научная статья по теме СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ СЕКИРИНСКИЙ (1955-2012) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ СЕКИРИНСКИЙ (1955-2012)»

Fro memoria

Сергей Сергеевич Секиринский (1955-2012)

8 ноября 2012 г. скоропостижно скончался главный редактор журнала «Российская история» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Сергей Сергеевич Секиринский. Крупный историк, глубокий исследователь и замечательный человек.

Сергей Сергеевич родился 12 апреля 1955 г. в Симферополе в семье преподавателей Крымского педагогического института (с 1972 г. - Симферопольский государственный университет им. М.В. Фрунзе). Его отец, доктор исторических наук профессор Сергей Анатольевич Секиринский (1914-1990), проработал там большую часть своей жизни, заведовал кафедрой и занимал пост декана, а мать - Тамара Дмитриевна Секиринская (1919-1997) преподавала французский язык. После средней школы Сергей Сергеевич работал в 1973-1976 гг. в Южнокрымской экспедиции Крымского Института археологии АН УССР. В 1979 г., окончив с отличием исторический факультет Симферопольского государственного университета, он был направлен на работу сначала в школу № 1 в Симферополе, затем - учителем истории одногодичного педагогического класса. Одновременно в 1979-1982 гг. С. С. Секиринский учился в аспирантуре Института истории СССР АН СССР. Под руководством доктора исторических наук В.И. Салова он подготовил и в 1984 г. защитил в Университете дружбы народов им. П. Лумумбы кандидатскую диссертацию «Русская революционная демократия 60-70-х годов XIX в. в освещении современной французской буржуазной историографии». В 1982 г. Сергей Сергеевич женился и переехал в Москву. Однако он навсегда сохранил глубокую привязанность к своей малой родине, часто о ней вспоминая и с увлечением рассказывая о долгих пеших походах в крымские горы, которые устраивал для своих друзей и однокурсников.

С 1982 г. С.С. Секиринский на протяжении 30 лет преподавал в различных столичных вузах: Московском государственном заочном педагогическом институте, Московской Высшей партийной школе, Российском государственном гуманитарном университете, Государственном университете гуманитарных наук, Московском государственном областном университете. В 2004 г. он получил звание профессора. Богатый педагогический опыт, ощущение постоянного контакта с молодой, меняющейся на глазах аудиторией играли большую роль в его жизни. «Я лектор прежде всего...», - мимоходом сказал Сергей Сергеевич, открывая заседание редакционной коллегии 1 ноября 2012 г. Как опытному лектору и блестящему рассказчику ему было присуще редкое в наши дни чувство языка, умение подобрать точные и яркие выражения, создать в нескольких словах надолго запоминающийся образ.

Этот талант Сергея Сергеевича раскрылся и в его многолетней работе на посту редактора журнала «История СССР» - «Отечественная история» - «Российская история». Журналу он отдал более четверти века, будучи редактором отдела Новейшей истории (1987-2011), членом редакционной коллегии (1995-2012), а с весны 2012 г. -главным редактором. Подготовленные им за эти годы «круглые столы», тематические подборки и номера всегда привлекали к себе особое внимание историков всех возрастов и специализаций. Со временем они стали своего рода «визитной карточкой» журнала, выгодно выделяя его в ряду других научных изданий.

В 2004 г. С.С. Секиринский, не оставляя работы в «Отечественной истории», с увлечением занялся еще одним, совершенно новым журнальным проектом. Задуманный и воплощённый им практически в одиночку ежеквартальник «Историк и художник» открывал новые возможности для преодоления «цеховой замкнутости» внутри научного сообщества. В нём выразился характерный для Сергея Сергеевича широкий взгляд

на мир и науку, призванную раскрывать и постигать его многообразие. Скептически относясь к попыткам упрощения и схематизации прошлого, он хотел «в новых условиях возродить традицию цельного постижения исторической жизни». Благодаря энергии и обаянию Сергея Сергеевича при журнале «Историк и художник» возник и клуб, объединивший его авторов, читателей и друзей. «Оказывая журналу всяческую поддержку, - писал позднее Сергей Сергеевич, - клуб решал и вполне самостоятельные задачи организации пространства непосредственного общения между учёными-гуманитариями разных профилей, педагогами, учащейся молодежью и людьми искусства». Сергей Сергеевич до мелочей продумывал все детали заседаний клуба, превращавшихся для остальных участников в незабываемый праздник... Журнал «Историк и художник» стал по-настоящему ярким явлением в мире исторической периодики, сразу занял в нём особое место, и остаётся сожалеть, что в отсутствие всякой поддержки со стороны государственных и общественных «грантодателей» он не «пережил» кризисного 2008 г. Вместе с тем трудно даже представить колоссальную нагрузку, ложившуюся на плечи человека, выпустившего в свет 18 номеров журнала, каждый из которых включал свыше 18 печатных листов.

Как исследователь С.С. Секиринский занимался преимущественно историей русской общественной мысли и прежде всего - историей русского либерализма XIX в., которому были посвящены книги, написанные им в соавторстве с Т.А. Филипповой («Родословная российской свободы». М., 1993) и В.В. Шелохаевым («Либерализм в России: очерки истории (середина XIX - начало XX в.)». М., 1995), а также защи-щённая в 1999 г. докторская диссертация «Русский либерализм: от 40-х к 80-м годам XIX века (идеи, люди, среда)». При этом Сергей Сергеевич не только изучал прошлое русского либерализма, но и сам отличался лучшими чертами и качествами настоящего либерала. Ему были присущи широта мысли, терпимость, уважительное отношение к чужому мнению. Он всегда придавал большое значение правам личности и обладал безупречным чувством собственного достоинства.

С.С. Секиринскому было свойственно также постоянное стремление к новому, всё застывшее, устоявшееся, утратившее жизненную силу его не устраивало. Исследование либерализма, как и любого течения общественной мысли, предполагало, при всём разнообразии возможных оценок и интерпретаций, обращение к известному кругу источников и привычным приёмам их анализа. «Но традиционный подход к разработке этой тематики на основе преимущественно изучения различных продуктов идеологического творчества (публицистики, записок, проектов и т.п.) в отрыве от человека, от полнокровных людей меня не удовлетворял, - отметил Сергей Сергеевич в составленной в 2011 г. "Автобиографии". - Вполне естественным в связи с этим стало обращение к "живой" истории, к динамике её сюжетных линий, столкновений и лиц, к разнообразию оттенков пережитых страстей и утраченных ощущений. В этом, как мне кажется, историку всегда приходит на помощь искусство, художественная культура того времени, которое он изучает. Так в центре моих интересов оказалась новая проблематика: роль художника как участника, свидетеля и исследователя исторической жизни и одновременно роль в труде историка (в том числе и преподавателя истории) таких слагаемых художественного мышления и мастерства, как интуиция, воображение, искусство рассказчика, артистизм».

Поиск новых источников и подходов, наметившийся ещё в работах 1990-х гг., нашёл своё воплощение в целом ряде статей и двух сборниках («История России XIX-ХХ веков: новые источники понимания». М., 2001; «История страны / История кино». М., 2004), задуманных, составленных и отредактированных С.С. Секиринским. При этом, как и в других случаях, Сергей Сергеевич сумел увлечь своей идеей десятки авторов. Между тем обращение историка к таким «не вполне традиционным источникам», как художественная литература и игровой кинематограф, требовало незаурядной интеллектуальной смелости.

Оригинальной и даже дерзкой по своему размаху явилась и последняя исследовательская тема, над которой С.С. Секиринский работал с марта 2011 г. в Центре

по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН. Сергея Сергеевича, как сам он писал, давно уже интересовали «причины востребованности в России наполеоновского мифа, его преломления и видоизменения». В своих статьях он не раз затрагивал различные сюжеты, связанные с восприятием в России Бонапарта и бонапартизма. Но теперь все эти размышления и наблюдения должны были сложиться в единую картину, охватывающую опыт двух столетий. Полностью осуществить свой «замысел, обдуманный глубоко», историку не удалось - слишком короткий срок был ему отведён. Но даже за эти полтора года Сергей Сергеевич успел опубликовать ряд важных статей, подготовить к печати главу (5.5 а.л.) о «трансформации образа поверженного врага» в коллективной монографии «Отечественная война 1812 года в культурной памяти России» (М., 2012), выступить с научными докладами на нескольких международных конференциях в России и за рубежом. 18 октября он сделал сообщение о судьбе наполеоновской легенды в России на заседании Никитского клуба, созданного в 2000 г. по инициативе С.П. Капицы и объединившего учёных и предпринимателей. Активное участие Сергея Сергеевича в работе Никитского клуба - ещё одна сторона его многогранной деятельности в последние годы.

Далеко не случайно Сергей Сергеевич выбрал для своей работы в Институте российской истории РАН именно Центр по изучению отечественной культуры. Его привлекала не только возможность вести исследование в широких хронологических рамках, но и сложившаяся в центре особая благожелательная и вместе с тем творческая атмосфера, располагающая к свободному научному поиску. Он очень ценил внимание и поддержку коллег и всегда говорил о «нашем» центре так, что слушателю непременно хотелось работать вместе с ним. В Центре его встретили с нескрываемой радостью, доклады и выступления Сергея Сергеевича неизменно вызывали повышенный интерес, а многочисленные вопросы коллег свидетельствовали о том, что избранная им тема близка и важна для историков, занятых самыми разными эпохами и сюжетами.

В общении с коллегами Сергей Сергеевич был исключительно добродушен и жизнерадостен, что не мешало ему оставаться проницательным и остроумным критиком. Неудивительно, что он был душою и центром неформальных встреч в редакции журнала «Отечественная / Российская и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком