научная статья по теме СЕМИОТИКА ТВОРЧЕСТВА И ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВНОСТИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «СЕМИОТИКА ТВОРЧЕСТВА И ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВНОСТИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2008 • < 6

КУЛЬТУРА

В.В. ФЕЩЕНКО

Семиотика творчества и лингвистика креативности*

Накрывает ладонью, как шашки,

Сон, и совесть, и ночь, и любовь оно.

Борис Пастернак. Определение творчества

Специфика творчества как такового состоит, как представляется, в том, чтобы уйти от классификаций, навязываемых нормативными научными актами, пусть и ценой некоторой нестройности и "набросочности" изложения. Не случайна, например, тема конференции, прошедшей в январе 2008 г.1, обязывающая к обстоятельному анализу нетрадиционных способов отношения к творчеству. Собственно, мотивом для выбора темы статьи и отчасти для совместной формулировки темы всей конференции стал интерес к одному показавшемуся лично мне странным обстоятельству. Мы все употребляем слова "творчество", "творческий", "творец" и т.п. и в повседневной речи, и в научном дискурсе. Но осознается ли нами специфическое значение этого понятия или мы пользуемся им интуитивно, не придавая ему особого значения? С одной стороны, понятие творчества вездесуще - его можно применить к чему угодно и с какой угодно целью, но с другой - возникает вопрос: вкладывается ли в это понятие какой-либо отчетливый смысл? Данная статья будет состоять из кратких, предварительных (и, быть может, несколько обрывочных) рассуждений на тему творчества в связи с некоторым количеством соприкасающихся вопросов, преимущественно лингвистического и семиотического порядка, но с постоянной оглядкой на философское измерение этих вопросов, ведь первенство в обращении к проблеме творчества, конечно, принадлежит философии.

Мне уже приходилось писать, что однозначное толкование термину "творчество" дать затруднительно и нелегко поместить его в таком виде в словарь философских и научных понятий [Фещенко, 2006]. Процитирую одну из попыток междисциплинарно-

* Статья подготовлена при поддержке грантов Федерального агентства по науке и инновациям № МК-3896.2007.6 "Лингвистическая эстетика в европейской словесности XX века" и № НШ-6469.2008.6 "Оптимизация семиотических процессов в многоязычных контекстах".

1 Конференция "Творчество вне традиционных классификаций гуманитарных наук" проведена 2527 января 2008 г. Институтом языкознания РАН совместно с Научным центром междисциплинарных исследований художественного текста при Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН (см. http://www.ruslang.ru/doc/conf_tvorchestvo08_chron.pdf).

Фещенко Владимир Валентинович — кандидат филологических наук, научный сотрудник Института языкознания РАН.

го определения художественного концепта "творчество" - статью известного философа и логика П. Попова "Творчество" в "Словаре художественных терминов" ГАХН, относящуюся к 1930-м гг.: "Прежде всего следует установить разницу между творчеством, творением как продуктом и творчеством как процессом. Под творчеством можно разуметь самое произведение искусства, самый художественный памятник... -это есть творчество как объект уже сконструировавшийся и подлежащий изучению с точки зрения его структуры, композиции и т.д. В специфическом значении под творчеством разумеется самое созидание, постепенное оформление, самая работа над художественным или каким-нибудь другим произведением, так сказать его творческая история" [Словарь... 2005, с. 386]. Меня здесь по преимуществу интересует второе значение, а именно - творчество как процесс, связанный с определенным способом творческого мышления и особым устройством творческого сознания.

Линии разработки проблемы творчества традиционно принадлежат двум дисциплинам - философии и психологии. Существуют труды по философии творчества, в естествознании выработаны некоторые теории творчества (А. Кёстлер, Дж. Гилфорд, Д. Бом), хорошо исследована психология творческого процесса2. Однако с анализом самого понятия, а точнее - концепта творчества дело обстоит сложнее. Такого концептуального анализа пока нет, и здесь я хотел бы предложить некоторые наметки в этом направлении - направлении, которое можно было бы назвать "семиотикой творчества".

Если в психологических и философских исследованиях творческая деятельность является весьма давним объектом изучения, то в семиотическом ключе данная проблема, насколько мне известно, до сих пор не ставилась3. В свою очередь, и семиотику на всем протяжении ее развития практически не интересовала проблема знакотворче-ства4, то есть знака со стороны его порождения (хотя отдельные прецеденты можно найти еще в работах В. Волошинова, Л. Выготского, Г. Шпета и Я. Мукаржовского). Таким образом, в статье я коснусь двух планов проблемы: 1) творчество как концепт, рассмотренный с семиотических позиций (семиотика творчества); 2) творчество как принцип работы с языковым материалом (лингвистика креативности).

Творчество как семиотический концепт

Частная этимология слов, обозначающих творчество, в отдельных языках задает важные вариации значения этого концепта. В русском языке обращает на себя внимание происхождение слова "творить" из основы индо-европейской основы tuer-tuor, означающей "охватывать", "обрамлять", "огораживать" (то есть творчество мыслится здесь как оформление чего-либо, ср. этимологически однокоренные слова "творог" и "твердь").

Как показывают словарные данные, разветвленную крону словоформ, обозначающих творчество, находим в древнегреческом языке. Греки пользовались тремя лексическими основами, соответствующими трем понятиям о творчестве - 1) gen, 2) techne и

2 Литература здесь поистине необозрима. Укажу лишь на только что вышедший труд философа О. Кривцуна, где исследуются малоизученные превращения, которые претерпевает сознание художника в момент рождения произведения искусства [Кривцун, 2008]. В нем можно, в частности, найти перечень литературы по методологии и специфике художественного творчества.

3 Можно сослаться лишь на две работы, в которых так или иначе проблема творчества рассматривается в семиотическом ключе. Во-первых, это коллективный сборник, вышедший еще в 1970-х гг. [Семиотика... 1977], и во-вторых, [Глотова, 1992]. Кроме того, стоит упомянуть недавно вышедший номер немецкого издания "Zeitschrift für Semiotik", полностью посвященного проблемам креативности: "Zeichen für Kunst: Zur Organisierbarkeit von Kreativität".

4 Исключение составляет совсем недавно вышедшая в русском издании книга чешско-голландского литературоведа-семиотика М. Грыгара [Грыгар, 2007].

3) poiein5. При этом наблюдается любопытное семантическое разграничение между корнями gen и techne. Значение основы gen - "зарождение, образование, появление, возникновение чего-либо". Отсюда genesis - "первоисточник, первоначало". Когда Гиппократ пишет о "родине", он употребляет слово genea, указывая на взаимосвязь места его рождения и самого рождения (genesis). Отсюда целый ряд дериватов: Genetes - творец, родитель, gennao - процесс рождения, произведения на свет, a goyne-ma - дитя, создание, творение. Не случайно gyne - это женщина, родительница, a Gene-tyllis - богиня зачатия и родов. Таким образом, все, что рождается, произрастает, совершается, становится, изменяется, приходит, наступает, достигает, возникает, оказывается, минует - все выражается корнесловом gen.

Если основа gen образует слова, связанные с естественным процессом творчества-рождения, то корнеслов techne, восходящий к санскритскому taksati - конструировать, неизменно обозначает некоторое искусственное творчество-созидание. Techne - это творчество искусственное, рукотворное, нечто материально созданное человеком. Именно поэтому основное значение слова techne - искусство, ремесло, произведение. Tekton - это строитель, мастер, творец, зачинщик. Отсюда же technema - изобретение, произведение искусства, итог физической работы человека, его рукотворных усилий. Чтобы обозначить материальный, искусственный вид творчества, в отличие от органического и естественного, греки пользовались понятием techne. Характерно, что греческое слово gnome - означающее "мысль, сознание, дух", произведено именно от основы gen, а не techne. Ибо мысль понимается греками как нечто сотворенное и порожденное в самом человеке, а не созданное им в результате материальной деятельности. Вспомним древнегреческий афоризм "мысль - это рождение себя в себе, человека в человеке". Отметим также, что современное понятие "техногенности" ("техногенная катастрофа"), совмещающее в себе оба греческих корня, имеет смысл "искусственной производственной деятельности человека", отличной от естественной, природной.

Наконец, третий вид творчества - poiein означает уже преимущественно словесное творчество, из всех трех словоформ оно прочнее всего оказалось связанным в дальнейшей европейской культуре с идеей "личного творчества, поэтического произведения". Отмечу, что Аристотель, выделяя три вида разума - деятельный, созерцающий и творящий, последний обозначал как nous poietikos. Именно эта основа вошла в современный концепт аутопоэзиса (autopoiesis), который на терминологическом уровне был введен чилийскими биологами У. Матураной и Ф. Варелой (об этом далее).

Родословную философии творчества можно вести начиная с Платона. По Платону, всякий переход из небытия в бытие - это творчество [Яковлев, 2003]. Эта же идея, по существу, положена в основание центральной догмы христианства о творении мира из ничего ("creatio ex nihilo"). В философско-методологическом плане эта заповедь образовала целую теорию - креационизм. Вплоть до эпохи Возрождения творчество трактовалось либо как безличный, внеиндивидуальный процесс, либо как процесс Божественный. Любопытно, что идея личного творчества родилась из лона теоретического богословия. Согласно Августину Аврелию, Бог сотворяет мир, а человек участвует в осуществлении Божественного замысла о мире. Личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом создает предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого личного акта. Своеобразный рецидив безличного понимания творчества возникает в XX в. у А. Бергсона, согласно которому творчество есть непрерывное рождение нового в жизни: оно есть нечто объективн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком