научная статья по теме СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕПЛОУХОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕПЛОУХОВ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2010, № 2, с. 166-173

= ИСТОРИЯ НАУКИ =

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕПЛОУХОВ © 2010 г. Л. Ю. Китова

Кемеровский государственный университет

В 2008 г. исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося российского ученого Сергея Александровича Теплоухова. Вклад его в становление отечественной археологии огромен, а судьба трагична. В сибирскую археологию он вошел как создатель первой классификации культур эпохи металла. Долгие годы имя репрессированного исследователя замалчивалось, о его жизни и деятельности известно было немного, а о гибели ходили только слухи.

Впервые можно было вспомнить забытые имена в период "оттепели", и М.П. Грязнов к 75-летию со дня рождения учителя прочитал доклад "С.А. Теплоухов и его роль в истории сибирской археологии" на секторе Средней Азии и Кавказа

Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (Грязнов, 1963. Л. 1-9). В 1960-е - начале 1970-х годов исследователи начинают отмечать в публикациях по истории науки значение работ С.А. Теплоухова в изучении Южной Сибири (Мартынов, 1964. С. 26, 27; Дэвлет, 1969. С. 33, 34; Ма-тющенко, Плетнева, 1969. С. 32; Вадецкая, 1973. С. 137, 138). Позже Ю.Г. Белокобыльский произвел полный анализ предложенной ученым классификации культур (1986. С. 132-147). Однако далее обозначения вклада С.А. Теплоухова в разработку классификации культур Сибири археологи не шли. С одной стороны, слишком много еще было неизвестного в судьбе ученого, а с другой - в период единодушного признания марксистской методологии единственно верной трудно, да и опасно было говорить о другом методологическом направлении, которого он придерживался в своих исследованиях. Наконец, к столетию С.А. Теплоухова В.И. Матю-щенко опубликовал в Омске доклад М.П. Грязнова, прочитанный в 1963 г. (Грязнов, 1988. С. 69-75). Он хотя бы немного приоткрыл завесу над вопросом о происхождении незаурядного ученого, о его становлении как археолога. Сборник сразу же стал библиографической редкостью.

За последние 20 лет ситуация изменилась, наследие С.А. Теплоухова активно изучается, открыты многие неизвестные страницы его биографии (Вадецкая, 1992. С. 16-18; Матющенко, 1992. С. 110115; 2001. С. 81-85; Бобров, 1994. С. 69-79; Китова, 1994. С. 57-68; 2004. С. 7-10; 2005. С. 68-75; 2006. С. 162-167; Решетов, 2003. С. 17-21; Жук, 2004. С. 4-6; Китова, Кузьминых, 2006. С. 152-161 и др.). Такая личность, как С.А. Теплоухов, безусловно, достойна долгой памяти и обширного очерка о жизни и деятельности.

Сергей Александрович Теплоухов родился 3 марта 1888 г. в семье окружного лесничего А.А. Тепло-ухова в селе Ильинском Пермского уезда Пермской губернии. На его формирование большое влияние оказала семья, особенно дядя Ф.А. Теплоухов. С детских лет Сергей был знаком с семейной археологической коллекцией и хотел заниматься наукой, продолжать дело, начатое его дедом.

Представители рода Теплоуховых внесли большой вклад в развитие отечественной науки. Первым ученым в семье был дед Сергея - Александр Ефимович. Он стал одним из первых краеведов Пермского края, положив начало формированию семейной археологической коллекции, которая хранится сейчас в Пермском краеведческом музее. Шесть его работ посвящены археологии, две из них опубликованы в Германии и Австрии. А.Е. Теплоухов впервые в русской археологии произвел классификацию орнаментов глиняной посуды. Он открыл для науки и начал изучение древних культовых памятников Прикамья, получивших названия "костища". Его дело продолжили сыновья - Александр и особенно старший сын Федор, посвятивший изучению природы и истории Пермского края всю свою жизнь (Родовой фонд Теплоуховых, 1815-1971; Китова, 2007. С. 170-177). В области археологии Ф.А. Теплоухов продолжил исследования своеобразных святилищ железного века - Гаревского, Ильинского, Усть-Туйского, Панкрашихинского и других "костищ". Отец и сын А.Е. и Ф.А. Теплоуховы проделали колоссальный труд по обработке и систематизации обнаруженного материала. Публикация результатов этих изысканий выявила особенности данного типа археологических памятников и активизировала дальнейшее их изучение. «Известный российский археолог А.А. Спицын предлагал даже выделить в первобытной истории Прикамья особый хронологический период, названный им "костищенским" (Ш-У1 вв. н.э.)» (Лепихин, Мельничук, 1997. С. 3). Ф.А. Теплоухов оставил после себя восемь работ по археологии Пермского края. До сих пор не потерял своего источниковедческого значения атлас рисунков "Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых", изданный им в 1902 г. в Петербурге. Предисловие к атласу написал А.А. Спицын, высоко оценивший труды Ф.А. Теплоухова: "...по богатству материала и по стройности выводов и изложения представляют лучшие работы по пермским древностям и ставят имя их автора среди исследователей этих древностей на первое место" (Древности..., 1902. С. 15).

Сергей Александрович относится к третьему поколению ученых в семье Теплоуховых. В 1900 г. он поступил в Пермское реальное училище, которое в 1907 г. успешно окончил. В 1908 г. после благополучно сданных вступительных экзаменов С.А. Теп-лоухов был зачислен в Казанский университет на естественное отделение физико-математического факультета (Биография..., б.г. Л. 4). Его первые исследования связаны с орнитологией, которой он занимался несколько лет до университета под руководством дяди Ф.А. Теплоухова. Однако, как его

дед и дядя, Сергей Александрович начинает также увлекаться археологией. После получения зоологической специальности в 1912 г. он приобретает вторую специальность по антропологии и работает при кафедре географии и этнографии в Казанском университете под руководством профессора Б.Ф. Адлера (Биография..., б.г. Л. 1), сторонника палеоэтнологических исследований.

Б.Ф. Адлер являлся учеником крупнейшего русского ученого Д.Н. Анучина, который разработал принципы комплексного подхода в изучении таких дисциплин, как археология, этнография, антропология, география. Бруно Фридрихович не только успешно усвоил, но и передал эти принципы своим ученикам, в том числе С.А. Теплоухову. Б.Ф. Адлер познакомил С.А. Теплоухова и с идеями Ф. Ратце-ля, основоположника антропогеографии, под руководством которого в Лейпциге писал докторскую диссертацию.

Для антропологической работы С.А. Тепло-ухов выбирает проблему происхождения финнов. Саяно-алтайская гипотеза происхождения урало-алтайской группы языков, разработанная М. Каст-реном, была популярна во второй половине XIX в. Развивая идеи Кастрена, Й.Р. Аспелин считал, что бронзовый век к западу от Урала был генетически связан с бронзовым веком Сибири, с миграцией в древности финно-угорских народов из Азии в Восточную и Северную Европу. В начале XX в. этим вопросом занялся А.М. Тальгрен и сразу же отказался от гипотезы Аспелина о существовании единой урало-алтайской культуры. Он доказал, что культуры эпохи бронзы севера Восточной Европы и Саяно-Алтая самостоятельны и резко отличаются друг от друга не только характером и видом могильных сооружений, но и типами утвари. Профессор Н.Ф. Катанов отверг предположение Кастрена-Аспелина на основании анализа лингвистического материала. То есть к 1913 г. идея о саяно-алтайской прародине финнов на археологическом и лингвистическом материале не нашла подтверждения. С.А. Теплоухов хотел проверить эту гипотезу на антропологическом материале, тем более что семейная коллекция древностей, собранная на севере Европейской России и интерпретировавшаяся как финская, была ему хорошо знакома. В 1913 г. он был направлен Казанским обществом естествоиспытателей в северо-западную Монголию, Урянхайский край (Тува) для антропологического анализа и сбора краниологического и этнографического материала среди сойотов (тувинцев. - Л.К.). В результате обработки полученных данных молодой исследователь пришел к заключению, что сойоты стоят гораздо ближе к минусинским тюркам, мон-

голам, чем к какой-либо из групп финских народностей (Автобиография Теплоухова, 1921. Л. 4). Из тувинской экспедиции С.А. Теплоухов привез ценные коллекции по этнографии и антропологии, которые составили гордость Казанского университета. Кроме удовлетворения научного интереса эта поездка на лошадях через Минусинскую котловину в Туву поразила С.А. Теплоухова обилием и многообразием археологических памятников и бесповоротно определила судьбу и дальнейший характер его научных работ.

Следующее лето 1914 г. Сергей Александрович провел на Среднем Урале, где исследовал памятники "торфяниковой" культуры. Его работоспособность и тщательный отбор материалов уже тогда обращали на себя внимание старших коллег (Отзыв Адлера, б.г. Л. 1). Появились у него и небольшие заметки по результатам первых самостоятельных археологических работ (Теплоухов, 1913/1914. С. 17; 1915/1916. С. 21).

Успехи С.А. Теплоухова в научной деятельности были отмечены руководством Казанского университета. Он закончил обучение в 1914 г. с дипломом I степени по двум специальностям - зоологии и географии/этнографии, и был оставлен для подготовки к профессорской деятельности на кафедре географии и этнографии Казанского университета. Такая подготовка требовала стажировки в столице, и Теплоухов был отправлен на три года в Петербургский университет, в котором занимался географией под руководством профессора П.И. Броунова, а антропологией - у профессора Ф.К. Волкова, создателя палеоэтнологической школы в Петербурге (Биография..., б.г. Л. 1).

Обучение у Ф.К. Волкова намного расширило представления С.А. Теплоухова об антропологии. Через несколько лет Сергей Александрович писал: "Если антропологическая систематика рас базируется только на сравнительной анатомии рас, то классификация народностей... основывается не только на физических особенностях отдельных народов, но также на данных языка, этнографии, как духовной, так и материальной". Круг интересов Теплоухова расширился, его увлекали физическая, систематическая и доисторическая антропологии, он очень серьезно заинтересовался антропогеогра-фией (Автобиография..., 1921. Л. 2). По окончании стажировки в 1917 г. Теплоухов занял место ассистента при кафе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком