научная статья по теме ШУКШИН И ЛЕСКОВ: ПРАВОСЛАВИЕ И ДЕРЕВНЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ШУКШИН И ЛЕСКОВ: ПРАВОСЛАВИЕ И ДЕРЕВНЯ»

Мухтарова Д.Р.

ШУКШИН И ЛЕСКОВ: ПРАВОСЛАВИЕ И ДЕРЕВНЯ

Шукшина и Лескова объединяет многое, как в жизни, так и в творчестве, несмотря на временные рамки. Прослеживается некая преемственность в описании некоторых важных моментов, что позволяет сделать прогноз на будущее.

Как писал Лесков «русский народ есть сила, сила огромная, живая и самостоятельная. Повинующаяся не людям или партиям, а началам. Эти начала можно изучить и слушаться их; но не изменить их». [1: 7]

1. Религиозно-христианское понимание жизни является общим для Шукшина и Лескова, что отразилось и в творчестве. Цикл о праведниках занимает особое место в работах Шукшина и Лескова. «Русские святые особенно в своем поведении проявляют бедность, смирение, простоту жизни, самоотвержение, кротость». [2: 1]

Так и герои произведений Н.С. Лескова представляют собой своего рода святых, которых любит и уважает народ. И эти праведники искренне и бескорыстно помогают своему народу, не заботясь о себе. Один из героев Н.С. Лескова Несмертельный Голован из одноименного произведения, человек, во время повсеместного мора, не боясь заразиться, помогал больным по мере сил.

Среди героев Лескова преобладают люди, преисполненные деятельной любовью к ближнему, состраданием, натуры благородные и способные к самопожертвованию. Это цикл рассказов о праведниках. Среди этих положительных типов русских людей, как правило, личности общественно незначительные. Но незаметность их положения лишь оттеняет силу и красоту их духовного подвига («Пигмей», «Однодум»). Именно эти люди, герои духа, творят подлинную историю. В заметке «О героях и праведниках» Лесков писал: «Прожить изо дня в день праведную долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастно врага, гораздо труднее, чем броситься в бездну... или вонзить себе в грудь пук штыков... Одна храбрость ненадежно защищает государства. Между тем,... где умножаются праведники, там веселится народ «. В византийских легендах Лесков развивает тему праведников, рассматривая ее уже как бы в общечеловеческом измерении. Его вера в торжество Добра, Любви и Света, в торжество нравственного начала в человеке с христианской силой раскрывается также в притчах о разбойниках и блудницах первых веков христианства. Народное благочестие являлось одним из питательных источников его творчества. Великий писатель не только знал, но и хорошо понимал свой народ, был способен услышать, уразуметь «богословие низов». «Более всяких представлений о Божестве, — говорит один из героев Лескова, — люблю этого нашего русского Бога, который творит себе обитель «за па-зушкой». Не в пышном византийстве мы обрели Его, не в дыме каждений, а Он у нас свой... попросту всюду ходит» («На краю света»).

Тема праведников в творчестве Лескова — не столько моральная проповедь, сколько свидетельство о духовной силе народа и о вырастающей из этой силы уверенности в его огромные возможности и великое предназначение». [3: 4—5]

Шукшин в свою очередь ввел в литературу слово «чудик». Вернее вернул поскольку ««чудак» — это излюбленный персонаж многих поколений русской и мировой литературы, чья биография началась Дон-Кихотом, а до того и параллельно тому питала целые пласты национальных фольклоров. В «чудаке» художественно-гуманистическая мысль традиционно воплощала тему беспримесного и бесхитростного добра, противопоставленного жестокой прагматике жизни». [4: 2]

Рассказ «Чудик» (1967) повествует об особом творческом складе русского человека. Герой рассказа, сельский киномеханик Василий Егорыч Князев, которого жена называла Чудиком, — взрослый человек, но его миропонимание странно и необычно для общества, в котором он живет.

Открытый и доверчивый тридцатидевятилетний сельский киномеханик Василий Князев едет в гости к брату. Сохранив детское мировосприятие он не находит понимания ни у жены, ни у брата, ни у жены брата. «Каждую жизненную ситуацию, в которую он попадает, Князев пытается решить творчески, проиграть, как маленький спектакль, что часто воспринимается неоднозначно и неадекватно зрителями, поэтому с ним «постоянно что-нибудь случалось. Он... то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные». Мы видим несколько таких анекдотичных ситуаций (сцена в магазине, на почте, в гостях у брата)». [5: 2]

2. Еще одна центральная тема творчества Шукшина и Лескова большая Родина — Россия и малая Родина для многих русских людей — деревня. Тема деревни выбрана Шукшиным не случайно.

«Творчество писателя корнями в его истоках. Шукшинские истоки — чернозем Алтая. Сам Алтай — природный храм, в котором Вася Шукшин жил среди преданий, среди людей и тех простых бабок, что сохранили и традиции, и веру. Крестьянская, деревенская проза — из истоков народной культуры, которая по сути своей культура православная.

Шукшин до буквы, до запятой в своем творчестве, и как писатель, и как режиссер и актер неразрывно связан с темой крестьянина, простого человека от земли». [6: 3]

Шукшину также часто приходилось затрагивать тему деревня-город. Размышляя на эту тему, Шукшин с горечью отмечал проблему оттока молодежи из деревни в город, считая этот процесс неизбежным. Единственно о чем он сожалел это-то, что деревенские жители, переехав в город на постоянное жительство теряют что-то ценное, присущее только им, ассимилируются с городскими и их уже не отличить.

Непросто деревенскому жителю в городе. Шукшин на себе испытал это, когда приехал в город. Чужой и отличный от других он сначала стыдился своего деревенского происхождения, потом даже бравировал этим.

По мнению многих людей, вся русская классическая литература в большей степени литература деревенская. Шукшин пишет то, о чем знает, то есть о деревенских жителях.

Лесков тоже большей частью писал о сельских жителях, истинно русском народе. Среди его произведений, освещающих жизнь деревни: «Очарованный странник», «Железная воля», «Грабеж», «Воительница» и др.

«Сюжеты многих его произведений пронизаны фольклорными мотивами, в них нашли отражение суеверия и предания, народные песни, пословицы и заговоры».

Таким образом, прослеживается преемственность Лескова у Шукшина, что отмечают многие ученые. Преемственность настоящего русского национального самосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуськов Н.Н. «БУЛГАКОВ И ЛЕСКОВ О НАЦИИ РУСАКОВ» «Советская Россия», № 32—33, 2005 г.

2. image.websib.ru/03/referat/r2.html

3. Архиепископ Кирилл (Гундяев) Русская Церковь — русская культура — политическое мышление.

4. Сердюченко В. Алтайский контекст русской классики. http://serduchenko_akrk.ru/

5. http://uchebnik.com/

6. Новосельцев А. Крестьянская православная культура в жизни и творчестве Василия Шукшина. http://www.voskres.ru/

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком