научная статья по теме Салафизм как идеологическое ядро исламистских радикальных структур Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Салафизм как идеологическое ядро исламистских радикальных структур»

УДК 341.231.7:297

Салафизм как идеологическое ядро исламистских радикальных структур

В.В. Красинский,

доктор юридических наук, член Общественного консультативного научно-методического Совета при ЦИК России

Россия, Москва

lislis@nm.ru

Анализируются актуальные проблемы, связанные с усилившейся в последнее время радикализацией исламской среды. Автор исследует идеологию салафизма, показываeт экстремистскую сущность так называемого чистого ислама и предлагает комплекс мер, направленных на нейтрализацию исходящих от салафизма экстремистских угроз и недопущения радикализации представителей мусульманских общин.

Ключевые слова: салафизм, радикальный ислам, «чистый» ислам, псевдоислам, экстремизм.

Геополитические и социально-экономические изменения, произошедшие на постсоветском пространстве после распада СССР, способствовали мощному всплеску активности приверженцев ислама. За короткое время количество мечетей увеличилось более чем в сто раз, открылись десятки медресе, появились многочисленные мусульманские средства массовой информации1. Верующие получили возможность свободно исповедовать свою веру, обучаться за рубежом, выезжать на хадж.

Однако процесс исламского возрождения в значительной мере омрачен распространением в мусульманском сообществе различных течений радикального ислама, основным из которых стал салафизм. Появление салафизма является причиной того, что в современном сознании ислам все чаще ассоциируется с терроризмом.

Всем идеологическим доктринам исламского радикализма присущ ряд признаков, отличающих их от традиционного коранического ислама:

— непримиримость к светскому обществу, стремление к его замене «исламским», основанным на законах шариата;

— недопустимость раздельного существования религии и государства;

— отрицание единства мировой цивилизации с противопоставлением исламского мира всему остальному мировому сообществу;

—отрицание ключевых положений международного права: территориальной целостности государств, незыблемости государственных границ;

— опора на силовые методы политической борьбы для реализации своих целей;

— готовность активно сотрудничать с откровенно националистическими (сепаратистскими) и другими экстремистскими силами.

Главная особенность салафизма заключается в формировании альтернативной мусульманской идентичности, усилении социальной конфликтности на почве религиозной нетерпимости и оправдании террористической деятельности.

Социальной опорой салафизма выступает молодежь, малоимущие граждане, выступающие против существующих порядков.

Несмотря на псевдоисламскую мимикрию, салафистские идеи имеют ярко выраженную экстремистскую природу и направлены:

— на разжигание религиозной розни и дестабилизацию внутриконфессиональной обстановки в мусульманской умме2;

— инспирирование нарушения территориальной целостности путем создания шариатского государства в форме халифата;

— замену светских («безбожных») органов публичной власти религиозными;

— создание автономных исламистских анклавов, нарушающих единое правовое, культурное и информационное пространство и изъятых из юрисдикции государственной власти;

— публичное оправдание терроризма, основанное на интерпретации джихада как войны с инаковерующими [4, с. 134].

В настоящее время в России и государствах Содружества действуют законспирированные ячейки запрещенных судом радикальных исламистских структур — Исламской партии Туркестана, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»,

1 Отметим, что до 1989 года мусульмане СССР могли получать образование только в Узбекской ССР — в бухарском средне-специальном медресе «Мир-Араб» и ташкентском Высшем Исламском институте.

2 Салафиты называют себя салафиюнами («предшествующими алимами»), пропагандируют свою исключительность по признаку религиозной принадлежности (полагают, что только они могут считаться «истинными» мусульманами) и обвиняют всех несогласных в неверии («такфир»).

«Таблиги Джамаат», «Нурджулар», «Ат-Так-фир Валь-Хиджра», «Ат-Таблиг вад-Дауа», «Имарат Кавказ»1, выражающих идеологию салафизма.

Салафитские группировки считают неверными («кафирами») всех несогласных с их трактовкой ислама2. Салафитские идеологи называют традиционный тарикат «путем шайтана», наставников-устазов - «идолами», а их мюридов - «идолопоклонниками».

Для приверженцев салафизма характерно абсолютное подчинение салафитско-ваххабит-ской общине и вражда по отношению к инако-верующим («кафирам», «мунафикам», «мур-тадам», «мушрикам»). Не случайно салафит-ские информационные ресурсы помимо пропаганды салафизма, материалов о лидерах джихада призывают к так называемому чистому исламу, оправдывают джихад против неверия («куфра») и язычества («ширка»)3.

Надо подчеркнуть, что псевдоисламские са-лафистские религиозно-экстремистские идеи не имеют ничего общего ни с исламом, ни с духовным поиском внутри ислама. Напротив, они подрывают гуманную основу ислама — веротерпимость и ненасильственный призыв к единобожию4. Внедряемое таким путем в массовое сознание салафитское учение ведет в конечном счете к дискредитации ислама в глазах мировой общественности.

Помимо нагнетания сепаратистских настроений, экстремистски настроенные салафи-ты формируют собственные органы и автономные анклавы, слабо контролируемые властями. Примером могут служить Ферганская долина, Ошская, Баткенская и Джелал-Абадская области Кыргызстана и ряд других анклавов.

Салафитские структуры тесно связаны с религиозно-экстремистским бандподпольем. Несмотря на то, что многие сторонники сала-фитско-ваххабитских взглядов выступают в качестве пособников банддвижения, не следует отождествлять всех салафитов с террористами и экстремистами. Необходимо учитывать,

что религиозно-экстремистское бандподполье отличается неоднородностью: наряду с боевыми ячейками салафитских джамаатов действуют криминальные группировки общеуголовной направленности, которые не имеют никакого отношения к исламу, но прикрываются кораническими аятами и хадисами Пророка для осуществления своей преступной деятельности (убийств, похищения людей, разбоя, вымогательств, бандитизма, незаконного изготовления оружия и др.)5.

Проповедники идей так называемого чистого ислама умело используют протестные настроения общества, массовую пропаганду исламского образа жизни и шариатского правления. Салафитские идеи рассматриваются населением как форма социального протеста и борьбы за свои права (востребованность идей социальной справедливости, равенства, братства, высокого морального облика мусульман, борьбы с коррумпированной государственной властью и преступностью).

Одной из причин радикализации ислама можно считать незрелость молодых исламских лидеров, отсутствие у них достаточного жизненного и политического опыта, их неспособность идти наперекор эмоциям и максимализму части молодежной исламистской среды, неумение адекватно оценить социально-политические реалии [2].

Радикальные общины пополняются за счет молодых людей, которых толкают на это материальная и социальная неустроенность, безработица, невозможность продолжить образование. Принятие салафизма означает для них удовлетворение социальных потребностей (уважение окружающих, взаимопонимание, моральную и материальную поддержку, защиту) [5, с. 138].

Определенную роль в распространении радикальных религиозно-экстремистских идей играет вмешательство Саудовской Аравии, Катара, Ливии, Сирии, Турции, ОАЭ, Пакистана в дела мусульманского сообщества. Провод-

1 8 февраля 2010 г. Верховный Суд РФ признал «Имарат Кавказ» террористической организацией. В мае 2011 г. в соответствии с исполнительным указом Президента США № 13224 «Имарат Кавказ» был признан террористической организацией Государственным департаментом США. 29 июля 2011 г. СБ ООН включил «Имарат Кавказ» в список организаций, связанных с «Аль-Каидой».

2 Распространенные на Северном Кавказе ханафитский и шафиитский мазхабы характеризуются терпимостью к инакове-рующим. В кораническом аяте 18:29 закреплена веротерпимость: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».

3 Такого рода воззвания регулярно размещаются на сайтах Kavkaz-Center.com, Kavkaz.org.uk, Camagat.com, Guraba.info, VDagestan.com, Hunafa.com, Islamdin.biz, Imamtv.com, Nuruddin.info, Nohchipress.info, Daavat.me и др.

4 Деструктивная антиобщественная направленность салафитско-ваххабитских идей обусловила запрет в Российской Федерации главного труда Мухаммеда ибн абд аль-Ваххаба — «Книги Единобожия» («Китаб-ат-Таухид»). «Книга Единобожия» внесена Министерством юстиции РФ в федеральный список экстремистских материалов. 3 июля 2009 г. суд г. Астаны признал «Книгу Единобожия» экстремистской и запретил ее к ввозу и распространению на территории Республики Казахстан.

5 Значительная часть салафитов (ваххабитов) не использует насильственные методы. Реальную опасность представляет «жесткий», просаудовский вариант салафизма (ваххабизма), который используется для поощрения убийств и терроризма (цит. по: [6]).

никами идей так называемого чистого ислама наряду с зарубежными миссионерами стали мусульманские священнослужители, получившие образование за рубежом.

Не последнее место в активном распространении салафитской идеологии занимает также пассивная роль «официального» ислама, более «слабая богословская подготовка ортодоксального мусульманского духовенства в сравнении с салафитскими идеологами, получающими идейную и политическую подготовку в известных исламских центрах» [1, с. 77] (см. также: [3, с. 94]).

В качестве актуальных угрозообразующих тенденций в салафитской среде можно выделить следующие:

— ориентация идеологов так называемого чистого ислама на интернет-пространство и активное привлечение молодежи1;

— массовое распространение радикальных салафитских взглядов в учебных заведениях и мечетях;

— организация салафитами так называемых мусульманских детских и юношеских лагерей, где под видом военно-спортивной подготовки детям преподается ислам в его нетрадиционной трактовке и прививаются навыки ведения боевых действий2;

— высокая степень криминализации участников «джамаатов»;

— создание боевых

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком