научная статья по теме ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ТОМАША ГАРРИГА МАСАРИКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ТОМАША ГАРРИГА МАСАРИКА»

Документальные очерки

© 2012 г.

Э.Г. ЗАДОРОЖНЮК

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ТОМАША ГАРРИГА МАСАРИКА

Т.Г. Масарик, будучи президентом Чехословакии в 1918-1935 гг. сумел воплотить принципы своего политического мышления в практику государственной деятельности и заслужил от своих современников - знаменитых писателей Б. Шоу, Т. Манна, Р. Рол-лана - звание "философ на троне"1.

В то же время он обладал чертами реал-политика, осуществляя значимые социальные идеи. Чехословакия при его президентстве стала одной из ведущих индустриальных стран мира, способной в сложнейших условиях решать крайне острые экономические и политические проблемы.

Томаш Масарик родился 7 марта 1850 г. Его отец - словак, бывший крепостной, работавший возницей, мать - чешка, ее родным языком был немецкий2. В гимназии Томаш записался греко-католиком - представителем конфессии, в которую в основном входили этнические украинцы. В гимназии же он начал самым активным образом знакомиться с русской классической литературой. Интерес к ней не пропал и в студенческие годы. В Венском университете, куда он поступил в 1872 г., Масарик создал что-то вроде русского клуба. Свое образование он продолжил в Лейпциге, где обручился с Шарлоттой Гарриг, молодой американкой, обучавшейся в консерватории. Ее фамилию он взял как второе имя. Тогда же он перешел в евангелическую веру.

В 1879 г. Масарик стал доцентом философии Венского университета. В это время он пишет самые разноплановые работы, включая брошюры о гипнотизме, трактат о самоубийстве, философские труды, посвященные Платону, Канту и Юму. Но особое внимание он уделяет исследованиям славянского вопроса. А возвращение в Пражский университет, где он в 32 года стал экстраординарным профессором, способствовало возникновению острого интереса к его изучению. Тогда же он познакомился с русским философом Э.Л. Радловым, имевшим чешские корни, который обратил его внимание на философские течения современной России - хотя сам Масарик считал лучшими

Задорожнюк Элла Григорьевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

1 О том, что его идеи не устарели, свидетельствует переиздание к 160-летию со дня рождения его ключевых работ: Masarykovo poselství vojákum. Praha, 2010; Nová Evropa. Stanovisko slovanské. Praha, 2010; Masaryk Osvoboditel. Sborník. Praha, 2010; Masaryk T.G. Ceská otázka. Snahy a tuzby národního obrození. Praha, 2011. Издавались не только биографии Масарика, например: Herben J. T.G. Masaryk. Prezident republiky ceskoslovenské. Praha, 2010; Robe F. T.G. Masaryk. Praha, 2010. Но также работы о его роли в истории страны и Европы: Ozzoff A. Battle for Castle. The Myth of Czechoslovakia in Europe 1914-1948. New York, 2009. Автор утверждает, что Т. Масарик и его последователь Э. Бенеш - наиболее преданные защитники демократии - были вынуждены вести борьбу за Град и внутри Града, выставляя Чехословакию как символ послевоенного порядка, а чехов как прирожденных демократов.

2 Masaryk T.G. Curriculum vitae. - Dolezal J. Masarykova cesta zivotem, d. II. Brno, 1921, s. 10.

представителями "человековедения" и обществознания скорее писателей, чем философов.

Масарика интересовали не только высокие духовные достижения России, но и нигилизм, и феномен монашества. Он имел свои суждения обо всех этих формах бытия, причем глубоко проницательные. Его погруженность в славянский вопрос способствовала формированию у него четкой оценки возможностей России в его решении. Он дважды приезжал в страну, в 1887 и 1888 гг. Встречи со славянофилами В.И. Ламанским и Т.Д. Флоринским, которые придерживались консервативных убеждений, разочаровали его. Беседы с либерально и демократически ориентированным А.Н. Пыпиным и Н.Я. Гротом также не увлекли. Важнейшими для него стали встречи с Л.Н. Толстым, скептически относившимся к любому политическому вопросу, в том числе и славянскому.

Фундаментальная монография Масарика "Самоубийство как массовое социальное явление современной цивилизации" (1881) привлекла внимание представителей нарождавшейся тогда социологии. То же касается его работ по психологии, конкретной логике, практической философии3. Еще один его труд "Философские и социологические основания марксизма" появился в 1898 г. на чешском языке, в 1899 - на немецком, а в 1900 г. - на русском. Фактически данную работу можно считать началом марк-соведения, поскольку он критиковал марксизм именно как систему взглядов, включая экономическое учение, философское обоснование и социологические трактовки. В России, утверждал Масарик, традиция марксизма вряд ли приживется; действительно, ведь появление Российской социал-демократической рабочей партии в год выхода его труда на чешском языке мало кем было замечено в самой России.

Что касается Америки, то в 1902 г. на родине своей жены он стал почетным доктором Чикагского университета. Здесь им прочитан цикл лекций "Философия истории малой нации", который включал материал и по русской проблематике. Примечательно не то, что Масарик изложил видение славянского вопроса американцам, гораздо важнее, что он воспринимал в это время образцы политической жизни в самих США, налаживал многочисленные связи с американскими политиками и общественными деятелями.

Таким образом, обширные научные изыскания Масарика, формировавшие его политическое мышление, все в большей мере концентрировались вокруг изучения программ трансформации государственности славянских народов с учетом самого различного опыта, но с предпочтением демократических образцов такого решения.

К концу XIX в. Масарик уже в качестве профессора Пражского университета стал вовлекаться и в политическую деятельность, в частности он активно участвовал в дебатах между старочехами и младочехами. Первые отстаивали австрославизм, т.е. допускали в основном культурную автономию Чехии, вторые же выступали за преобразование Австро-Венгрии из двуединой (1867 г.) в триединую - австро-немецко-славянскую - монархию под эгидой Габсбургов. В целом же "Масарик решил быть больше, чем старочехом, ища источники политического вдохновения в идеях Гуса и чешских братьев, в установке на свободное самоуправление общества. В то же время он был и больше, чем младочехом, стремясь привить эти национальные ценности к древу современной демократии в наиболее развитых ее образцах"4.

3 С этого времени он все больше наращивает общеевропейские связи. "Профессор университета Карла-Фердинанда и Высшей технической школы в Праге, он стал почетным доктором философских, юридических и социальных наук в университетах Хартфорда и Айовы (США), Лондона, Оксфорда, Шеффилда и Глазго (Великобритания), Белграда, Загреба и Любляны (Югославия), Парижа и Страсбурга (Франция) (примечательно, правда, что таких званий и степеней он не получил ни в Германии, ни - до осени 1916 г. - в России)". - Абрамов М.А., Лаврик Э.Г., Малевич О.М. Томаш Гарриг Масарик: жизнь, дело, учение. - Масарик Т.Г. Россия и Европа, т. 2. СПб., 2004, с. 598.

4 Там же, с. 593.

В 1900 г. Масарик создал свою партию, которую намеревался назвать Чешско-братское единение, но в конце концов она стала называться Чешская народная партия. С этого времени уже можно говорить о его оппозиционности политике Австро-Венгерской империи по решению славянского вопроса. Знаменитый суд 3 марта 1909 г. в Загребе над сербами и хорватами - членами организации "Славянский юг" - Масарик назвал политическим фарсом. Следующий суд над представителями этой организации 9 декабря 1909 г. можно считать поворотным пунктом в видении им сути славянского вопроса5. Защищая интересы южных славян в столице Австро-Венгрии, он пришел к убеждению, что чешский вопрос не может получить адекватного разрешения в рамках империи. А поскольку он был человеком дела, то развернул программу подготовки будущих политиков - выразителей интересов Чехии, которая, как и независимые Сербия, Болгария и Черногория (фактически с конца XVIII в.), должна была опираться на поддержку России.

Но Россия была самодержавной еще в большей мере, чем Австро-Венгрия, а малые нации должны были защищать свою национально-культурную идентичность и взращивать собственную государственность на общеевропейских образцах. Попытки разрешить это противоречие привели к написанию фундаментального труда "Россия и Европа". Книга впервые вышла на немецком языке в 1913 г., в 1919 г. на английском языке и только затем - в 1919-1920 гг. на чешском (переиздана в 1930 и 1932 гг.). Итальянское издание появилось на свет в 1922-1923 гг., тогда же - хорватское. Готовились и русскоязычные переводы - с самого начала ее хотел увидеть на русском языке М. Горький, с которым Масарик часто встречался на Капри. Однако Первая мировая война не позволила осуществить задуманное - да и власти России вряд ли приветствовали бы появление книги, содержащей политические обвинения самодержавию, а после революции Масарик надолго попал в число антибольшевиков6. Война 1914 г. -плод в первую очередь межевропейских противоречий, в разрешение которых была втянута и Россия, - по-новому поставила проблему малых наций. Получение ими государственной независимости представало как некая гарантия неучастия в подобного рода столкновениях; на это в первую очередь и надеялся Масарик (в чем-то следуя идеям А.И. Герцена и М.П. Драгоманова, предполагавшим похожие модели решения славянского вопроса)7.

Известие о войне 64-летний профессор встретил на отдыхе в Саксонии. Он сразу же отправился в Прагу. Но из-за его активной антиправительственной позиции по славянскому вопросу он подвергся гонениям. Дабы избежать преследования Масарик

5 Масарик помогал конструктивными идеями югославскому освободительному движению в самом начале ХХ в. Так, он «предложил заменить революционные меры умеренной оппозицией, "большую политику" - теорией "малых дел", полагая залогом успеха национально-политической борьбы кропотливую, каждодневную социально-культурную работу в народной среде. Также одной из основных концепций Масарика было выдвижение идеи славянской солидарности в противовес германскому "Drang nach Osten"». (Югославия в ХХ веке. Очерки политической

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком