научная статья по теме СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ГОРОДА: ТЕРРИТОРИЯ КОНФЛИКТОВ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ГОРОДА: ТЕРРИТОРИЯ КОНФЛИКТОВ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 6

МОДЕРНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА

И.В. СТАРОДУБРОВСКАЯ, К.И. КАЗЕНИН

Северокавказские города: территория конфликтов*

Проведенное авторами статьи социологическое исследование первопричин конфликтного потенциала городов Северного Кавказа позволяет им сделать вывод: повышенная конфликтность в регионе связана не с его "этничностью", а объективными трудностями модернизацион-ных трансформаций.

Ключевые слова: Северный Кавказ, модернизация, межпоколенческий конфликт, культурологическая дифференциация, исламизм, национальные отношения.

A sociological study of the North Caucasus cities conflict potential root causes conducted by the authors brings them to a conclusion. Increased conflict in the region is connected not with its "ethnicity", but with the objective difficulties of modernization transformation.

Keywords: North Caucasus, modernization, intergenerational conflict, cultural differentiation, Islamism.

Высокая конфликтность северокавказских социумов - тревожный и непонятный факт для многих россиян. Почему северокавказские территории столь сильно отличаются от остальной России по этому параметру? Не потому ли, что по своей природе кавказцы агрессивны и не способны договариваться ни между собой, ни с представителями других народов? Встав на подобную примордиалистскую позицию, придется признать высокую конфликтность свойством, вытекающим из природы северокавказских этносов, с которым ничего нельзя поделать.

Но многолетние исследования, проводимые нами в северокавказских республиках, с очевидностью демонстрируют, что дело совсем не в специфических чертах кавказского характера (как теперь любят говорить на самом Кавказе - менталитета), а в особенностях периода, который переживает регион в настоящее время. Этот период принято называть модернизацией - процессом перехода от традиционного общества

* Статья подготовлена по материалам НИР "Северокавказский город как особый феномен урбанизации" Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Стар о дубровская Ирина Викторовна - кандидат экономических наук, руководитель научного направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара.

Казенин Константин Игоревич - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

к современному - и черты ее достаточно схожи во всех странах, где она происходила. Правда, концепция модернизации теперь не в моде: разработанная изначально в виде представления о вестернизации как единственной модели движения к прогрессу любого общества, она подвергается активной критике (см. [Паин, 2009]). Мы полагаем, что под удар здесь ставится не само понятие "модернизация", а идеологическое содержание, которое в него вкладывали. И мы используем этот концепт в наших исследованиях, рассматривая модернизацию не как прямую дорогу к светлому будущему, а как сложный, болезненный, противоречивый период трансформации общества, приводящий к разрушению тех привычных основ, на которых веками строилась жизнь его членов.

Центральный элемент модернизационного процесса - урбанизация. Переход от сельской к городской цивилизации во многом и порождает характерные для этого процесса трения и конфликты. Не случайно изучение разложения традиционного общества тесно связано с первыми социологическими опытами анализа городов. И хотя схожие процессы происходят под влиянием глобализационных тенденций и в сельской местности, в городах они идут особенно интенсивно и противоречиво. Попробуем выделить характерные для периода модернизации особенности, которые помогут понять источники и суть конфликтов в современных северокавказских городах.

Слагаемые конфликтности: аномия, культурная дифференциация, межпоколенческий разлом

Наиболее типичная характеристика современной городской среды на Северном Кавказе - аномия, то есть ситуация, когда социальные регуляторы традиционного общества уже не действуют, а новые нормы еще не сформировались. "Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени... Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все" - так характеризует аномию ее "первооткрыватель" Э. Дюркгейм [Дюркгейм, 1994, с. 126].

Подобный оборот дел связан с принципиально различными механизмами регулирования традиционного и современного обществ. В городе с его масштабами, анонимностью индивида и множеством различных сообществ традиционный сельский контроль со стороны семьи и общины действовать уже не в состоянии. Одновременно мигранты далеко не сразу воспринимают городские нормы общежития. Коренные горожане реагируют на это достаточно болезненно: "Вот в селении, если ты вдруг что-то плохое сделаешь, любой старший может по башке дать. Это нормально. И неважно, родственник или нет. Когда он /мигрант/ приезжает в город, по башке уже никто не дает. Его не научили культуре, почему нельзя, например, девочку обижать. Не объяснили, почему нельзя девочку обижать, а просто по башке давали. А здесь он видит, что по башке никто не дает. Значить, можно обидеть девочку" (интервью, Махачкала, 2012).

Но и сами городские "правила игры" в условиях массовой миграции в города все время размываются. Город стремится переварить село, но в результате миграции нередко село начинает переваривать город. "Махачкала - сплошной кутан1", "Мы все аул" - характеристики, которые нередко приходится слышать в северокавказских городах. Причем на Северном Кавказе эти процессы накладываются на явления аномии, порождаемые посткоммунистической трансформацией, характерной для всей страны, и усиливают их. В подобных условиях дефицит разделяемых всеми общих ценностей и норм чувствуется особенно остро.

1 Кутан - территория, выделяемая горным селам на равнине для сельскохозяйственных нужд. В данном случае имеется в виду то, что Махачкалу заполонили выходцы с гор.

Традиционное общество может серьезно различаться по многим характеристикам на разных территориях, но внутри каждой своей ячейки (села, аула, джамаата) ему присуща культурная однородность. С этой точки зрения город - совершенно другое образование. "При внимательном рассмотрении городское сообщество оказывается мозаикой меньших сообществ, многие из которых разительно отличаются друг от друга... Это так называемые естественные ареалы города... Каждый естественный ареал имеет или склонен иметь свои особые культурные традиции, обычаи, конвенции, стандарты порядочности и приличия, и если не свой особый язык, то по крайней мере общий универсум дискурса, в котором слова и поступки имеют смысл, ощутимо специфичный для каждого локального сообщества" [Парк, 2011, с. 100, 105]. То есть для города, даже отвлекаясь от временной ситуации аномии, характерны гораздо менее жесткая система норм и правил и более широкие границы допустимого, чем для традиционной системы.

Для людей, вышедших из традиционного общества, это - большая проблема. Запрос на единую идеологию, единообразное определение, "что такое хорошо и что такое плохо", в подобной ситуации очень высок, причем как со стороны молодого, так и старшего поколения. Приведем тут два соответствующих типических высказывания: «Большие города - это большая безнравственность. Большой город - это большая бесконтрольность и большая анонимность, анонимность существования человека... Меня беспокоит то, что под видом свободы человека человек сам себя разрушает. Семья разрушается... Вот слово "надо" у человека - неужели у человека не должно быть слова "надо"?!» И вторая, аналогичная оценка: «Мораль, она деградирует. И сегодня норма, которая сегодня является, 10 лет назад наши бабки, наши тетки, наши мамы, они сказали бы: "Если в наше время девушка такое себе позволила бы, у нее были бы ой какие проблемы!". То есть сегодня это уже норма стала. Получается, что та граница, которая была тогда, и та граница, которая сейчас - она сдвинулась во всех отношениях» (интервью, Махачкала, 2012). Иначе говоря, традиционное общество, формирующее четкое противопоставление "свои - чужие", "мы - они", не дает опыта сосуществования различных культурных стереотипов, не воспитывает толерантности к альтернативным взглядам и идеологиям. Естественно, все это постепенно приобретается по мере становления городской культуры, но мало где данный процесс проходит без пробуксовки или движений вспять (см., например, [Беляев, 2007]).

Резкое изменение условий жизни, размывание традиционных отношений во многом обесценивает для молодого поколения жизненные стратегии и рецепты успеха предков. Межпоколенческий разрыв и сопровождающий его конфликт в этих условиях становится неизбежен. Во многом именно острота межпоколенческого конфликта определяет степень конфликтности общественной трансформации в целом. Приходится слышать возражение, что в таком конфликте нет ничего специфически связанного с модернизационными процессами, в той или иной форме он - универсальная характеристика отношений в любом обществе. Однако межпоколенческий конфликт в рассматриваемый нами период имеет несколько существенных особенностей.

Во-первых, размывание традиционного общества приводит к тому, что межпоколенческий конфликт впервые открыто манифестируется и легитимизируется. Молодежь не просто внутренне не согласна с представителями старших поколений, она открыто заявляет свое право на поиск новых ценностей и смыслов, своего пути в жизни. Позиция старших перестает пользоваться безусловным авторитетом, она может как приниматься во внимание, так и отвергаться. Так, в ходе опроса в Махачкале выходцев из одного достаточно традиционного дагестанского горного района удалось выявить следующий парадокс. Представители старшего поколения считают, что молодежь их

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком