не сразу. Сергей Токарев также прошел сложный путь самоидентификации в науке, который для молодого исследователя порой бывает не менее мучителен и драматичен, чем терзания сложившегося ученого, остановившегося при разрешении трудной и запутанной проблемы. Вдобавок профессиональная и гражданская социализация С.А. Токарева пришлась на 1920-1930-е годы, которые оказались временем тяжелейших испытаний как для страны в целом, так и для каждого в отдельности. Эпоха диктовала стиль жизни и способы существования, но Токарев, от рождения принадлежа к еще сохранявшейся тончайшей прослойке русской интеллигенции, сохранил ее нравственные заветы, что даже в самые мрачные годы террора дало ему силы противостоять общественному аморализму сталинского социума.

Где же были истоки творческого пути? От какой даты или события его отсчитывать? Отвечая на соответствующий вопрос в одной из заполнявшихся им анкет, С.А. Токарев

Анчабадзе Юрий Дмитриевич - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: anchabadze @list.ru

указал 1925 г. (ГАРФ 1: 2), считая дату поступления в аспирантуру Института истории началом своей научной биографии. Однако формализм этой датировки становится очевидным, когда знакомишься с дипломной работой выпускника МГУ того же 1925 г. Токарева "Тотемическое общество". Эта многостраничная рукопись (именно рукопись, написанная от руки) с развернутой характеристикой предмета исследования, обширной библиографией и аналитическими выводами представляет собой вполне зрелый труд, что позволяет отнести время начала научной деятельности С.А. Токарева к более раннему, еще студенческому времени.

В Московский университет С.А. Токарев поступал дважды и оба раза успешно. Первый раз это случилось в 1918 г., сразу по окончании с золотой медалью Тульской классической гимназии. Тем не менее продолжить учебу на историко-филологическом факультете не довелось. В 1918 г. в военно-коммунистической Москве было тяжело -голодно, холодно, страшно, а потому многие по возможности пытались покинуть город, скрывшись в провинции, где, как казалось (впрочем, обманчиво), было тише, спокойнее и представлялось возможным пережить революционную стихию. С.А. Токарев тоже не остался в Москве; как объяснял позднее, "по материальным условиям жить и учиться в Москве не мог" (АРАН 1: 31).

Он вернулся на родину, в Тульскую губ., став "шкрабом", т.е. школьным работником - так называли на революционном новоязе учителей. Четыре года Сергей Александрович проработал в местных школах - в г. Алексине и в с. Стрельцы, где преподавал историю и языки - русский и латынь; последнее позволяла делать полученная в Тульской гимназии блестящая классическая языковая подготовка.

В 1922 г. С.А. Токарев вторично поступает в Московский университет. К этому времени это учебное заведение уже подверглось коренным большевистским преобразованиям. Историко-филологического факультета не было и в помине, а существовал ФОН (факультет общественных наук), куда на общественно-педагогическое отделение и попал Токарев. Материальное положение московского студента продолжало оставаться незавидным. Хотя первые два года С.А. Токарев получал так называемую "госстипендию", тем не менее весьма пригодился педагогический опыт: он подрабатывал частными уроками, а с 1924 г. стал трудиться библиографом в Центральной библиотеке Губполитпросвета (до 15 марта 1926 г.).

В самом университете начались студенческие будни, которые приходилось делить между дисциплинами предметного минимума и семинариями, причем последние, требовавшие большей самостоятельности, углубленной индивидуальной работы, более всего привлекали Токарева. Во всяком случае, в одной из заполненных анкет, бесстрастно называя число прослушанных им дисциплин предметного минимума, он явно с удовольствием перечисляет семинарии, в которых довелось работать. Естественно, в семинарскую программу уже были введены предметы идеологического цикла. Так, на первом же курсе работал новоиспеченный семинарий по истории Октябрьской революции, который вел молодой и очень активный в те годы историк-марксист, ученик школы М.Н. Покровского С.А. Пионтковский, сгинувший впоследствии вместе с этой школой в ГУЛАГе; на старших курсах семинарий по домарксовому социализму вел будущий вице-президент АН СССР В.П. Волгин.

Наибольший интерес и внимание студента Токарева вызывали те дисциплины и семинарии, которые были связаны с историко-этнологическими проблемами, первобытной культурой, доклассовой формацией. Так, на третьем курсе семинарий по первобытной культуре вел П.Ф. Преображенский, ставший затем руководителем дипломной работы своего ученика, тема которой выкристаллизовалась на семинарских занятиях и в беседах. Большое значение для становления профессиональных навыков С.А. Токарева имел семинарий В.К. Никольского "Техника исторического исследования".

Достаточно рано обозначившийся интерес к этнографии определил дальнейший жизненный путь. Завершив учебу, С.А. Токарев, в соответствии с принятым правилом,

подает 25 июня 1925 г. в исполнительное бюро профсекции МГУ прошение "командировать его в Научно-исследовательский институт истории (по секции этнологии) для продолжения научной работы". Однако одного прошения было мало. Следовало представить рекомендацию какого-либо авторитетного лица - короткую, но весьма лестную для молодого выпускника рекомендацию дал В.П. Волгин. Кроме того, соискателю необходимо было подготовить вступительный реферат. С.А. Токарев решил эту проблему так же, как ее решают сегодняшние соискатели: в качестве вступительного реферата он представил свою дипломную работу "Тотемическое общество". В отличие от большинства нынешних молодых исследователей С.А. Токарев представил значительно расширенный и переработанный вариант диплома, превратив его в полноценную научную работу.

По тогдашним правилам это был очень важный этап процедуры поступления в аспирантуру, так как именно по вступительному реферату судили о возможностях соискателя, и в случае, если реферат свидетельствовал о потенциальных талантах претендента, он мог быть освобожден от вступительного экзамена по специальности. Именно это и произошло с Токаревым. 24 ноября 1925 г. коллегия Института истории заслушала отзыв председателя экзаменационной комиссии по этнологии П.Ф. Преображенского о вступительном реферате Токарева и на основании этого отзыва ходатайствовала об освобождении претендента от испытаний по специальности (ГАРФ 2: 5). Учитель прекрасно знал потенциальные возможности ученика, поэтому счел излишней такую формальность, как вступительный экзамен по этнологии. Впрочем, это не освобождало от необходимости сдачи других экзаменов, что С.А. Токарев и проделал на общих основаниях.

Официально ("по приказу") он был зачислен в аспирантуру Института истории РАНИИОН (Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук) с января 1926 г. В этом потоке в аспирантуру поступили еще 22 человека. Судьба их сложилась по-разному, но многие стали впоследствии видными учеными-историками. Соучениками С.А. Токарева оказались А.С. Бернштейн, И.И. Зельин, Л.В. Черепнин, В.Х. Стальный, В.И. Шунков и др. (ГАРФ 3: 90).

Начав занятия, молодые аспиранты, в соответствии с избранными специальностями, распределились между пятью секциями Института истории: русской истории, древней истории, средневековой истории, новой и новейшей истории, а также этнологии. Председателем последней секции был П.Ф. Преображенский, действительными членами состояли А.Н. Максимов и В.Н. Харузина; сотрудником первого разряда был Н.М. Попов; позднее сотрудниками секции этнологии стали М.О. Косвен и В.К. Никольский. С.А. Токарев и М.Т. Маркелов пополнили ее аспирантские ряды, где к тому времени уже обучались М.Д. Сигорский и А.С. Самойло.

Работа секции протекала в рамках двух подсекций - истории общественных форм и истории религии, исследовательская проблематика которых формировалась по предложениям П.Ф. Преображенского и в соответствии с его научными интересами. В

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком