научная статья по теме СЕРДОЛИКОВЫЕ БУСЫ С ДЕКОРОМ В ВЕРХНЕМ ПРИКАМЬЕ И ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СЕРДОЛИКОВЫЕ БУСЫ С ДЕКОРОМ В ВЕРХНЕМ ПРИКАМЬЕ И ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»

ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА ГОЛДИНА

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и культуры народов Приуралья Удмуртского государственного университета (Ижевск) Тел.: 8(912) 468-04-60; E-mail: goldina66@yandex.ru В статье приведены результаты изучения на могильниках неволинской культуры сердоликовых бус с так называемым травленым декором (Верхнее Прикамье, конец IV - начало IX в.). Проведен морфологический, хронологический, а также анализ орнаментальных мотивов этих изделий, что позволяет сделать вывод об их иранском происхождении. Ключевые слова: археология, Верхнее Прикамье, сердоликовые бусы, травленый декор, Великий шелковый путь.

СЕРДОЛИКОВЫЕ БУСЫ С ДЕКОРОМ В ВЕРХНЕМ ПРИКАМЬЕ И ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Появившись на рубеже III-II тыс. до н.э.1, каменные бусы неизменно привлекали внимание ученых красотой, яркостью расцветок, оригинальностью форм и исполнения. Анализ этого источника разными исследователями показал многообразие возможностей его изучения2.

Значительный интерес представляют сердоликовые бусы с декором, так называемые травленые бусы. Орнамент на них в виде простейших узоров был нанесен жидкостью, содержащей щелочь или соду. При нагревании получался «гравированный» орнамент - щелочь, взаимодействуя с камнем, образовывала на поверхности тонкую белую прослойку, что и давало эффект гравировки. Такие бусы появились в Индии в эпоху энеолита3.

По наблюдениям В.Б. Ковалевской, обобщившей многочисленную литературу и огромные источники, травленые бусы известны в Крыму, Средней Азии, Индии, на Ближнем и Среднем Востоке. По ее мнению, мотив пятиконечной решетки типичен для индийских памятников античной поры. Бусы, расписанные растительным орнаментом в виде побегов, волнистых и прямых линий, а также украшенные шестью- и трехконечными звездами, распространенные на Кавказе, имели иранское происхождение4.

Систематизация бус подобного типа и подробное описание техники нанесения декора приведены в ряде зарубежных публикаций5. Способ нанесения декора подробно описан П.Франсисом6. Первой стадией процесса являлся сбор растения kirar, которое растирали в чаше деревянной лопаткой до густой пасты оливкового цвета. Затем в обычную европейскую соду добавляли небольшое количество воды и смешивали с kirar пастой. После чего смесь фильтровали через льняное полотно. Бусину устанавливали на глиняном держателе и наносили орнамент с помощью тростниковой ручки, наполненной «краской». Затем глиняный держатель с изделием размещали на железном листе и ставили на огонь. Через пять минут изделие доставали и оставляли остывать. После этого с бусины стирали сажу и работа была завершена.

По мнению Х.С. Бек, история техники травления насчитывает 4,5 тысячи лет, которую можно разделить на три периода. Во время первого периода (2600 гг. до н.э. -1800 гг. до н.э.) эта техника была известна в Индии и, возможно, в Месопотамии. После 1900 г. до н.э. травленые сердоликовые бусы почти не известны. Второй период производства этих бус начинается более чем через тысячелетие после окончания первого и датируется 550 гг. до н.э. - 200 гг. н.э. В это время существовало два места по производству травленых бус в северной и южной Индии. Третий период производства Х. Бек датирует IV-X вв. н.э. В это время процесс изготовления травленых бус был освоен в Сасанидском Иране7.

Как отмечает П.Франсис, здесь производилось огромное количество изделий с особыми декорами, которые продавали в различные страны. Среди специфических иранских декоров выделяются орнаменты с непрерывным завитками (рис. 2-5,6,11-14;4-5), а также мотив «дерево жизни», напоминающий ствол дерева с серповидными ветвями, вершина которого заканчивается полумесяцем (рис. 2-19; 4-12,13,19). Верхняя часть мотива почти не изменяется, представляя собой стебель с полумесяцем на

вершине, нижняя никогда не повторяется и содержит различные стебли, волны, круги, серпы8. Эдит Парода отмечала сходство этого мотива со знаками на старых крестьянских домах и военных знаменах Ирана9. К. Бруннер считал, что это геральдический знак, нижняя часть которого обозначает различные фамилии10. Р. Гиршман предполагал, что это монограмма, в которой верхняя часть может быть грубо переведена как Иран11. Подобный мотив часто использовался во время правления сасанидс-кой династии и на печатях.

По данным П. Франсиса персы могли перенять технологию изготовления сердоликовых бус с декором из соседней Западной Индии, но он допускает, что в Иране могли работать и индийские мастера. Распространение таких бус в Сирии, Турции, на Кавказе и в Крыму явилось следствием активной торговли Ирана с соседями. Конец производства травленых бус в Сасанидском Иране связан с завоеванием его мусульманами в 642 г., а технология производства стала использоваться для изготовления плакеток с высказываниями из Корана12. Многие орнаментальные мотивы на бусах являются общими как для иранских, так и индийских бус: волны, точки, круги, подковы, снежинки и другие13.

Х.С. Бек выделил несколько типов травленых сердоликовых бус. Наиболее распространены бусы с белым декором на красной (необработанной) поверхности, которые относятся к типу I. Бусы типа II имеют белый цвет ту-лова (т.е. он был дополнительно обработан) и черный декор. Бусы типа III украшены черным декором, нанесенным непосредственно на красную поверхность14.

На могильниках неволинской культуры обнаружены 162 сердоликовые бусины с декором. Они происходят из 8 бескурганных и 27 курганных захоронений могильника Верх-Сая и 1 бескурганной могилы Сухого Лога, встречены в 25% изученных погребений и составляют около 9% от всех бус, найденных в захоронениях. Очевидно, эти бусы были довольно дорогим украшением, так как большинство могил (81%) содержит по 1-3 экземпляра и лишь в единичных богатых захоронениях обнаружены более крупные ожерелья.

Бусы имеют таблетковидную (67 экз.), шарообразную (54 экз.) и зонную (38 экз.) формы, что составляет соответственно 41,4%, 33,3% и 23,5% от общего числа сердоликовых бус с декором. Редкими формами являются: шарообразная с сегментовидным сечением (2 экз., 1,2%, рис. 3-26,27) и бипирамидальная усеченная (1 экз., 0,6%, рис. 3-28).

Изделия выполнены, преимущественно, из красного или красно-оранжевого сердолика и имеют диаметр 6-15 мм. Преобладают бусы диаметром 12-14 мм (55 экз., 33,9 %). Достаточно часто встречаются предметы диаметром 68 мм и 9-11 мм (по 45 экз., 27.8 %). Бус диаметром 15 мм обнаружено 17 (10,5 %). По пропорциям абсолютно преобладают средне-короткие экземпляры (158 экз., 97,6 %).

Анализ соотношения размеров и форм сердоликовых бус с декором показал, что экземпляры среднего диаметра (6-8 мм, 9-11 мм) имеют шарообразную или зонную форму. Бусы диаметром от 12 до 15 мм, как правило, таб-летковидные.

На изучаемых бусах выявлено несколько элементов декора (рис. 1), которые комбинируются в различные орнаментальные композиции. Часто встречается сетка из

Рис. 1. Элементы декора, встречающиеся на травленых сердоликовых бусах

Рис. 2. Варианты декоров на сердоликовых шарообразных бусах

пятиугольников или четырехугольников с включенными в нее различными элементами: снежинками (рис. 2-2,3), кругами (рис. 2-4), трехлучевыми звездами (рис. 3-1-3; 41-3; 5-20), завитками (рис. 3-4; 4-5,9), трилистниками (рис. 3-27; 4-6,8), свастиками (рис. 4-6), кругами с точкой (рис. 3-28; 4-6,7). Популярен мотив непрерывающейся лозы, ответвления которой почти всегда заканчиваются снежинкой или точкой, а в одном случае - виноградной гроздью (рис. 2-5-8; 3-5-7). Прерванная лоза (в ней бывает 2-3 завитка) может быть дополнена вертикальной чертой, снежинкой, точкой и др. (рис. 2-9-14, 3-8). Следующая часто встречающаяся схема - непрерывная волна, которая проходит между снежинками, точками, трехлучевыми звез-

Рис. 3. Варианты декоров на сердоликовых зонных бусах и экземплярах редких форм

дами в кругах, точками в кругах, «древом жизни» (рис. 215-20; 3-9,10). Иногда две непрерывные волны переплетаются (рис. 3-12) или многочисленные непересекающиеся волны покрывают все тулово бусины (рис. 3-11, 26; 4-11). Во многих случаях оно украшено следующими друг за другом, включенными друг в друга или чередующимися элементами (рис. 2-21-30; 3-13-21; 4-10).

Таблетковидная форма бус нередко диктует особые схемы декоров. Противоположные плоскости бусины могут иметь как одинаковые, так и разные орнаменты. Зафиксированы следующие схемы: «древо жизни» (рис. 412,13,19), пятилистник (рис. 4-14; 5-1), свастика (рис. 4-14,15; 5-3,4), завитки (рис.5-5), скопление снежинок или

Рис. 4. Варианты декоров на сердоликовых таблетковидных бусах

трехлучевых звезд (рис. 5-16,17), 3, 4 или 5 лучей, между которыми расположены снежинки, трех- или четырехлу-чевые звезды, углы, круги с точками (рис. 4-15, 5-7,8, 515), иногда лучи заканчиваются снежинками (рис. 5-6,7,9). Встречаются сложные соединения многих элементов сразу (рис. 4-16; 5-2). Бусы таблетковидной формы имеют орнаментальный пояс, составленный из полумесяцев, трехлучевых звезд, углов, точек, снежинок, линий, полумесяцев соединенных по два, а также мотива, напоминающего дерево (рис. 4-12-19; 5-1-19). На некоторых бусинах декор не сохранился или был выполнен некачественно (рис. 3-22-25; 4-17; 5-18,19).

Почти все изучаемые бусы относятся к типу I по Х. Беку, они имеют белый декор, нанесенный на необработанную поверхность. На могильниках неволинской культуры найдена только одна бусина с черным декором (тип II; рис. 5-20).

Изучение хронологии бус неволинской культуры, произведенное по методике, предложенной Г.А. Федоровым-Давыдовым, анализ сопровождающего инвентаря, монетного материала и аналогий позволили определить датировку бус могильников неволинской культуры в целом и сердоликовых бус с декором в частности.

Сердоликовые бусы с декором редких форм (шарообразные с сегментовидным сечением, бипирамидальная усеченная, а также уникальная бусина с черным рисунком) датируются в могильниках неволинской культуры VI в. Более широкое бытование (VI—VII вв.) имели сердоликовые таблетковидные бусы с белым декором или без него. Наиболее ра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком