научная статья по теме СЕКУЛЯРНЫЙ ИЛИ ПОСТСЕКУЛЯРНЫЙ МИР? ВЕРИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ Социология

Текст научной статьи на тему «СЕКУЛЯРНЫЙ ИЛИ ПОСТСЕКУЛЯРНЫЙ МИР? ВЕРИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ»

Социология религии

© 2015 г.

Л.А. АНДРЕЕВА, Л.К. АНДРЕЕВА

СЕКУЛЯРНЫЙ ИЛИ ПОСТСЕКУЛЯРНЫЙ МИР? ВЕРИФИКАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ

АНДРЕЕВА Лариса Анатольевна - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН (Е-таН: larchen1969@gmail.com); АНДРЕЕВА Людмила Константиновна - доцент Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (МГУТУ).

Аннотация. Статья посвящена верификации двух ключевых концепций, описывающих пути развития западного мира, в которых важную роль играет религия: теория секуляризации и концепт "постсекулярного" мира. Социологические данные международного социологического проекта "Мировые ценности" (WorldValuesSurveyWvS) (волна опроса 2009 г.) подтверждают вывод классической теории секуляризации применительно к "старой" Европе и опровергают концепт "постсекулярного общества".

Ключевые слова: секуляризация • постсекулярное общество • верификация • ценности • WVS

К настоящему времени существуют две ключевые концепции развития западного мира, в которых важную роль играет религия: теория секуляризации и концепт "постсекулярного" мира.

Теория секуляризации. Историко-философский и культурологический термин "секуляризация" (фр. secularisation, от позднелат. saecularis - мирской, светский) является продуктом западной мысли XIX столетия. Термин употреблялся для описания процессов перехода лица или объекта из духовного состояния в светское. М. Вебер в работе "Протестантская этика и дух капитализма" [Вебер, 2006] ввел понятие "секуляризация" как "расколдовывание мира", его десакрализация, поскольку секуляризация имеет одной из предпосылок Реформацию, когда были высказаны идеи отделения религиозной жизни от светской.

"Расколдовывание мира" являлось в последней трети XIX в. одним из важнейших пунктов интеллектуального осмысления в естественных и социальных науках. В этом контексте термин "секуляризация" стал употребляться как основополагающая категория в понимании развития западного общества1. Можно выделить доминанту этого подхода к секуляризации: мир становится доступным для понимания человеческим разумом, область сверхъестественного в восприятии человека стремительно умень-

1 Рассмотрение теорий и проблем секуляризации наиболее детально представлено в сборнике [Säkularisierung..., 1997] и монографии [Tschannen, 1992], дающей детальный анализ практически всех существующих западных социологических и философских концепций секуляризации.

шается. Поскольку мир может быть объяснен разумом, все большее число людей утрачивает интерес к религии как к сфере сверхъестественного, что ведет к ее упадку. Харви Кокс в "Мирском граде" заметил, что «секуляризация происходит тогда, когда человек отворачивается от запредельных миров и обращается к этому миру и этому времени (saeculum - "этот век"). Это то, что Д. Бонхёффер2 в 1944 г. назвал "совершеннолетием человека"». Секуляризация не интересуется всерьез борьбой с религией. Она просто теснит ее, выбивая почву из-под ног, и идет дальше. Секуляризация релятивировала религиозные картины мира и тем самым их обезоружила. Религия была приватизирована. Ее стали воспринимать как частное дело или точку зрения отдельных людей или групп. Секуляризация добилась того, чего не удавалось достичь огнем и мечем: она убедила верующих в том, что они могут заблуждаться и доказала самым благочестивым, что есть вещи поважнее, чем смерть за веру. Боги традиционных религий продолжают жить как частные фетиши или как покровители ограниченных по составу групп, но они не играют существенной роли в публичной жизни светского метрополиса» [Кокс, 1995: 20]. Поскольку вера не является отвлеченной философской концепцией, торжество секуляризации необходимо сопровождается изменениями в цивилизации. "Бог мертв; предстоит новая эра человеческого творчества и совершенства" - тезис, который является фундаментальным постулатом постмодернистской философии и генетически восходит к Ф. Ницше или, может быть, правильнее вести отсчет от Л. Фейербаха.

"Бог мертв. И мы убили его" - этот постулат Ницше выдвинул в книге 1882 г. "Веселая наука" [Ницше, 1997: 446-447]. Именно релятивизацию религиозной картины мира, господство посюсторонних ценностей Ницше драматически называл "смертью Бога" в цивилизации Запада. Один из значительнейших философов двадцатого века, М. Хайдеггер, охарактеризовал ницшевскую фразу "Бог умер" как "страшную". Фраза эта, отмечает Хайдеггер, означает гораздо худшее, чем "если бы кто-то, отрекаясь от Бога и подло ненавидя Его, говорил - Бога нет". Еще можно как-то представить себе, что Бог сам ушел от нас, из "своего живого наличного присутствия". "Но вот что Бог убит, притом людьми, - вот что немыслимо". И, тем не менее, по Хайдеггеру, именно это и делали люди в Европе в течение трех с половиной последних веков. "Небосвод стерт" европейским рациональным субъектом, для которого весь мир стал лишь предметом представления и активистских притязаний; человек и его ego cogito (я мыслю) везде находили только себя, и "все это ради собственной удостоверяющейся уверенности" в полном господстве над миром. Хайдеггер, безусловно, прав, антропоцентрическое сознание, мышление поставило Человека на место Бога, именно это и пророчествовал Ницше. Еще Ф. Гегель предсказывал, что «Человек постисторический [...] не является более Человеком в собственном смысле слова: это "бог" (правда, бог смертный)» [Кожев, 1998: 76]. Заметим, что речь идет о секуляризации на уровне сознания, т.е. в рефлексивной части человеческой ментальности. Сознательный разум в отличие от подсознания содержит воспоминания, текущий опыт и мысли, которые являются непосредственно доступными для понимания.

Наиболее точно, на наш взгляд, сущность секуляризации выразил П. Бергер: «Под секуляризацией мы понимаем процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов. Если речь идет об институтах и обществах, относящихся к новейшей истории Запада, то здесь, конечно, секуляризация проявляется в утрате христианской церковью сфер, прежде находившихся под ее контролем или влиянием: в отделении церкви от государства, в экспроприации церковных землевладений, в освобождении системы образования из-под власти церковных авторитетов. Но если мы говорим о культуре и символах, под секуляризацией понимается нечто большее, чем социально-структурный процесс. Она оказывает влияние на всю совокупность культурной жизни и идей. Ее можно

2 Дитрих Бонхёффер (1906-1945) - немецкий лютеранский пастор, теолог, участник антинацистского заговора.

наблюдать по снижению роли религиозной тематики в искусстве, философии, литературе и, что самое важное, - по развитию науки как автономного, чисто секуляр-ного взгляда на мир. Более того, в данном случае мы имеем в виду, что у процесса секуляризации есть и субъективная сторона. Как существует секуляризация общества и культуры, так же существует секуляризация сознания. Проще говоря, это означает, что современный Запад порождает все больше индивидов, которые в своем отношении к миру и к самим себе не пользуются религиозными интерпретациями» [Berger, 1969: 106-107].

К 1990-м гг. устанавливается консенсус относительно понимания секуляризации. Основным значением понятия становится процесс утраты религией своей социальной значимости. Согласно определению Б. Уилсона, секуляризация - процесс, в ходе которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свою социальную значимость. Иными словами, речь никоим образом не идет об исчезновении религии как таковой, но лишь о том, что функционирование общества, прошедшего через секуляризацию, более никак от религии не зависит. Одновременно религия вполне может оставаться значимым явлением: «Для отдельных индивидов или групп религия, конечно, может оставаться мощным, - а возможно, даже и самым мощным - фактором в их жизни. Но это не распространяется на всю совокупность людей в западном обществе вне зависимости от того, ходят ли они в церковь или нет» [Узланер, 2008: 68]. Однако в 1990-х гг. секуляризация постепенно перестала рассматриваться как основная парадигма развития современного западного мира, а теория секуляризации - как маргинальная по отношению к возникшему в это время смысловому концепту "постсекулярного мира".

Смысловой контекст "постсекулярного общества". Истоки мыслительного конструкта, получившего название "постсекулярного общества" надо выводить из теоретических размышлений Т. Парсонса, позднего П. Бергера, Р. Белла, а также религиозных философов, утверждающих, что секуляризация ведет не к умиранию религии, а к видоизменению ее социальных и культурных функций (эволюционный подход); религия уходит из общества в область индивидуального, персонального бытия человека, институциальная религиозность замещается личностной.

Наиболее видными теоретиками этого направления являются Ч. Тайлор [Taylor, 2007] и Ю. Хабермас [Хабермас, 2003; Habermas, 2002]. Собственно именно Хабермас является автором термина "постсекулярное общество", четко указывая, что «этот небесспорный термин может быть применен только к высокоразвитым обществам Европы или таким странам, как Канада, Австралия и Новая Зеландия, где религиозные связи между людьми ослаблялись на протяжении длительного времени, но особенно резко в послевоенный период... при этом религиозное поведение и религиозные убеждения населения этих государств не изменились за последние годы до такой степени, чтобы можно было назвать эти общества "постсекулярными"» [Хабермас, 2008]. Хабермас понимал под "постсекулярным обществом" то, что это общество на данный момент приемлет факт дальнейшего существования религиозных общин в постоянно секуляризирующейся среде и приспосабливается к нему. Измененный вариант теории секуляризации не столько затрагивает ее суть, сколько прогнозы относительно будущей роли религии [Хабермас, 2008]. Таким образом, можно констатировать, что само понятие у Хабермаса является расплывчатым, нечетким. Не дано теоретических описаний модели общественного устр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком