научная статья по теме ‘СЕМЕРО БРАТЬЕВ”, “НЕБЕСНАЯ ПОВОЗКА” И ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «‘СЕМЕРО БРАТЬЕВ”, “НЕБЕСНАЯ ПОВОЗКА” И ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ»

ДИСКУССИЯ

ЭО, 2015 г., № 3 © Ю.Е. Березкин

"СЕМЕРО БРАТЬЕВ", "НЕБЕСНАЯ ПОВОЗКА" И ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ*

Ключевые слова: космонимия, Большая Медведица, Алькор, заселение Америки, происхождение индоевропейцев

Древнейшие космонимы для обозначения Большой Медведицы основаны на отождествлении каждой из главных звезд с одним персонажем ("Семь братьев" и т.п.). В конце позднего палеолита (возможно, уже со времени ледникового максимума) этот вариант распространился по евразийскому поясу к югу от ледника и арктических пустынь, откуда не позже 12-14 тыс. лет назад был принесен на Великие Равнины Северной Америки через Берингию и коридор Маккензи. Историческая связь между евразийской и североамериканской зонами распространения "семи братьев" доказывается одинаковой трактовкой Алькора и сочетанием данного образа с мотивом "богатыри с различными способностями", характерным как для Монголии - Южной Сибири, так и для Великих Равнин. В эпоху бронзы древние названия Большой Медведицы в Европе и Передней Азии были в значительной мере вытеснены истолкованием созвездия как повозки. В Центральную (дархаты) и Восточную (данные Сыма Цяня) Азию "небесную повозку" в древности должны были принести степные индоевропейцы (тохары?). Требует объяснения отсутствие соответствующего космонима у древних и современных народов, говорящих на индоиранских языках. По-видимому, образ небесной повозки не распространился на юге Восточной Европы, так что индоиранцы отделились от индоевропейского массива, не познакомившись с ним. Этот космоним либо возник в Центральной Европе, либо попал туда из Передней Азии через Балканы, но не через Кавказ.

Названия созвездий - один из важнейших источников для реконструкции особенностей культуры в дописьменном прошлом.

Когда ареалы распространения определенных элементов современной или недавно существовавшей культуры совпадают с ареалами древних сообществ, известных по материалам археологии, генетики и лингвистики, допустимо задаться вопросом, нет ли между этими категориями фактов исторической связи. Если быть более точным, такое предположение оправдано относительно элементов культуры, нейтральных в утилитарном смысле, наличие или отсутствие которых не отражается существенно

* Работа поддержана грантом РФФИ 14-06-00247. Автор признателен за консультации Я.В. Ва-силькову, А.Г. Козинцеву и В.Я. Шумкину.

Юрий Евгеньевич Березкин - д.и.н., заведующий Отделом Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, проф. факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге; e-mail: berezkin1@gmail.com

на жизни людей. Именно в силу своей второстепенности подобные элементы могут неопределенно долго воспроизводиться от поколения к поколению, невзирая на изменения в формах хозяйства и социальной организации.

Мифопоэтические образы, связанные с объектами ночного неба, для функционирования культуры не имеют определяющего значения. Разные истолкования одних и тех же объектов сплошь и рядом сосуществуют, и нет данных о том, чтобы носители культуры обращали на это внимание. Воспроизводство знаний в области космонимии из поколения в поколение не требует обсуждения и рефлексии. Характерно, что в культурах, где знания, касающиеся объектов ночного неба, имели критически важное значение (например, в Полинезии и Микронезии), мифопоэтическая интерпретация этих объектов ограниченна. Зато в Северной Евразии и Северной Америке, где мифопоэтические представления, касающиеся звездного неба и лунных пятен, развиты и разнообразны, эти знания довольно редко использовались на практике.

Из-за своей консервативности космонимы особенно ценны для прослеживания территориально далеких культурных связей. В пределах одного полушария и особенно на примерно одной широте объекты ночного неба выглядят одинаково. Это значит, что на их истолкование не влияют не только социально-хозяйственные, но и ланд-шафтно-климатические факторы. Будучи перенесены в ходе миграций в другую среду, космонимы сохраняются.

Среди объектов ночного неба особый интерес представляет Большая Медведица. В умеренных и высоких широтах ее контур заметен даже для глаза, не привыкшего расчленять совокупность звезд на отдельные комбинации. В Северном полушарии Большая Медведица видна круглый год. Общераспространенное ныне название "Большая Медведица" (Ursa major) восходит к античности и в новые европейские языки попало из книг. Для исторических реконструкций важнее те зафиксированные в Средневековье и Новое время названия, которые отличаются от книжных, а также редкие данные о космонимах, относящиеся ко времени до распространения греко-римского влияния.

Семеро братьев

Древнейшим названием Большой Медведицы, скорее всего, являлось "Семеро братьев" и его варианты, предполагающие идентификацию каждой из главных звезд с одним-единственным предметом или объектом, чаще всего с одним мужским персонажем.

Есть основания полагать, что истолкование астральных объектов по типу "одна звезда - один персонаж" отражает более раннее состояние космонимии, а отождествление персонажей и объектов с группами звезд - более позднее. Дело в том, что принцип "одна звезда - один персонаж" абсолютно господствует в Африке южнее Сахары, где космонимия развита слабо, о чем есть множество свидетельств1. Единственный сюжет, относительно хорошо отраженный в африканской космонимии, - это "космическая охота". Он основан на идентификации каждой из трех звезд Пояса Ориона с одним персонажем: охотником, собакой и зверем (Березкин 2013: 107). Плеяды часто именуются курицей-наседкой, но это название наверняка проникло из Азии вместе с домашней курицей не ранее полутора тысяч лет назад (Березкин 2013: 104-105, 107108). Кроме того, Плеяды в тропической Африке воспринимаются в качестве не столько скопления звезд, сколько целостного объекта и сопоставимы скорее с луной и солнцем, нежели с созвездиями в нашем понимании (Березкин 2013: 52-53). Напротив, в Западной Евразии и в Китае, где названия астральных объектов на протяжении долгого времени являлись предметом ученой рефлексии, воображаемые небесные объекты и персонажи чаще всего отождествляются не с отдельными звездами, а с созвездиями. При этом ученые построения наверняка опирались на народную традицию, характерную для соответствующих регионов.

В Старом Свете представление о звездах Большой Медведицы как о семи взрослых мужчинах зафиксировано у тигре, каталонцев (Мальорка), мальтийцев, сардинцев, итальянцев, фламандцев, тибетцев, корейцев, болгар, македонцев, греков, русских (Новгородская губ.), украинцев (Хмельницкая обл.), крымских татар, калмыков, адыгов и кабардинцев, абхазов, абазин, осетин, ингушей, чеченцев, кумыков, ногайцев, грузин, армян, турок, узбеков, персов, таджиков, ишкашимцев, ваханцев, шугнанцев, нуристанцев, датчан, казахов, киргизов, уйгуров, югуров (желтых уйгуров), тобольских и чулымских татар, алтайцев, хакасов, тофаларов, тувинцев, бурят (балаганских, аларских, осинских), дархатов, халха-монголов, дагуров, эвенков Бурятии, илимпийс-ких эвенков, солонов, а в Новом у пенобскот, сарси, черноногих, ассинибойн, гровантр, кроу, санти, тетон, шейенов, арапахо, кайова, команчей, вичита, кэддо2. В индуистской традиции Большая Медведица именуется "семеро риши" (т.е. мудрецов; Васильков, Невелева 1987: 617; Шрестха 1996: 12-13). В Шатапатха-Брахмане (не позднее VI в. до н.э.) указывается, что раньше эти мудрецы были медведями - не "семь r$i", а "семь rk$a" (Eggeling 1882: 282-283). Высказано мнение, что в Ведах слово rk^a означало как медведя, так и звезду (Macdonell 1897: 144). Однако из четырех упоминаний rk^a в Ведах, в трех речь идет именно о медведях, а в четвертом о том, что эти медведи -звезды (Grassman 1964: 277). В пользу исконности "медвежьей" интерпретации сви-тедельствует и то, что космоним "семь медведей" представлен в хотано-сакском языке (Panaino 1982: 533-534).

Нанеся на карту места фиксации представлений о Большой Медведице как о семи мужчинах, нетрудно заметить, что в Старом Свете область их распространения примерно совпадает с приледниковой зоной Евразии в финальном плейстоцене. Если учитывать варианты, согласно которым отдельные звезды Большой Медведицы отождествляются не только с мужчинами, но также и с женщинами, детьми или животными, границы соответствующего ареала несколько расширяются, но в основном остаются в пределах умеренной зоны Евразии (рис. 1). Звезды Большой Медведицы ассоциируются с семью женщинами у бедуинов Сирии и Аравии, чуань мяо, греков Кипра и Родоса (реконструкция), нуристанцев, казанских татар, башкир, чувашей, тофала-ров, а в Америке у виннебаго и юки (Воробьев, Хисамутдинов 1967: 315; Давлетшин 1979: 48; Литвинский 2004: 123; Младенова 2005: 86; Надршина 1985: 11; 1987: 34; Рассадин 1996: 7-8; Сироткин, Иванов 1970: 129; Foster 1944: 233; Graham 1954: 250252; Henninger 1954: 91-92; Smith 1997: 28-30). Ассоциация с животными либо частью с животными, а частью с людьми известна для теда, басков, латинян (Septentriones), французов, киргизов, хакасов-качинцев, чукчей (Алексеев 1980: 87-88; Богораз 1939: 25; Катанов 1907: 273-274; Мусаев 2006: 345; Потанин 1983: 322; Allen 1899: 431; Bogoras 1902: 593; Kabakova 1998: 36-38; Krappe 1930: 264; Kronenberg 1958: 106). О космониме "семь медведей" в хотано-сакском языке и в Ведах уже было сказано. Ассоциация созвездия с семью мальчиками отмечена лишь в Калифорнии у моначе и чумаш (Blackburn 1975: 245-248; Driver 1937: 87). В данном случае возможен перенос образа на Большую Медведицу с Плеяд, для которых космонимы типа "семь мальчиков", "группа детей" обычны.

В Новом Свете большинство мифов, в которых Большая Медведица интерпретируется как семеро братьев, записано в пределах Великих Равнин. Именно туда вел один из главных путей распространения ранних азиатских мигрантов, следовавших по долинам Юкона и Маккензи (Васильев и др. 2011: 35). Существенно, что в высоких широтах Старого и Нового Света, где Большая Медведица не только прекрасно видна, но и имеет привычный нам вид лежащего ковша, а не вертикальной фигуры, как в тропиках, соответствующие предста

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком