научная статья по теме ШИШКОВ А.М. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. М., 2003. 592 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ШИШКОВ А.М. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. М., 2003. 592 С»

ведь всего два текста, написанных мирянами - Нитхардом и Адема-ром), отличается большей рациональностью (не цитируют Библию, редко "замечают" чудеса, причинно-следственные связи отыскиваются в повседневной жизни и пр.). Какие хронологические представления (были ли они вообще?) использовались при систематизации событий прошлого в исторических сочинениях мирян, была ли здесь какая-то специфика в сравнении с произведениями клириков? Каков вообще был уровень взаимопроникновения двух этих текстовых систем? Задаваясь этим вопросом, мы вполне отдаем себе отчет в том, что исторические сочинения каролингского времени создавались, прежде всего, как тексты одного института - церкви, и уже затем как нарративы других микро- и макрогрупп.

В заключение отметим, что монография А.И. Сидорова заслуживает внимания каждого медиевиста

и не только потому, что может расцениваться как некий exemple исследовательского профессионализма, но и потому, что на уровне конкретно-исторического анализа делает ощутимыми и наполненными реальным смыслом многочисленные методологические подходы к базовым категориям исторической науки. И если в классической монографии М.А. Барга "Эпохи и идеи. Становление историзма" на уровне глубокого теоретического осмысления и систематизации представлена эволюция исторического сознания на протяжении более чем тысячелетнего периода (от античности до Просвещения), то А.И. Сидоров с учетом новейших подходов современной науки достойно продолжил исследование этой проблематики, но уже на примере изучения репрезентативного круга источников одной конкретной эпохи. На наш взгляд, это очень позитивный путь!

М.С. Бобкова

Шишков А.М. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА М., 2003. 592 с.

В современной медиевистике одним из наиболее перспективных и по сей день востребованных направлений научных изысканий остается исследование интеллектуальной культуры. Если западные ученые никогда не прекращали интенсивно разрабатывать различные проблемы духовной жизни средневекового общества и изучать многие аспекты истории религиозно-философской мысли латинского Запада, то в отечественной историографии, вплоть

до второй половины XX в., кроме, пожалуй, В.П. Зубова и В.В. Соколова, а также С.Д. Сказкина и его учеников, исследователи практически не обращались к этим вопросам. Поэтому появление новых работ по философии Х11-ХУ вв. способствует более глубокому постижению мира духовных и интеллектуальных исканий людей Средневековья.

Рецензируемая книга принадлежит перу кандидата философских наук, доцента кафедры истории и

теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.М. Шишкова. Автор уже хорошо известен отечественному читателю, как широкой любознательной публике, так и специалистам-медиевистам, своими исследованиями, посвященными творчеству Роберта Гроссетеста (1168/ 1175-1253)1, метафизике света2 и общим вопросам истории западноевропейской средневековой мысли3. Подготовленная им работа - учебное пособие, составленное из ранее опубликованных статей и основанное, как замечает сам автор, прежде всего на анализе критической литературы. А.М. Шишкову удалось дать вполне исчерпывающие, хотя и не всегда бесспорные, характеристики многим представителям европейской образованности: от Марци-ана Капеллы и Рабана Мавра до Фомы Кемпийского и Жана Жерсона, причем о немалой части персонажей его книги в отечественной историографии говорится практически впервые.

С учетом того, что серьезных обобщающих работ по истории средневековой философии в России крайне мало, кроме изрядно уста-

ревших трудов А. Штекля и О.В. Трахтенберга, классического учебника В.В. Соколова, а также нескольких переводных исследований Э. Жильсона и Ф.Ч. Коплстона, пособие А.М. Шишкова, несомненно, восполняет существующую в отечественной медиевистике лакуну.

"Не претендуя на творческую интерпретацию материала" (с. 10), автор видит главную цель своей работы в систематизации обширных и разрозненных данных по истории средневековой интеллектуальной культуры и тем самым надеется не только привлечь внимание читателей к этой теме, но и подтолкнуть их к самостоятельному исследованию. А.М. Шишков удачно сочетает лаконичность и ясность изложения с достаточной полнотой содержания. Он не перегружает читателей излишними деталями биографии мыслителей прошлого, напротив, последовательно и четко рассказывает об основных вехах их жизни и творческой эволюции. Сопутствующая каждой главе книги обширная библиография значительно облегчает первоначальное знакомство с различными представителями средневековой науки и культуры. В пособии

1 Роберт Гроссетест "О свете, или О начале форм" / Пер., прим. и предисл. A.M. Шишкова // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 122-136; Шишков A.M. Световая космогония в трактате Роберта Гроссетеста (1175-1253) "О свете, или О начале форм" // Универсум платоновской мысли: Космос, Мастер, Судьба (космогония и космология в платонизме, "тимеевская" традиция и античная физика) / Сост. Р.В. Светлов, A.B. Цыб. СПб., 1998. С. 99-104; Он же. Роберт Гроссетест, метафизика света и неоплатоническая традиция // Историко-философский ежегодник' 97. М., 1999. С. 98-109.

2 Шишков A.M. Метафизика света в средневековой европейской культуре (два очерка к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. № 5. С. 88-98.

3 Шишков A.M. Проблема соединения души с телом в античной и средневековой антропологии // Историко-философский ежегодник' 98. М., 2000. С. 59-65; Он же. Христианский универсализм средневековой Европы и луллианская традиция // IX Рождественские образовательные чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. М., 2001. С. 97-118; Он же. Шартрская школа и ее круг // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2003. С. 51-81.

A.M. Шишкова читатель найдет подробную информацию о философских (Петр Абеляр, Сигер Бра-бантский, Генрих Генский, Вальтер Бурлей), богословских (Ратрамн из Корби, Гильберт Порретанский, Ланфранк Бекский), естественнонаучных (Аделард Батский, Александр Неккам, Витело, Роджер Бэкон) и социально-политических (Иоанн Солсберийский, Адам Марш, Иоанн Парижский, Эгидий Римский) взглядах мыслителей Средневековья, одним словом, перед его глазами возникнет образ культуры Западной Европы V-XV вв. в идеях и исканиях ведущих ее представителей.

Однако работа Шишкова не избежала ряда недочетов, по поводу которых хочется сказать несколько слов. Автор посвятил свой труд фигурам "второго плана", к которым он относит наиболее ярких и самобытных деятелей культуры Средневековья. Вполне очевидно, какое огромное влияние на современников и потомков оказали, в частности, сочинения Петра Абеляра, мыслителей Шартрской и Сен-Викторской школ, Иоахима Флорского, Альберта Великого, Сигера Брабантского и др. Тем более странно, что в пособии не нашлось места ни Иоанну Скоту Эриугене, ни Ансельму Кен-терберийскому, ни тем более Фоме Аквинскому и Бонавентуре, воздействие которых на философские и богословские построения схоластов последующих веков трудно переоценить. Так или иначе, но у не подготовленной аудитории никак не может сложиться целостная картина развития западной культуры на протяже-

нии целого тысячелетия. Без привлечения наследия этих интеллектуалов никак невозможно уяснить общие тенденции развития философской мысли в Западной Европе.

Чрезвычайно важно, что A.M. Шишков посвятил несколько десятков страниц крупнейшему центру средневековой учености -Шартрской школе (с. 54-87). При этом странно, что автор не рассматривает воззрения Бернарда Шартр-ского, которого часто и ошибочно идентифицируют с Бернардом Сильвестром, сведения о котором можно найти в сочинениях Иоанна Солсберийского. Более того, эти данные вполне достоверны, поскольку Иоанн, по всей вероятности, воспользовался рассказами непосредственных учеников прославленного магистра. Сомнительно также чтобы Бернард был родным братом Теодориха Шартрского -другого замечательного мыслителя эпохи "Ренессанса XII в."

Знаменитому грамматику Гильо-му Коншскому принадлежит ряд сочинений, центральное место среди которых занимают два трактата: "Философия мира" ("Philosophia mundi", 1125-1130 гг.) и "Сноп философских колосьев" ("Dragmaticon philosophiae", 1144-1149 гг.). Однако в интервале между созданием этих трудов, в период с 1136 по 1141 г., если пользоваться датировкой Мартина Грабманна, схоласт написал "Третью философию" ("Tertia philosophia")4. Вплоть до начала XX в. исследователи ошибочно приписывали это произведение Гуго Сен-Викторско-му. Тем более странно, что Шишков

4 Gregory T. Anima mundi: La filosofía di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres. Firenze., 1955. P. 9; Рамм Б.Я. Гильом Коншский: (Из истории развития прогрессивных идей во Франции в начале XII в.) // Французский ежегодник. 1959. М., 1961. С. 43.

даже не упомянул об этом трактате. Непонятно, почему Шишков игнорирует фигуру Иво Шартрского. Следует также оговорить, что используемые в книге переводы даются без указания на их автора, в частности приведенный перевод фрагмента "Снопа философских колосьев" (с. 64) принадлежит В.П. Зубову5. Лишь с большой натяжкой можно отнести Аделарда Батского к Шартр-ской школе, который никогда там не преподавал, и лишь косвенно может быть с ней связан, тогда как Иоанн Солсберийский, напротив, является непосредственным учеником ее знаменитых магистров.

А.М. Шишков считает, что крупный английский церковный и политический деятель второй половины XII в., блестящий знаток классической культуры Иоанн Солсберийский "не проявил себя как оригинальный мыслитель" и "не создал ни одной собственной систематической работы мировоззренческого характера" (с. 126). Данная оценка не только не согласуется с выводами исследователей, но и попросту противоречит содержанию трактатов самого схоласта. Общепризнанно, что его сочинение "Поликратик, или О забавах света и заветах философов" ("Policraticus, sive de nugis curialium et vestigiis philosophorum", 1159 г.) - новаторский труд, в котором самым подробным образом рассматриваются проблемы праведной и неправедной власти, взаимодействия государ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком