научная статья по теме САЙТЫ ЧЕРКЕСОВ ДИАСПОРЫ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «САЙТЫ ЧЕРКЕСОВ ДИАСПОРЫ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 3, 2013, стр. 139-145

= ИСТОРИЯ

УДК 004: 94 (470.631) (496.1)

САЙТЫ ЧЕРКЕСОВ ДИАСПОРЫ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

© 2013 г. З.А. Тлехурай1

Статья посвящена одной из актуальных тем современной гуманитарной науки - исследованию идентичности черкесов диаспоры на основе материалов официальных сайтов черкесских организаций Турции. Показано влияние политики официальных властей в отношении национальных меньшинств на выбор той или иной формы идентичности.

Ключевые слова: примордиализм, конструктивизм, черкесская диаспора, этническая идентичность, национальные меньшинства.

Проблема формирования этнических общностей (наций), роль в этом процессе этнического самосознания (идентичности) является ключевой в науке. Сложилось два подхода в трактовке природы этнического (национального): примордиалистский (когда подчеркивают сущностность, неизменность данного явления) и конструктивистский (когда упор делают на историчность, пластичность процесса образования этнических общностей).

Сторонником первого является известный британский историк, автор ряда фундаментальных работ по проблемам формирования наций и национализма Энтони Смит. Он рассматривает появление наций как следствие "тройственной революции" - качественных сдвигов в сферах экономики, политики и культуры. По мнению Смита, национализм - "это идеологическое движение, стремящееся добиться и поддержать автономию, единство и идентичность социальной группы, предназначенной стать нацией". Задача, которую ставит перед собой Смит, - проследить, как далеко уходят "корни" нации в прошлое, и установить их связь с этническими общностями. Последние определяются им как "общность людей, имеющую имя, разделяющую мифы о предках, имеющую совместную историю и культуру, ассоциированную со специфической территорией и обладающую чувством солидарности". В данном определении не упоминается ни единая хозяйственная жизнь, ни общая юрисдикция, ни даже владение определенной территорией. Зато Смит использует термин "комплекс мифов и символов", который характеризует своеобразие этнической общности. При подвижности отдельных

1 Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149; тел. 8 (861) 219-95-02, e-mail: zairatlekhuray@mail.ru

своих компонентов этот комплекс обладает значительной устойчивостью.

Согласно получившей широкую известность конструктивистской концепции Бенедикта Андерсона, становление наций обусловлено секуляризацией общественной жизни, воздействием "печатного капитализма" и распространением грамотности. Работа Б. Андерсона называется "Воображаемые сообщества". "Воображаемые сообщества", по первичному определению, - любые объединения людей, которые выходят за пределы взаимодействия "лицом к лицу". Следовательно, свою общность люди должны представлять себе каким-то образом в абстрактной форме. Нацию "воображают" как ограниченную и суверенную. Мировоззрение национализма стало возможным при новом общественном устройстве - капитализме и использовании его технологического новшества - техники книгопечатания. Но особенности книгопечатания диктуют и стандартизацию языка, появление его литературной формы. Языки соперничают за право быть избранными в качестве книжных, за доминирование над близкими наречиями, оттесняемыми в разряд диалектов. Через печатное слово на определенном языке группа людей осознаёт свое единство, "воображает" себя как нацию.

Б. Андерсон возвращается к вопросу об эмоциональном смысле национальной идентификации: "Почему люди испытывают привязанность к изобретениям своего воображения?", т.е. к чему-то, что они сами придумали. Размышления исследователя позволяют сделать вывод, что национальное чувство остается таинственным и ускользает от рационального объяснения. Андерсон стремится ответить на вопрос, как возникают границы воображаемого сообщества, почему оно не может включить в себя все человечество. Фатальность языкового разнооб-

разия человечества - один из его ответов. Чтение литературы на родном языке является основным объяснением общенационального единства.

Еще одна известная конструктивистская теория -теория становления наций как результата целенаправленной политики государства - разработана британским обществоведом Эрнестом Геллнером. По мнению Геллнера, неизбежность появления национализма в индустриальном обществе связана с новой ролью культуры. Индустриальное общество предъявляет жесткие функциональные требования к культурной однородности. Базисное образование должно быть одинаковым для всех, чтобы в течение жизни человек мог переходить к другим видам деятельности, приобретая лишь минимальные дополнительные навыки. Единообразие культуры может быть обеспечено лишь централизованной системой образования, за которой стоит современное государство. Малые культуры поднимаются до статуса "высоких", недостающие для этого элементы изобретаются. "Национализм использует существовавшие до этого культуры и культурные богатства, хотя использует их избирательно и чаще всего радикально их трансформирует" [1]. Если у культуры отсутствует государственная поддержка, то носители этой "малой традиции" испытывают трудности интеграции в общество, уже обладающее своей "высокой культурой". Так как их проблемы порождены затрудненной коммуникацией, то они (и их потомки) вынуждены либо полностью ассимилироваться, либо создавать собственную жизненную среду. Если они оставили за собой где-то территорию, населенную сородичами, если у их культуры есть шансы трансформироваться из народной в стандартизованную письменную форму и найдутся энтузиасты, готовые взяться за эту задачу, - вероятно появление нового национализма.

В наши дни свыше четырех миллионов потомков иммигрантов с Северного Кавказа проживают в ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы, США - более чем в 40 странах мира. Значительную часть их - свыше 3 миллионов человек - составляют черкесы (адыги)2. Поэтому

2 К черкесам (самоназвание адыги) относятся современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Адыгский язык (адыгейский и кабардино-черкесский) вместе с абхазским, абазинским и убыхским языками составляют единую адыго-абхазскую группу северокавказской языковой семьи. Адыги являются автохтонным народом Северного Кавказа. Термин "черкес" утвердился за адыгами в письменных источниках в XIII в. После Гражданской войны (1918-1920) и установления Советской власти на Северном Кавказе были основаны четыре черкесские (адыгские) автономии: Черкесская (позднее Адыгейская) автономная область, Кабардинская (позднее Кабардино-Балкарская) автономная область, Черкесская (позднее Карачаево-Черкесская) автономная область, Шапсугский национальный район. Для обозначения разделенных частей

нельзя считать изученной в достаточной степени историю адыгского народа без учета его значительной части, проживающей за рубежом. В свете последних тенденций в современном кавказоведении -политизации российско-адыгских отношений, возникновения в науке и политической практике "черкесского вопроса" [2] - требуется детальное изучение истории, современных тенденций в адыгском обществе и т.д.

Настоящая работа ставит цель - показать модели и формы идентичности на примере официальных сайтов черкесов диаспоры Турции.

Надо отметить, что появление и формирование интернет-ресурсов черкесов диаспоры происходило одновременно с бурным развитием самого Интернета и установлением контактов с общественными и политическими организациями Российской Федерации. Оба эти процесса развивались довольно хаотически, что затрудняет работу исследователей.

Объектом исследования являются интернет-сайты черкесов диаспоры, расположенные в различных доменных зонах.

Предмет исследования - формы и модели этнической идентичности черкесов диаспоры, нашедшие отражение на официальных сайтах общественных организаций.

В работе для достижения поставленных задач автор использует совокупность методов анализа, обобщения, индукции, синтеза. С помощью этих методов были обработаны данные, полученные:

а) в ходе мониторинга сайтов черкесов Турции;

б) в результате контент-анализа содержания этих сайтов.

В черкесской диаспоре в начале 90-х годов ХХ в. наметились две взаимодополняющие тенденции: с одной стороны, в связи с изменениями в политической сфере в Российской Федерации устанавливаются тесные контакты с общественными и политическим организациями и институтами на исторической родине, с другой - в большом количестве создаются электронные ресурсы - сайты черкесов диаспоры.

Начало истории черкесов как особой этнической группы на Ближнем Востоке было положено серией массовых переселений горцев Северного Кавказа в Османскую империю на последних стадиях Кавказской войны (наибольшая интенсив-

адыгского народа были приняты три этнонима - адыгейцы, кабардинцы и черкесы. На основе диалектов были созданы два литературных языка - адыгейский (для Адыгейской автономной области и Шапсугского национального района) и кабардино-черкесский (для Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской автономных областей). В странах Ближнего Востока и Северной Африки черкесами называют и представителей других северокавказских народов. Это обусловлено тем, что преобладающую часть северокавказских иммигрантов составляют собственно черкесы.

ность пришлась на 1863-1864 гг.). За этим еще в течение почти полувека следовали новые, менее значительные волны миграции, затронувшие в различной степени практически все кавказские этносы. География размещения иммигрантов по территории страны не оставляет сомнения в том, что для османских властей черкесы представляли интерес прежде всего в качестве инструмента реализации своих внешне- и внутриполитических целей. Значительная часть переселенцев была рассредоточена по областям империи, прилегавшим или не очень отдаленным от балканского и закавказского участков российско-турецкой границы. На востоке страны, в Турецком Курдистане и Турецкой Армении, на них также была возложена властями задача обороны османских границ в случае обострения отношений с Россией, а также жандармские функции

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком