научная статья по теме САГА ЗА БАЛКАНСКАТА ВОЙНА. ДНЕВНИК НА СВЕЩЕНИК ИВАН ДОЧЕВ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «САГА ЗА БАЛКАНСКАТА ВОЙНА. ДНЕВНИК НА СВЕЩЕНИК ИВАН ДОЧЕВ»

Славяноведение, № 1

Сага за балканската война. Дневник на свещеник Иван Дочев. София, 2012. 302 с. Сага о балканской войне. Дневник священника Ивана Дочева

Историк всегда или почти всегда - эгоист. Он пишет от первого лица или по природной или приобретенной скромности прячется в тексте под словом «автор», причем все еще не отвыкнет употреблять местоимение «мы». Правда, он не может обойтись без сносок на источники и литературу, но это всего лишь «скучное» наследие прошлого, куда входят и разнообразные публикации. Готовить их к изданию могут многие, но немногие занимаются, отложив в сторону собственные монографии. И среди различных видов публикаций исторического характера в нашем институте есть сборники различных документов. Хотя, странное дело, я чрезвычайно редко встречал в работах отсылки на опубликованные документы. Автор «норовит» всегда дать отсылку на архив, тем самым подчеркивая новизну труда. Но, может быть, надеюсь, последующие поколения оценят труды публикаторов.

Обычно о них не пишут или скажут в конце рецензии несколько слов. Но я пойду «от человека». Итак, Лизбет Любенова, составитель, автор предисловия, справочного аппарата и комментариев. Думающий историк, что весьма ценно в нашей профессии, архивный сиделец, и как следствие -кладезь неизвестной многим информации, хороший организатор, что редкость для гуманитариев, и авторитетный исследователь церковной истории в Болгарии. Достаточно сказать, что Лизбет Любенова была одним из консультантов издания «Летопис на Бъ-лгарската Православна Църква» (София, 2010). И еще: немного личного - всегда поможет.

Теперь, собственно, рецензия. Дневник -это хороший источник, в котором отражается время и автор или автор и время. Ведение дневников чаще всего свойственно людям заметным. Это дипломаты, государственные и общественные деятели и иные лица, полагающие своей обязанностью «записывать» время и события. Поэтому нынешняя публикация дневниковых записей священника Ивана Дочева, пошедшего добровольцем в армию, чрезвычайно интересна и важна по нескольким причинам. Первое:

подача войны через священника, причем думающего, страдающего, патриота своей страны. Второе: «картинки» из самой Балканской войны, о которой еще долго будут писать историки. Третье: будничность самих записей показывает совершенно иную, «не героическую», грань военной жизни, «без упоения в бою». Это, можно сказать, повествование или сага о болгарском походе за свободой, напрямую связанным с географией, с бытом, с историей.

О свободе автор пишет немного: для него эта война - право «расплатиться» за 500-летнее рабство. Для него война - это обязанность выполнить свой долг и вернуться к своей семье и к тихой и спокойной жизни (с. 24). Война для него - это не только святая борьба за освобождение болгарского народа, но и ужас, безумие, неразбериха, страдания. И в то же время в своих записях о войне, ее природе, автор выступает как обличитель войны, зла, которое она несет в себе и за собой. Не забыты у него и великие державы, их политика по вовлечению в войну небольших государств. Но придет день, пишет о. Иван, когда и великие державы постигнет это зло (с. 101). Для болгар, подчеркивает священник Иван До-чев, важен не Царьград, пусть он остается Европе, для автора главное «дать свободу порабощенным братьям [...] из Македонии и Одринско» (Одринский вилает) (с. 153).

Дневник интересен и тем, что в простых, бесхитростных дневниковых записях о болгарском походе «за свободой» немного говорится о боях, но немало о солдатской нелегкой жизни. Именно эта простота походного времени в передаче о. Ивана может быть чрезвычайно интересна для историка, исследующего не героику, так сказать, «парадную сторону» войны, а сам солдатский быт: еда, ночлег, костер, «дорога». Не забыта и дизентерия или холера, унесшая множество жизней (с. 72-75). Да и сами строки автора об увиденном на бывших полях сражений, о похоронах своих братьев, погибших за свободу (с. 58-60), лишенные внешней патетики, не теряют своей силы. И в то же время автор - лирик: немало строк в дневнике отведено красотам природы -

именно такое противопоставление живописности мира грозовым картинам войны неизменно ведет к мысли о зле, рождающемся на полях сражений, приносящим горе близким погибших.

Пожалуй, можно сказать, что дневник имеет междисциплинарный характер: его содержание интересно для исследователей исторической географии, для этнографов, для людей, которым интересны детали, например, какая погода была в тот или иной день. Поэтому можно даже сказать, что автор дневника - мастер детали.

Так, в книге множество зарисовок сел, городов, в которые входил с армией о. Иван Дочев. На страницах дневника можно встретить и скупые сведения о «Русской больнице», действовавшей, как пишет автор, в армии с ноября 1912 г. под руководством доктора Гинтилова (Гинтило) (с. 125, 139). Первейшим долгом ее персонала было перенесение раненых с поля боя в лазарет. Занимались они и холерными больными.

Не мог обойти автор и «коварства» своих союзников, сербов и греков, оккупировавших местности, ранее оставленные болгарами (с. 212-213). Впрочем, как показывает время, сама история балканских взаимоотношений, вернее «квартирного вопроса», была горазда на «сюрпризы» среди бал-

канских единоверцев, действовавших по принципу «нам чужого не надо, но и свое не отдадим». Причем под «своим» «пряталась» одна и та же территория, как, например, македонская.

Безусловно, публикуемый дневник может показаться «скучным» для читателя, которому нужны великие события, громкие имена, хитросплетения интриг сильных мира сего, но для историка, исследующего все еще во многом неисследованные страницы балкан ских войн, дневник священника Ивана До-чева представляет большой интерес уже по той причине, что в нем рисуются картины войны совершенно в ином ракурсе, с точки зрения священника, имеющего свой взгляд, свое видение происходившего. И сюда небольшое добавление: сама личность автора дневника, болгарского священнослужителя органически связана с именами многих своих собратьев по службе Богу и людям, выступавших и боровшихся за свободу Болгарии.

Книга, к тому же, снабжена рядом редких фотоснимков как о семье священника Ивана Дочева, так и о военном времени.

© 2014 г. В.И. Косик

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком